Характеристика ценовых мультипликаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, контрольная работа

Описание

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. В настоящей главе особое внимание уделяется:
• Теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям конкретных методов.
• Критериям отбора сходных предприятий.
• Характеристике важнейших ценовых мультипликаторов.
• Основным этапам формирования итоговой величины стоимости.
• Выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 46.45 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Оценка  бизнеса использует следующие основные подходы к оценке бизнеса - затратный, доходный и сравнительный. Все подходы  к оценке бизнеса предполагают применение специфических методов и примеров, а также требует соблюдения своих  условий, наличия достаточных факторов. Информация, используемая в том или  ином подходе, отражает либо настоящее  положение фирмы (сравнительный, рыночный подход), либо её прошлые достижения (затратный подход), либо её будущие  результаты, т.е. ожидаемые в будущем  доходы (доходный подход). В связи  с этим результат, полученный на основе обобщения всех трёх подходов оценки бизнеса, является наиболее обоснованным и объективным.

     В практике операций с оценкой бизнеса  встречаются самые различные  ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы к оценке бизнеса  и методы. Для правильного выбора методов предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки  объектов, типа сделки, момента на который  производится оценка, и т.д. При этом если на рынке, обращаются десятки или  сотни объектов, целесообразно применение сравнительного метода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный метод.

     При сравнительном подходе к оценке бизнеса используются:

     метод рынка капитала. Метод ориентирован на оценку предприятия, которое и  дальше будет функционировать

     метод сделок. Метод применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть  предприятие либо существенно сократить  объём его выпуска

     метод отраслевых коэффициентов. Метод ориентирован на оценку предприятия как действующего

     Методы  рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии  строгого выбора предприятия - аналога, которое должно относится к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.

     Особенностью  сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной  стороны, на рыночные цены купли-продажи  акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые  финансовые результаты. В настоящей  главе особое внимание уделяется:

     •  Теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям конкретных методов.

     •  Критериям отбора сходных предприятий.

     •  Характеристике важнейших ценовых  мультипликаторов.

     •  Основным этапам формирования итоговой величины стоимости.

     •  Выбору величин мультипликаторов, взвешиванию  промежуточных результатов, внесению поправок.

 

     

  1. Общая характеристика сравнительного подхода

     Оценка  имущества предприятия базируется на использовании трех основных подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый из этих подходов отражает разные стороны оцениваемой компании, опирается  на специфическую информацию, вместе с тем применение того или иного  подхода возможно лишь при наличии  необходимых условий.

       Информация, используемая в том  или ином подходе, отражает  либо настоящее положение фирмы,  либо ее прошлые достижения, либо  ожидаемые в будущем доходы.

       Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала  фирмы определяется той суммой, за которую она может быть  продана при наличии достаточно  сформированного рынка. Другими  словами, наиболее вероятной ценой  стоимости оцениваемого бизнеса  может быть реальная цена продажи  сходной фирмы, зафиксированная  рынком.

       Теоретической основой сравнительного  подхода, доказывающей возможность  его применения, а также объективность  результативной величины, являются  следующие базовые положения.  Во-первых,  оценщик использует  в качестве ориентира реально  сформированные рынком цены на  сходные предприятия, либо их  акции. При наличии развитого  финансового рынка фактическая  цена купли-продажи предприятия  в целом или одной акции  наиболее интегрально учитывает  многочисленные факторы, влияющие  на величину стоимости собственного  капитала предприятия. К таким  факторам можно отнести соотношение  спроса и предложения на данный  вид бизнеса, уровень риска,  перспективы развития отрасли,  конкретные особенности предприятия  и многое другое, что, в конечном  счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. Во-вторых, сравнительный  подход базируется на принципе  альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход.  Производственные, технологические  и другие особенности конкретного  бизнеса интересуют инвестора  только с позиции перспектив  получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.

     В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение  на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать  соотношение между ценой и  важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные  выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной  чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

       Сравнительный подход обладает  рядом преимуществ и недостатков,  которые должен учитывать профессиональный  оценщик. Основным преимуществом  сравнительного подхода является  то, что оценщик ориентируется  на фактические цены купли-продажи  сходных предприятий. В данном  случае цена определяется рынком, т.к. оценщик ограничивается только  корректировками, обеспечивающими  сопоставимость аналога с оцениваемым  объектом. При использовании других  подходов оценщик определяет  стоимость предприятия на основе  произведенных расчетов.

       Сравнительный подход базируется  на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

       Другим достоинством сравнительного  подхода является реальное отражение  спроса и предложения на данный  объект инвестирования, поскольку  цена фактически совершенной  сделки наиболее интегрально  учитывает ситуацию на рынке.

       Вместе с тем сравнительный  подход имеет ряд существенных  недостатков, ограничивающих его  использование в оценочной практике.

       Во-первых, базой для расчета являются  достигнутые в прошлом финансовые  результаты. Следовательно, метод  игнорирует перспективы развития  предприятия в будущем.

       Во-вторых, сравнительный подход  возможен только при наличии  самой разносторонней финансовой  информации не только по оцениваемому  предприятию, но и по большому  числу сходных фирм, отобранных  оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации  от предприятий аналогов является  достаточно сложным и дорогостоящим  процессом.

       В-третьих, оценщик должен делать  сложные корректировки, вносить  поправки в итоговую величину  и промежуточные расчеты, требующие  серьезного обоснования. Это связано  с тем, что на практике не  существует абсолютно одинаковых  предприятий. Поэтому оценщик  обязан выявить эти различия  и определить пути их нивелирования  в процессе определения итоговой  величины стоимости. Возможность  применения сравнительного подхода  в первую очередь зависит от  наличия активного финансового  рынка, поскольку подход предполагает  использование данных о фактически  совершенных сделках. Второе условие  — это открытость рынка или  доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым  условием является наличие специальных  служб, накапливающих ценовую  и финансовую информацию. Формирование  соответствующего банка данных  облегчит работу оценщика, поскольку  сравнительный подход является  достаточно трудоемким и дорогостоящим.

       Сравнительный подход предполагает  использование трех основных  методов, выбор которых зависит  от целей, объекта и конкретных  условий оценки.

     1. Метод компании-аналога.

     2. Метод сделок.

     3. Метод отраслевых коэффициентов.

       Рассмотрим содержание, оптимальную  сферу и необходимые условия  применения каждого метода

     Метод компании-аналога, или метод рынка  капитала, основан на использовании  цен, сформированных открытым фондовым рынком.

     Базой для сравнения служит цена одной  акции акционерных обществ открытого  типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

     Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в  целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную  сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций.

     Метод отраслевых коэффициентов, или метод  отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений  между ценой и определенными  финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые  формулы определения стоимости  оцениваемого предприятия.

       Например, цена бензозаправочной  станции колеблется в диапазоне  1,2—2,0 месячной выручки от реализации.

     Цена  предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75—1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования и запасов, которыми располагает  оцениваемое предприятие.

     В данной главе будет подробно рассматриваться  метод компании-аналога. Это связано  с тем, что технология применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадает, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена 1 акции, не дающей никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля. Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительно рассчитанную стоимость на величину премии за контроль. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены  далее.

     Метод отраслевых коэффициентов пока не получил  достаточного распространения в  отечественной практике, поскольку  отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного  наблюдения в условиях относительно стабильного рынка. Суть сравнительного подхода к определению стоимости  компании заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное  оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой  продажи пред­приятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании на расчетную величину ценового мультипликатора.

     Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации  доходов. В обоих случаях оценщик  определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в способе  преобразования величины дохода в стоимость  компании. Метод капитализации предполагает конвертацию годового дохода в стоимость  при помощи коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации, построенный  на основе рыночных данных, используется как делитель. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения между ценой и доходом.

Информация о работе Характеристика ценовых мультипликаторов