Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:58, реферат
Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Подключаемые отдельными авторами к этим формам гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие образования являются, на наш взгляд, производными, обладающими своей спецификой, не отменяющими значения первых, а придающими им статус основных, ведущих. Диалектическое мышление базируется на всех этих формах, широко их использует.
Введение 3
1 Логические формы мышления. 4
1.1 Понятия 4
1.2 Суждение как логическая форма мысли 10
1.3 Рассуждение 14
1.4 Умозаключения как форма мышления 15
1.5 Сложные умозаключения 20
1.6 Индуктивные умозаключения 23
Список используемой литературы 28
Словом «аналогия» Милль
обозначил основание
Следовательно, аналогия есть разновидность вероятностного умозаключения, в котором заключение о принадлежности предмету определенного признака делается на основании сходства этого предмета с другим предметом в ряде известных признаков. В основе аналогии находится операция сравнения. В зависимости от характера переносимого признака различают два вида умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. И в первом, и во втором случаях следует соблюдать определенные правила:
Правильное умозаключение по аналогии должно удовлетворять определенным требованиям. Сходство должно преобладать над различием. Все обстоятельства, которые связаны друг с другом как следствия одной и той же причины, надо принимать за одно сходное свойство. Если предмет, относительно которого мы делаем умозаключение, обладает каким-нибудь свойством, несовместимым с тем признаком, о существовании которого мы делаем вывод, то общее сходство предметов не имеет никакого значения. Если известно или допущено, что свойство, относительно которого делается умозаключение, является следствием или необходимым сопровождением одного или нескольких свойств, общих для всех сравниваемых предметов, то доказательство по аналогии излишне.
В заключение следует сказать, что вопрос об использовании индукции в качестве логического метода познания обсуждался на протяжении всей истории существования логики. «Индукция» в узком смысле слова как «индуктивный аргумент» была сформулирована и определена в данном качестве ещё Аристотелем и использовалась в таком виде всей последующей философской и логической мыслью. Условие правильности этого аргумента точно такое же, как и дедуктивного, то есть тождество сказуемого, которое прилагается ко всему родовому целому, распространяется на все входящие в него части. Аксиома индуктивного аргумента: «Все, что может быть приложимо в качестве сказуемого ко всякой части целого, может быть приложимо и ко всему целому». Главным требованием индукции является требование согласовывать утверждения с фактами. Все это и обусловило создание, начиная с Нового времени, системы методологических учений, опирающихся на индукцию как научный метод познания и установления истинности высказываний.
Список используемой литературы