Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:50, реферат
Когда в мыслительной деятельности или обмене информацией участвуют несколько человек, то процесс мышления значительно усложняется. Он приобретает форму доказательства или опровержения, или ту или иную их комбинацию. И дополняется такими средствами выражения мысли как интонация, мимика, жесты. И массой других способов управления интеллектуальной деятельностью и приёмами убеждения слушателей в своей правоте. Часто эта деятельность осуществляется уже в сложных формах общения или коммуникации. Таких как спор, полемика, дискуссия, беседа, диалог.
Введение
Доказательства и аргументация как основа спора.
Понятие спора. Виды спора.
3. Основные принципы и правила спора.
4. Уловки в споре.
Один мой знакомый, естественно, достаточно смелый человек, на производственном совещании, когда руководитель в полемическом запале выдал фразу: «Это даже козлу понятно!», осадил зарвавшегося шефа репликой: «Козлу и Вам, может быть, это и понятно, но нам необходимо более солидное обоснование вашего предложения».
Надо иметь в виду и то, что в каждую эпоху есть свои так называемые «ходовые истины» (или «расхожие истины») с которыми принято соглашаться из «ложного стыда», из боязни выглядеть «отсталым», «некультурным», «ретроградом». И чем слабее духом человек, тем он трусливее в отношении «банальных истин».
5) «Подмазывание аргумента».
Распространённый
6) Внушение.
Приёмов «вскрытия» интеллекта слушателей и «вложения» в него своих мыслей множество.
Великолепна такая заставка любого спорного аргумента: «Очевидно, что ...». А далее говорите спокойно о совершенно неочевидном.
Или: «Всем известно, что
...». Далее софист смело будет
говорить о том, что известно только
ему. А почему бы и нет! Ведь первая
фраза уже сработала как
Внушение осуществляется также с помощью уверенного голоса, убедительного тона, спокойного выражения лица, представительной внешности.
В спорах при прочих равных условиях выигрывает тот, кто обладает большой внушающей силой.
7) «Двойная бухгалтерия».
Многие люди склонны к двойственности оценок: то, что разрешается использовать самому, не разрешается оппоненту. Классический пример - софизм «Тяжба о плате» или софизм Эватла. Это один из типичных софизмов, о котором сообщается в сочинении древнегреческого софиста Протагора (около 481 -411 до н. э.). Данный софизм приведён в настоящем модуле в разделе 8.1.1.
В этом примере оба - и учитель, и ученик - прибегли к двойному стандарту: подчиняться только выгодному для себя решению, будь то решение суда или их взаимный договор.
8) «Чтение в сердцах».
«Чтение в сердцах» означает объяснение собеседнику скрытых мотивов его убеждённости. Мол, Вы и согласились бы с моими аргументами, но Вам мама (или Ваша слепая вера, или Ваша партия, или страх, или простое упрямство и т.д.) не велит. Приём, отметим, оскорбительный.
9) Обвинение противника в «софизмах».
Приём грубый, объединяющий в себе «навешивание ярлыка» и одновременно «чтение в сердцах». Поди, докажи, что ты не софист. Если начнёшь оправдываться, то ставишь себя в заведомо невыгодное положение. А пока доказываешь, смотришь, и о предмете спора позабыли.
В. Сознательные логические уловки или софизмы.
В софизме Эватла содержится не только психологический трюк, но и сознательное нарушение закона логики (закона тождества). Надо иметь в виду, что софизм - не ошибка, а преднамеренное нарушение правил мышления человеком, который эти правила знает. Такого рода уловок история человеческого мышления знает множество.
1) Подмена спора из-за
тезиса спором из-за
Доказать многие утверждаемые нами положения или тезисы очень трудно. Заметив эти трудности, а тем более уязвимые места в доказательстве, оппонент постарается его разбить, что естественно. Софист, разбив доказательства, делает вывод, что он опроверг тезис. Хотя опровергнуто только доказательство тезиса. А это не одно и тоже.
Так многие адвокаты, разрушив доказательства виновности обвиняемого, обычно вместо нормального вывода «виновность не доказана» чисто софистически делают выводы, что «подсудимый невиновен».
2) Перевод спора на противоречия в доказательстве.
Указать, что противник противоречит сам себе, часто очень важно и необходимо. Но только не для доказательства ложности его тезиса. Но немногие, обнаружив в аргументации собеседника некоторые несоответствия, лишат себя удовольствия объявить опровергнутым доказываемый собеседником тезис.
3) Подмена пункта разногласия.
Это увод спора в сторону от существа дела: основной пункт разногласий подменяется маловажным.
4) «Неполное опровержение».
Нередко, когда мы для доказательства своей мысли используем не один, а несколько доводов, наши оппоненты стараются опровергнуть не тезис, а аргументы. Особенно косвенные, наиболее слабые и потому более эффектно опровержимые. Самое же важное, существенное в таких случаях остаётся без внимания. А вид вместе с тем делается, что опровергнуто всё доказательство.
5) «Диверсия».
«Сделать диверсию» - значит, совершенно оставить на время в стороне прежнюю задачу спора, неудачный тезис или довод и перейти к другим.
Способов осуществить «диверсию» очень много:
- переход на личность,
- навешивание ярлыков,
- подмена тезиса,
- расширение или сужение тезиса,
- переход от мысли с оговорками к мысли без оговорок и наоборот,
- использование мыслей
с подразумевающимися
- игра оттенками понятий или их смыслами,
- перевод вопроса с позиции истинности-ложности на позицию полезности-вредности.
6) «Лживые доводы (аргументы)».
Здесь также вариантов может быть множество:
- подмена доводов,
- умножение доводов,
- произвольный аргумент,
- нелепый довод,
- «адвокатский довод»
(использование случайной
7) Произвольные доводы.
В качестве произвольных
доводов могут выступать
Софисты в своих оценках нередко используют синонимичные или похожие на них слова с различными оттенками значений («свобода слова» и «разнузданность», «эротика» и «порнография» и т.д.).
К этому разряду софизмов относятся и злоупотребления ссылками на авторитет. Равно как и игнорирование или полное отрицание авторитетов.
8) Ложное обобщение.
Достаточно распространённый софистический приём. Наиболее наглядной формой его является так называемый «дамский аргумент». Суть его в следующем. По многим вопросам возможно, мыслимо, существует не одно, а несколько, много решений, несколько предположений и т.д. Некоторые из них противоположны друг другу. По здравому смыслу и по требованиям логики надо учитывать все их. Но софист поступает наоборот. Желая защитить своё мнение, он выбирает самое крайнее и самое нелепое противоположное из других мыслимых решений вопроса и противопоставляет своему мнению. Вместе с тем он предлагает нам сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять его мысль. Чем ярче контраст между нелепостью и защищаемым им мнением, тем лучше. Все остальные возможные варианты замалчиваются.
Вот пример из жизни:
А. - Что ты так сухо обошлась с ним. Он, бедный, чувствовал себя у нас очень неловко.
Б. - А как же мне с ним прикажешь обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться?
Изощрённых приёмов управлять спором, «вести» спор настолько много, что нет никакой возможности не только рассмотреть их, но и хотя бы только перечислить. Кто из Вас захочет ближе познакомиться со всевозможными софистическими уловками, настойчиво рекомендую прочитать и проштудировать работы С. И. Поварнина, А. Л. Никифорова, А. А. Ивина, приведённые в итоговом списке литературы.
А в завершении данного модуля познакомимся со средствами защиты против софизмов и вообще против уловок.
Как защититься от уловок?
Кто хорошо изучит уловки софистов и научится быстро их распознавать, тот в значительной мере обезопасит себя от них. Универсальных рецептов - как отвечать на каждую из них - нет. Искусство противодействия софистическим приёмам зависит от такта, находчивости, выдержки спорящих. Но несколько советов, которые помогут каждому защититься от софистических поползновений, сформулировать можно.
1) Спорить только о том, что хорошо знаешь.
О том, что плохо знаем, лучше не спорить, а спрашивать, интересоваться, обогащая себя новыми знаниями. А заодно и поощряя самолюбие и честолюбие человека, который информирует нас. Все любят, когда их хорошо слушают.
2) Не спорить без
особой необходимости с
Если же довелось связаться с демагогом, то надо обязательно быть начеку.
3) Держать в памяти весь спор.
В противном случае придётся «волочиться» от темы к теме, от довода к доводу. А это бессмысленный спор.
4) Сохранять спокойствие и полное самообладание в споре.
Правило ценное не только для спора, но и для всей нашей жизни.
5) Тщательно и отчётливо выяснять тезис и все главные доводы - и свои, и противника - помнить.
6) Строго соблюдать основные принципы и правила логического мышления.
Но лучше всего - не спорьте. Говорят, что истина рождается в споре. Это широко распространённое мнение, скорее всего, ошибочно. В споре рождаются ссора, свара, обиды, непонимание. А разумно построенный спор - это уже, собственно, и не спор вовсе, а дискуссия или беседа. Поэтому учиться надо грамотно, корректно, мудро вести беседу. Для этого необходимо учиться слушать.
Литература:
1. Об искусстве полемики. - М.: Политиздат, 1982. - 336 с.
2. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора.// Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С.103-188.