Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, контрольная работа
Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. В настоящей главе особое внимание уделяется:
• Теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям конкретных методов.
• Критериям отбора сходных предприятий.
• Характеристике важнейших ценовых мультипликаторов.
• Основным этапам формирования итоговой величины стоимости.
• Выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.
Основные этапы оценки
I этап. Сбор необходимой информации.
II
этап. Сопоставление списка
III этап. Финансовый анализ.
IV
этап. Расчет ценовых
V
этап. Выбор величины
VI
этап. Определение итоговой величины
взвешивания промежуточных
VII
этап. Внесение итоговых
Оценка
бизнеса методом компании-
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
Рыночная
информация включает данные о фактических
ценах купли-продажи акций
Качество и доступность
Финансовая информация прежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Дополнительная информация позволит определить степень сходства аналогов с оцениваемой компанией. На ее основе оценщик может провести необходимые корректировки, устраняющие различия в финансовых и производственных параметрах, методах ведения учета и составления отчетности, выявить излишек или недостаток собственного оборотного капитала, наличие нефункционирующих активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия будут существенно отличаться от тех, в которых оно работает на момент оценки. Следует подчеркнуть, что финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам. Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных оценщиком, поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика, тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности применения данного метода, хотя время и деньги потрачены.
Финансовая информация, публикуемая одновременно с ценовой, обычно содержит минимальные сведения о компании. Поэтому более подробные данные могут быть получены оценщиком на основании письменного запроса либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования. Состав необходимой финансовой информации зависит от конкретного объекта оценки, стратегии и методологии оценщика, а также стадии отбора аналогов.
Процесс
отбора сопоставимых компаний осуществляется
в три этапа. На первом этапе определяется
так называемый круг «подозреваемых».
В него входит максимально возможное
число предприятий, сходных с
оцениваемой фирмой. Поиск таких
компаний начинается с определения
основных конкурентов, просмотра списка
слившихся и приобретенных
На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях-аналогах. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности представленной информации. Критерии отбора должны соответствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на последующих этапах оценки. Окончательное решение о степени сопоставимости предприятий принимает оценщик.
На
третьем этапе составляется окончательный
список аналогов, который позволит
аналитику определить стоимость
оцениваемой фирмы. Включение предприятий
в этот список основано на тщательном
анализе дополнительно
Состав критериев
Отраслевое сходство. Список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы:
Уровень диверсификации производства. Если какое-либо предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20% от общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми.
Возможность
перепрофилирования производства и
заменимость производимых продуктов.
Так технологическое
Зависимость
результатов деятельности от одних
и тех же экономических факторов.
Стоимость капитала строительных компаний,
работающих в районах массового
строительства и в отдаленных
экономических районах, будет существенно
отличаться при достаточном сходстве
других критериев, таких как численность
работающих, состав парка строительных
машин и механизмов. Необходимо отметить,
что аналитик, выявив различия, может
либо вычеркнуть предприятие из списка
аналогов, либо рассчитать величину корректировки
цены аналога для определения
стоимости оцениваемой
Стадия
экономического развития оцениваемой
компании и аналогов. Опытная компания,
проработавшая не один год, имеет
неоспоримые преимущества и дополнительную
прибыль за счет стабильного функционирования,
хорошей клиентуры и
Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и так далее. Однако принятие решения о включении компании в список только на основе размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому оценщик должен в первую очередь учитывать факторы, обеспечивающие величину прибыли:
Географическая диверсификация — крупные компании обычно имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, тем самым уменьшается риск нестабильности объемов продаж. Количественные скидки — крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом значительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что коэффициент использования оборудования в крупных компаниях лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован и понижен для оценки закрытой компании.
Ценовые
различия по сходным товарам —
крупные компании зачастую имеют
возможность устанавливать
Перспективы
роста. Оценщик должен определить фазу
экономического развития предприятия,
поскольку она оказывает
• Общий уровень инфляции.
• Перспективы роста, отрасли в целом и индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли.
• Динамика доли предприятия на рынке.
Эксперт должен внимательно
• Структура капитала или соотношение собственных и заемных средств.
•
Уровень ликвидности или
• Кредитоспособность фирмы или ее способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.
Качество менеджмента. Анализ этого фактора является наиболее сложным, так как проводится на основе косвенных данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.
Решение
вопроса о возможности
Во-вторых,
это различия в условиях хозяйствования
российских и зарубежных компаний,
которые, в первую очередь, определяются
макроэкономическими