Информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

1. Направления развития:
2. Основные понятия дисциплины
3. Цель дисциплины- дать основные теоретическое положения создания информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и содержанием основных операций создания информационных систем, методами управления процессом создания и. с. и построения и. с.

Работа состоит из  1 файл

Информационные системы.docx

— 49.41 Кб (Скачать документ)

Информационные  системы

1. Направления развития: персонализация  расчетов на базе ЭВМ и интерфейс  пользователя с ЭВМ; использование  БД, экспертных систем и систем  знаний; использование каналов передачи  данных.

2. . Основные понятия дисциплины

Экономический объект- люди, различные предметы, явления или  факт про которые могут быть собраны  данные.

Предметная область- определенная какими-то признаками совокупность экономических  объектов; это знания и данные про  процесс, проблему, организацию.

Личность принимающее  решение- специалист, руководитель, который  выполняет функцию управления экономическим  объектом.

Пользователь- личность, которая  принимает участие в функционировании предметной области, или использует результаты ее функционирования.

Экономические информационные системы- человеко-машинные системы, которые  собирают, накапливают, сохраняют и  выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний, необходимых для управления экономическим  объектом.

3. Цель дисциплины- дать  основные теоретическое положения  создания информационных систем, ознакомиться с современными  подходами, составом и содержанием  основных операций создания информационных  систем, методами управления процессом  создания и. с. и построения  и. с.

2. Системно-технические аспекты  теории создания и. с.

1. Организационно-экономическая  модель экономического объекта.

Экономическая информация- информация про процессы производства, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

Ф-и управления экономическим  объектом: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, координация, регулирование.

Цикл управления экономическим  объектом: анализ руководящей информации, которая поступает от других организаций  и определение основных целей  ии задач перед объектом; сбор и  анализ информации про состояние  объекта; обработка информации и  определение вариантов, целей и  путей ее достижения, принятие решения (не автоматично), планирование (автоматизировано); контроль принятия решений, сравнение, регулирование.

Особенности и свойства информации: она единственная для экономического объекта; есть тенденция к постоянному  увеличению объемов данных; отображает деятельность производства через систему  натуральных, стоимостных показателей; характеризуется большой массовостью  о объемностью; характеризуется  необходимостью сохранения и накопления; характеризуется цикличностью появления  и обработки в установленных  часовых пределах; имеет сложную  и разностороннюю структуру.

Классификация экономической  информации: по функциям при управлении объектом (фактическая , плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам объектов которые  отображаются, по назначению процессов  управления.

Состав информационной совокупности: атрибут или реквизит, экономический  показатель, документ, массив или файл.

Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из ряда символов; они м. б. качественные- идентифицируют объекты, определяют свойства сути, и характеризуют обстоятельства, при которых происходит процесс  и были получены атрибуты; количественные- групповые и справочные ( они раскрывают абсолютные или относительные характеристики качественного атрибута.

Экономический показатель- раскрывает суть явления, процесса или действия и есть информационной совокупностью  составленная с разного количества количественных и одного качественного  атрибута и есть -наименьшей экономической  единицей.

Массив- набор связанных  экономических показателей по одной  форме.

Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные.

2. Цель, задачи и принципы  создания и. с

Цель создания и. с. - в ограниченно  короткие сроки создать систему  обработки данных, которая имеет  заданные потребительские свойства

( функциональная полнота-  свойство и. с. которое характеризует  уровень автоматизации управленческих  работ, коэффициент ФП=автоматизированные  показатели/общее количество показателей;  своевременность- свойство которое  характеризует своевременное управление  и получение информации, коэффициент  своевременности КС=( автоматизированные  показатели минус показатели  полученные с задержкой)/ автоматизированные  показатели; функциональная надежность- свойство и. с. выполнять свои  функции по обработке данных, адаптивная надежность- свойство  и. с. выполнять свои функции  при их изменении и экономическая  эффективность- улучшение экономических  результатов в результате внедрения  информационной системы).

Задачи при создании и. с. : 1) выявление существенных характеристик  объекта, 2) создание математической или  физической модели системы, которая  исследуется, 3) установление условий  взаимосвязи человека и технических  средств, 4) проведение детальной разработки проектных решений, 5) анализ проектных  решений, практическая апробация и  внедрение.

Принципы создания и. с. : системность ( при декомпозиции д. б. такие связи  между структурными элементами системы, которые обеспечивают целостность  и ее взаимодействие с другими  системами), развитие или открытость, совместимость, стандартизация и унификация, эффективность.

3. Системный подход к  созданию и. с

Подходы к созданию и. с: 1) локальный- создание и. с. производиться  путем последовательного наращивания  задач, которые решаются на ЭВМ, преимущества: быстрая отдача, возможность разработки небольшими группами, наглядность , простота управления задачами, недостатки: невозможность  обеспечения комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала выполняется разработка проекта полной завершенной системы, а потом ее внедрение; 3) системный- комплексное изучение экономического объекта как одного целого, с представлением его частей как целенаправленных систем, и изучение этих систем и  взаимоотношений между ними. Принципы системного подхода: конечные цели, единство, связность, модульные построения, иерархия, функциональность, развитие, децентрализация, неопределенность. Задача системного подхода- разработка всей совокупности методологических, социально-научных средств исследования (описание, анализ, синтез) систем разного типа. СП базируется на идеях целостности, целенаправленности, организованности, динамизма изучаемых объектов.

4. Декомпозиция- процесс деления  системы на части или элементы, удобные для каких-либо операций  с нею. Цель Д. - разделение элементов  на части, которые имеют меньшую  сложность.

Шаги декомпозиции: 1) а)разделение соответственно административному  делению системы управления объектом (БУ, управление материальными ресурсами, оперативное управление, техническая  подготовка производства, технико-экономическое  планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам (материальные, трудовые, основные средства, готовая продукция, денежные), 2) выделение функциональных процессов или задач в каждом компоненте( задача и. с. ,функция или  часть функций и. с. - есть формализованная  совокупность автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида, 3) изучение экономических  показателей, которые входят в ту или иную задачу.

Структуры для анализа  систем: функциональные (компоненты, функции, задачи, процедуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты, комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей, отдельные исполнители, связи- информационные), программные (программные модули и  изделия, связи- управленческие), информационные (в форме существования и представления  информации в системе, связи- операции в системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные), документальные (неделимые составные части и  документы, связи- взаимодействие, вхождение).

5. Надежность и эффективность

Качество и. с. Надежность- свойство системы сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров, которые характеризуют  способность системы выполнять  необходимые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации. Особенности надежности: безотказность, ремонтоспособность, долговечность. Факторы  уровня надежности: а) состав и уровень  надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное разделение задач, которые решаются системой между  техническими средствами, программным  обеспечением и персоналом, в) уровень  квалификации персонала, г) режимы параметров и организационных форм эксплуатации технических средств, д) степень  использования различных видов  резервирования, е) реальные условия  функционирования и. с.

Эффективность и. с. - определяется сравнением результатов от функционирования и. с. и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее функционирования и развития. Оценка эффективности  проводиться при: формирование условий  и. с. , анализе и. с. , выборе наилучшего варианта, синтез наиболее целесообразного  варианта построения и. с. , по критерию эффективности затрат. Экономическая  эффективность определяет: годовой  экономический эффект, расчетный  коэффициент эффективности капитальных  затрат на разработку и внедрение  и. с. , срок окупаемости капитальных  затрат на разработку и внедрение  и. с.

3. Процесс создания и.  с.

Жизненный цикл и. с.

Трудоемкость стадии создания и. с.

Структура проектной документации.

1. Жизненный цикл и.  с. - совокупность стадий и этапов, которые проходит и. с. в  своем развитии от момента  принятия решения усовершенствования  до момента когда и. с. приостанавливает  свое существование.

Процесс создания и. с. - совокупность работ от формирования выходных требований к системе до ввода в действие.

Части создания и. с. : предпроектная, проектная, ввод в действие (формирование требований к и. с. , разработка концепции  и. с. , техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая  документация, ввод в действие, сопровождение  и. с. ).

2. Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который автоматизируется, 2) наличие  соответствующих разработок по  данной проблеме, 3) степень автоматизации  проектных работ, 4) квалификации  исполнителей, 5) готовность объекта  к внедрению системы, 6) выбранный  метод проектирования.

3. Структура проектной  документации (документы): по стадиям  создания, по составным частям  системы, по видам обеспечения  (программные, техническое, организационное,  информационное, математическое, функциональное, правовое, эргонометрическое, лингвистическое,  методическое).

4. Участники процесса создания

Участники работ по созданию и. с. : заказчик (представить достоверные  и полные данные о системе; разработка, согласование и утверждение технического задания и других проектных документаций, разработка проектно-сметной документации по объектам информационной системы; выполнение строительно-монтажных работ; организация  монтажа, эксплуатации и ремонта  технических средств; разработка средств  по подготовке объекта к вводу  системы в действие; принятие системы  в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает  документацию на и. с. ; выполняет работы по организации; возможность функционирования и. с. в соответствии с принятыми  проектными решениями).

5. Методы и средства  создания

Методы создания и. с. : ориентированы  на данные, ориентированы на процедуру. Средства- типовые проектные решения, ППП, типовые проекты, инструментальные средства проектирования и. с.

Классификация методов создания и. с. : по степени автоматизации проектных  работ: а) оригинальное- создаются индивидуальные проектные решения специфические  для каждого объекта, б) типовое- деление системы на множество  составных компонентов, создание для  каждого из них законченного проектного решения, которые при наименьшей модификации м. б. использованы для  других информационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и поддержки  в системе некоторой глобальной информации модели системы управления.

Средства создания и. с. : инструментальные- ориентированы на процесс проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников, объектные- используются в процессе создания проектных решений (средства д. б: комплексно охватывать процесс создания и. с. , быть совместимыми, быть легкими в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными).

6. Технология создания  и. с

Технология создания и. с. - совокупность методов и средств  создания и. с. , организационных приемов  и технических средств, ориентированных  на создание или модернизацию проекта  в и. с.

Технологический процесс  создания и. с. - деятельность коллектива специалистов, направленная на разработку проекта и. с. , которая удовлетворяет  необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые  для выполнения этих действий). Деление  ТП: а) по стадиям и этапам создания и. с. , которые заканчиваются разработкой  конкретной проектный документации; б) на технологические процессы проектирования отдельных составных частей системы.

Технологическая операция проектирования- самостоятельная часть техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, параметры, данные, значения), преобразователь, ресурсы, средства.

Преобразователь- методика, формализованный алгоритм преобразования входа технологических операций в выход (они м. б. : ручные, машинно-ручные, автоматические).

4. Технология подготовки  общих решений по созданию  и. с.

Формирование требований к и. с.

Методы и средства анализа  материала исследования.

Разработка предложений  по усовершенствованию и. с.

Методика проведения исследования и. с

1. Формирование требований  к и. с

Требования: и. с. должна обеспечить повышение эффективности производственно  хозяйственной деятельности объекта, приводить к полезным технико-экономическим  и социальным результатам.

Информация о работе Информационные системы