Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:50, реферат
Когда в мыслительной деятельности или обмене информацией участвуют несколько человек, то процесс мышления значительно усложняется. Он приобретает форму доказательства или опровержения, или ту или иную их комбинацию. И дополняется такими средствами выражения мысли как интонация, мимика, жесты. И массой других способов управления интеллектуальной деятельностью и приёмами убеждения слушателей в своей правоте. Часто эта деятельность осуществляется уже в сложных формах общения или коммуникации. Таких как спор, полемика, дискуссия, беседа, диалог.
Введение
Доказательства и аргументация как основа спора.
Понятие спора. Виды спора.
3. Основные принципы и правила спора.
4. Уловки в споре.
Какие ошибки возможны при нарушении названных правил?
А. Ошибки, вызванные нарушениями требований к тезису.
1) Наиболее распространённая ошибка - «подмена тезиса». Возникает она при нарушении правила тождественности тезиса. А проявляется она в том, что вместо одного положения, которое необходимо доказать, так или иначе доказывают другое. Помните, как это оценивает народная традиция: «Я ему про Фому, а он мне про Ерёму».
2) «Потеря тезиса».
Не правда ли, нередко дискутирующие
или спорящие забывают о
Потерять выдвинутое положение мы можем, когда используем для его подтверждения спорный аргумент. Тогда возникает необходимость сначала доказать этот аргумент. Если доказательство затянется, то о первоначальном предмете разговора участвующие в диалоге могут и не вспомнить.
Увести от выдвинутого тезиса спорящих могут и всевозможные ассоциации, посредством которых зачастую мы пытаемся пояснить свои мысли.
3) «Переход в другой род». Эта ошибка случается, когда спорящие явно или неявно сужают или расширяют предмет обсуждения. Имеются две разновидности такого нарушения правила тождественности:
а) «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает»,
б) «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает».
В экономических дискуссиях последнего десятилетия сторонников идеи государственного регулирования экономических процессов их оппоненты старались «срезать» и «срезали» вопросом: «Разве возможно из одного центра планировать производство сотен тысяч изделий, производимых многими десятками тысяч предприятий»?
Но тема регулирования гораздо шире темы планирования. Непонимание этого или сознательное «сужение» предмета дискуссий делали многие из них совершенно бесплодными. А практические последствия полного устранения государства из экономической сферы жизни общества оказались разрушительными для экономики.
Б. Ошибки, вызванные несоблюдением требований к аргументам.
Роль фундамента доказательства играют аргументы. Фундамент, безусловно, должен быть надёжным. Если в основу рассуждения кладут непроверенные или сомнительные факты или другие доводы, то всё доказательство ставится под угрозу. Нарушение правил аргументации также неизбежно приведёт к ошибкам в рассуждениях. Таких, как «ложность оснований», «предвосхищение оснований», «порочный круг».
1) Ложность оснований
(«основное заблуждение»). Это значит,
что нередко за истинный
2) Ошибка «предвосхищение
основания» заключается в том,
что в качестве доводов
3) «Порочный круг»
или «круг в доказательстве».
Данная ошибка представляет
4) Если нарушим правило достаточности аргументов, то неизбежна одна из двух ошибок: избыточность или неполнота доводов. В логике они получили такие формулировки:
а) «чрезмерное доказательство»: давно подмечено, что «кто доказывает чересчур, тот ничего не доказывает»;
б) «слишком широкое или поспешное доказательство». Оно получается, как правило, при применении традуктивных или индуктивных форм вывода и вызывается недостаточным анализом фактического материала.
Обратите внимание на те случаи в Ваших спорах или дискуссиях, которые случаются на семинарских занятиях, конференциях или в быту, когда кто-то пытается доказать истинность тезиса, сформулированного в виде общего - общеутвердительного (А) или общеотрицательного (Е) - суждения. К примеру, такие достаточно распространённые в студенческой среде мнения как «Все политики бесчестны», «Никто не сможет начать своего дела без стартового капитала», «Все коммерческие структуры связаны с криминалом», «Все люди - эгоисты» и тому подобные обобщения.
В. Ошибки, вызванные несоблюдением требований к демонстрации.
Ошибки в демонстрации (аргументации) связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом. В общем виде их называют ошибками «мнимого следования».
Так как логическая связь аргументов с тезисами протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция, аналогия, то логическая корректность демонстрации зависит от соблюдения правил соответствующих умозаключений. Подробно они рассмотрены в 6 и 7 модулях. Поэтому повторять их в данном разделе нет необходимости.
Наиболее типичными проявлениями «мнимого следования» безотносительно к видам употребляемых умозаключений являются следующие: «логический переход от более узкой области к более широкой», «переход от сказанного с условием к сказанному безусловно».
1) «Логический
переход от более узкой
Довольно распространённая ошибка. Случается она тогда, когда характеристика части объектов определённой области (к примеру, оценка возможностей предприятий торговли) распространяется или переносится на всю область (в данном случае - на все типы предприятий, без учёта их специфики).
2) «Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно».
Философы утверждают, что абстрактных, универсальных, годных на все случаи жизни истин нет. Истина всегда конкретна. Но людям свойственно признавать то, что истинно для определённых условий, верным и для других случаев. Надо приучать своё мышление к тому, что такая экстраполяция (перенос) значений с одной предметной области на другую далеко не всегда оправдан.
СПОР
О науке и искусстве спора не так уж и много доступной и популярной литературы. Тем ценнее нам представляется опубликованное в журнале «Вопросы философии» (1990, №3), а затем и отдельными тиражами, небольшое произведение замечательного русского логика Поварнина Сергея Иннокентьевича (1870-1952) «Спор. О теории и практике спора» (1918). Предлагаемая ниже глава является кратким изложением некоторых положений указанной работы С. И. Поварнина.
Что представляет собою спор?
Люди не могут существовать без общения. Общение - основной способ нашего физического, социального и духовного бытия. Но общение невозможно без языка. Оно почти всегда выступает в виде языкового общения. А языковое или речевое общение всегда является диалогом. Даже тогда, когда мы читаем лекцию, делаем доклад или рассуждаем «про себя», мы предполагаем, что перед нами - собеседник, пусть и молчащий, но слушающий нас и как-то реагирующий на наш монолог.
Диалог, в свою очередь,
имеет несколько
В свою очередь, полемика тоже подразделяется на подвиды: дискуссия, спор, свара.
Свара - самый низкий сорт полемики, так как в ней грубо нарушается и попирается регламент, в ней доминирует желание унизить и оскорбить собеседника.
Дискуссия - это тематическая и корректная по форме полемика. Она является самым адекватным способом обмена знаниями, выработки людьми солидарной позиции по любому вопросу и, наконец, основным средством поиска истины. В ней наиболее полно проявляется сущность человека.
Спор - вид полемики, при котором тема обсуждения не слишком чётко зафиксирована, регламентированные (процессуальные) нормы нарушаются.
Разумеется, данные выше определения свары, спора, дискуссии очень условны. Они даны, чтобы в общих чертах обозначить предмет дальнейшего анализа.
Если мы стремимся
овладеть логической культурой, нам
важно научиться вести
Участвовать в сварах нормальный человек не хочет, не может, что в общем-то вполне естественно.
А вот без спора, похоже, жизнь мыслить невозможно. Он возникает часто, самопроизвольно, по любому поводу и без повода. Он динамичен. Спор является естественной формой выяснения отношений, прояснения позиций, выявления мнений.
Спор возникает тогда, когда проявляются расхождения во мнениях собеседников, высказываются возражения, возникает стремление преодолеть расхождение и придти к общему мнению.
Спор и есть собственно диалог, в основе которого лежит расхождение убеждений и стремление преодолеть это расхождение.
Спор - переходная форма полемики, промежуточная между дискуссией и сварой. Спор может перерасти в свару, но может принять и форму вполне корректной дискуссии. Зависит это от уровня культурности, степени деликатности участвующих в споре людей.
Чтобы научиться вести полемику в её высшей культурной форме - в форме дискуссии - важно знать основные правила рационального спора. Необходимо знать также и некоторые наиболее типичные приёмы, которые используются демагогами с целью сорвать спор или с целью превратить его в примитивную перебранку.
Разновидности споров
Эристика (система знания об искусстве спора) по разным основаниям выделяет несколько разновидностей споров.
А. По целям, которые ставят перед собой спорящие, можно выделить спор ради истины, спор ради выработки общей позиции, спор ради убеждения оппонентов в своей правоте и спор ради спора.
1) Спор ради истины.
Это высшая разновидность полемики. В них друзья - соперники руководствуются только любознательностью, подавляя тщеславие. Такой спор осуществляется в форме бескорыстной игры ума и доставляет спорящим тонкое интеллектуальное наслаждение.
2) Спор ради выработки общего мнения и достижения согласия.
Такого рода спор возникает тогда, когда разногласия между людьми (или организациями, партиями, движениями) становятся непреодолимыми, но вместе с тем есть осознание не доводить противоречия до конфликта. Окончательное решение неразрешимой на данный момент времени проблемы во имя более значимых целей откладывается на некоторое время.
3) Спор ради убеждения своих слушателей в правоте своей точки зрения.
Пожалуй, эту цель спорящие преследуют чаще всего. Такой спор к истине, как правило, не ведёт, так как каждый участник считает, что истиной он уже владеет. За истину могут выдаваться искренние убеждения человека. А могут на её статус претендовать основные идеи какой-либо политической, общественной или религиозной организации. И если человек принадлежит к соответствующей организации, то в спорах он нередко и отстаивает эти идеи.
4) Спор ради спора или ради победы в интеллектуально - эмоциональном состязании.
Это особый и, разумеется, далеко не самый лучший вид спора. Очень многие его не любят, но и увернуться от него не всегда получается. В такого рода поединках редко соблюдаются принципы и правила культурного диалога. А всевозможным уловкам и некорректным приёмам полемики вообще открывается полный простор.
Б. По характеру коммуникативного пространства спор подразделяется на следующие виды: «один-на-один», «групповой», «на публике».
1) Спор наедине целиком
определяется уровнем
2) Спор в составе
группы усложняется.
3) Спор на публике. Это зачастую спор не за истину, не за согласие и даже не ради победы над оппонентом, а за симпатии слушателей. Для этого важно произвести благоприятное впечатление на публику. А достигается такое воздействие далеко не логическими средствами и не силой интеллекта, а чем-то совершенно иным.
Отметим несколько важных моментов, объясняющих характер спора на публике:
- люди не любят и
не могут долгое время
- когда люди собираются вместе, они часто превращаются в толпу. И тогда ими управляет уже не их ум, не правила этикета или морали, а эмоции и страсти именно толпы. На её настроения решающее воздействие оказывает не глубина мысли, не сила интеллекта ораторов, а иные, зачастую внешние факторы: сила голоса, красноречие, манера держаться, внешний вид.