Возможности использования ИКТ в изучении координат на плоскости в курсе математики 5 – 9 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 08:06, дипломная работа

Описание

Цель настоящей работы: систематизировать особенности электронной поддержки процесса обучения учащихся по теме «Система координат на плоскости». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Систематизировать основные понятия по теме «Система координат на плоскости»; классифицировать основные задачи;
2.Проанализировать содержание имеющихся электронных средств обучения по теме «Система координат на плоскости»;
3.Создать в помощь обучающимся электронный каталог имеющихся электронных пособий по теме «Система координат на плоскости».

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения системы координат на плоскости и использование ИКТ в обучении математике
5
1.1. Основные понятия темы «Системы координат на плоскости» и особенности методики ее изучения учащимися 5–9 классов
5
1.1.1. Прямоугольная система координат и метод координат на плоскости
5
1.1.2. Типовые задачи на координатной плоскости 7
1.1.3. Гипербола. Исследование гиперболы по ее уравнению 14
1.1.4. Построение гиперболы 17
1.1.5. Парабола. Исследование параболы по ее уравнению 18
1.1.6. Построение параболы 20
1.2. Особенности использования ИКТ на уроках математики в 5–9 классах
21
Глава II. Электронные средства обучения учащихся 5–9 классов по теме «Система координат на плоскости»
23
2.1. Открытая математика. Планиметрия. ООО «Физикон» 23
2.2. Планиметрия. Электронный учебник-справочник. ЗАО «КУДИЦ»
24
2.3. Математика, 5–11 кл. Практикум – 1С: Образование 26
2.4. Другие электронные средства 27
2.5. Сравнительная характеристика и каталог электронных средств обучения учащихся 5–9 классов по теме «Система координат на плоскости»

30
Заключение 38
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.31 Кб (Скачать документ)

     Определение гиперболы вводится в курсе алгебры  в общеобразовательных учреждениях  и в курсе геометрии в школах (классах) с углубленным изучением  математики. Исследование уравнения  гиперболы вводится в школах (классах) с углубленным изучением математики. 

     1.1.4. Построение гиперболы 

     Пусть требуется построить гиперболу, заданную каноническим уравнением, и  нам известны отрезки а и b.

     Строим  прямоугольник со сторонами АВ = 2а и ВС = 2b (рис. 8). Проводим диагонали, которые пересекутся в точке О. Через О проведем прямую параллельно прямой АВ (ось абсцисс). Она пересечет отрезки АD и CD в точках А1 и А2. Получили вершины гиперболы: А1(-а; 0), А2(а; 0). Прямая ОВ образует с осью абсцисс угол φ, причем tg φ = . Уравнение этой прямой: 

      Итак, ОВ – асимптота гиперболы. Аналогично получаем, что прямая ОА – вторая асимптота.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теперь  уже можно примерно нарисовать гиперболу  так, чтобы ее ветви касались отрезков ВС и АD в точках А1 и А2 и приближались к соответственным асимптотам.

     Чтобы сделать более точный чертеж, укажем способ построения циркулем и линейкой произвольных точек гиперболы. Для  этого сначала найдем ее фокусы. Известно, что для гиперболы с2 – а2 = b2 или с2 = b2 + а2.

     В прямоугольном треугольнике ОВА2 катеты А2О и А2В равны соответственно а и b, следовательно, ОВ = с. Отложим на оси Ох отрезки ОF1 = OF2 = с. Получим фокусы гиперболы.

     Теперь  проведем окружность с центром F2 произвольным радиусом r и окружность с центром F1 радиусом r + 2а. Если эти окружности пересекаются в точках М и N, то эти точки принадлежат гиперболе. Действительно, F1M – F2M = r +2a – r = 2a, также F1N – F2N = 2a.

     Заметим, что окружности не будут иметь  общих точек, если расстояние между  их центрами больше суммы радиусов:

     2с  > 2r + 2a, r < c – a.

     Окружности  касаются, если r = c – a; пересекаются в двух точках, если     r > c – a. 

     1.1.5. Парабола. Исследование параболы по ее уравнению 

     Парабола  есть множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки F (фокуса) и данной прямой d (директрисы). Точка F не лежит на прямой d 4.

     Проведем  перпендикуляр FF1 к директрисе d. Расстояние от фокуса F до директрисы обозначим через р: FF1 = р (рис. 9).Выберем систему координат. Ось Ох проведем через точки F и F1, начало координат возьмем в середине FF1.

Тогда F(), F1(). 

     Текущая точка параболы – М(х; у), ее проекция на прямую d – точка М1(). 

     Точка М принадлежит параболе, если, и  только если, FM = M1M. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Возведем  обе части уравнения в квадрат  и произведем алгебраические преобразования.

     х2 – рх + = х2 + рх +

     у2 = 2рх.                               (14)

     Итак, координаты точек параболы удовлетворяют  уравнению (14). Можно доказать, что  любая точка, координаты которой  удовлетворяют этому уравнению, принадлежит параболе. Таким образом, равенство (14) есть уравнение параболы. 

     Исследование  уравнение параболы.

     Уравнению (14) удовлетворяют числа х = 0, у = 0, следовательно, парабола проходит через  начало координат. Других общих точек  с осями координат она не имеет. Так как 

Все точки  параболы имеют неотрицательные  абсциссы.

     Если  точка М11; у1) принадлежит параболе, то у12 = 2рх1. Это же равенство справедливо для точки М21; - у1). Парабола симметрична оси Ох.

     Определение параболы вводится в курсе алгебры  в общеобразовательных учреждениях, в школах (классах) с углубленным  изучением математики термин «парабола» вводится в курсе геометрии, также  изучается тема «Исследование уравнения  параболы».  

     1.1.6. Построение параболы 

     Парабола  задается фокусом F и директрисой d. Перпендикуляр FF1, проведенный через F к прямой d – ось симметрии параболы. Отдельные точки параболы можно строить, непосредственно опираясь на ее определение (рис. 9).

     Проводим  прямую а, перпендикулярную оси FF1. Пусть она пересекает ось в точке А (рассматриваем только те прямые, для которых точка А лежит на луче ОF). Строим окружность с центром в точке F и радиусом, равным отрезку АF1. В пересечении этой окружности с прямой а получаем точки, принадлежащие параболе.

     Действительно, если точка М принадлежит указанной  окружности, то  FМ = АF1, но АF1 равно расстоянию ММ1.

     Это означает, что точка М принадлежит  параболе. 

Информация о работе Возможности использования ИКТ в изучении координат на плоскости в курсе математики 5 – 9 классов