Порталы как инструмент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:24, реферат

Описание

Одной из составляющих эффективности и качества работы любой организации, в частности крупной компании или органа государственной власти, является создание единого внутрикорпоративного информационного пространства, предоставление широких возможностей для работы с информацией. Типичная ситуация, складывающаяся в достаточно крупной компании, – это наличие множества информационных систем, слабо связанных между собой и как следствие – обилие и сложность различных интерфейсов для доступа к информации, многообразие форматов данных, отсутствие универсальных механизмов поиска интересующих сведений

Работа состоит из  1 файл

портал как инструмент управления.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

 

ТАБЛИЦА 2:  ДОХОДНОСТЬ ПОРТАЛА ЗА ГОД

Прибыль от эксплуатации портала (тыс. долл.)

Непосредственно от услуг средствами электронного бизнеса

1250

Эффект интеграции приложений

1050

Результат отказа от рассылки документов электронной почтой в пользу публикации на сайте

56,250

Эффект упрощения хранения и поиска документов

1308

Эффект от снижения квалификационных требований к исполнителям

1800

Эффект отказа от распространения бумажных документов

800

Эффект "самообслуживания" работников

229,35

Сокращение стоимости работы с клиентами и партнерами

80

Повышение продуктивности труда благодаря простому персонализированному доступу к информации

2500

Общий положительный эффект

9074,75


Разделив сумму доходных статей на суммарные затраты, авторы отчета получают коэффициент ROI:

ROI = 9 074 750 / 3 703, 500 = 145 %

Может показаться странной, например, статья затрат на лицензирование программного обеспечения на сумму 2 млн. долл., она нигде не раскрыта и не аргументирована — просто представлена как данность. Притом, что понятна условность и в некоторых случаях субъективность оценок, все же можно сделать определенные выводы. Во-первых, очевидно, порталы рентабельны, если даже не на 145%, а меньше, все равно эта величина положительная. Во-вторых, казалось бы, неожиданно большими оказываются затраты на эксплуатацию портала. Они тем более значимы в последующие годы, ясно, что другие затраты могут сокращаться, а по этой статье только возрастать.

Технологии разработки и сопровождения порталов

Остается понять, как разумнее строить и эксплуатировать порталы. В течение нескольких лет порталы были «экзотикой», ими занимались специализированные компании, такие как Viador, Epicentric, Hummingbird, Plumtree и аналогичные им небольшие наукоемкие предприятия. Иногда их деятельность называли boutique industry. Благодаря активности этих пионеров удалось понять, что же такое портал на самом деле и за несколько лет индустрия порталов из «бутиковой» превратилась в обязательную (must-have) технологию. Ею занялись такие крупные производители, как BEA, IBM/Lotus, альянс Sun/Netscape и другие. Притом, что в портальной индустрии сосредоточены большие силы, собственно управлением жизненным циклом порталов пока занимается, как ни странно, одна только небольшая компания Mongoose Technology, продуктами которой пользуются практически все.

Сначала Mongoose Technology специализировалась только в области жизненного цикла, но в 2001 году она объединилась с компанией RealCommunities, которая была сконцентрирована на создании виртуальных сообществ. В результате объединения оказались собранными вместе две из пяти наиболее важных тенденций, влияющих на стратегию бизнеса — по мнению выделенных Delphi Group, это Enterprise Portal и Community Computing. Под одной крышей оказались технологии сборки инфраструктуры и прикладных служб для Web-сообщества и средства для обмена знаниями внутри порталов. Двуединая сущность нынешней производственной программы представлена в работе [11], где изложены взгляды на портал, как на средство для управления жизненным циклом и организации межличностного общения.

Portal Lifecycle Management

Поначалу порталы представлялись довольно простой коллекцией статического контента, и это представление несколько задержалось в умах, отсюда следует всеобщая недооценка сложности и стоимости задач, которые предстоит решать в процессе эксплуатации, на протяжении всего жизненного цикла портала. На самом деле возникает необходимость управлять жизненным циклом. Действительно, управление статической информацией не требует значительных затрат, но современные порталы имеют дело с онлайновыми приложениями, их логическая сложность сопоставима со сложностью самого предприятия. С появлением новых технологий складывается впечатление, что современные системы для управления бизнесом, обретают все большее сходство с классическими системами автоматического регулирования, которые уже много десятилетий используются в технологическом управлении. А в теории автоматического управления, на которой строятся последние, есть такое утверждение: сложность регулятора не может быть меньше, чем регулируемого им объекта.

Портал обязан соответствовать предприятию на всем протяжении жизненного цикла, быть синхронным ему, но в отличие от других объектов, например, технических систем, бизнес-система находится в состоянии постоянной эволюции, и, следовательно, корпоративный портал никогда не может быть закончен как некоторый продукт и окончательно сдан в эксплуатацию, а живет и развивается вместе с предприятием.

Идеологию, пригодную для построения динамической схемы жизненного цикла портала, можно найти в [12]. В отчете, подготовленном аналитическом Delphi Group использованы материалы компании Mongoose Technology, предлагающей средства для разработки и эксплуатации порталов. Автор отчета представляет цикл жизни портала как замкнутый и повторяющийся, что противопоставляется обычному отношению к приложениям, которые иронически называются: «целься, пли, готово». Ударным трудом с фиксированной датой окончания порталы не строятся, это не продукт, имеющий окончательные потребительские качества, следовательно, требуется долговременные и методичные усилия по развитию и совершенствованию, через последовательность итераций. В [13] приводится еще одно интересное наблюдение, вывод из которого имеет большое практическое значение. Обычно в процессе проектирования портала большинство участников составляют заинтересованные представители менеджмента компании, а ИТ-персонал — меньшинство. После того, как портал внедрен, пропорция радикально меняется, менеджерам он остается нужным в качестве инструмента, и они теряют к нему интерес, а большинство переходит к ИТ-специалистам, далеким от понимания функциональности. Отход менеджеров от выполнения миссии по совершенствованию опасен деградацией портала.

Каждый из витков жизненного цикла портала состоит из четырех периодов.

●     Проектирование. На стадии проектирования архитектор должен определить логические компоненты портала, установить соответствие между требованиями бизнеса и программными приложениями. На этом этапе критически важно точно определить функциональные требования к порталу в связи со средой, где он функционирует, и особенно с приложениями от третьих поставщиков. Связь с приложениями через соответствующие коннекторы и определяет главным образом специфику эксплуатации порталов. Например, коннектор с приложением может задавать определенную версию приложения. В таком случае, если в какой-то момент появляется новая версия приложения, то этот коннектор должен быть доступен сервисному персоналу для внесения в него изменений. Аналогичным образом должны быть явно выделены места для внесения управляющих воздействий, своего рода инструменты управления. Следовательно, параллельно с проектированием портала должна формироваться библиотека сервисных инструментов.

Рис. 2. Жизненный цикл портала

●     Сборка. C целью тестирования создается прототип или "виртуальный портал", на нем проверяется функциональность и управляемость, в том числе качество библиотеки сервисных инструментов. Сборка позволяет убедиться в том, что прототип соответствует внедряемой системе.

●     Внедрение. Почти не отличается от внедрения любой другой программной системы, тестирование заключается в проверке соответствия проекта реальным функциям.

●     Менеджмент. С вводом портала в эксплуатацию начинается менеджмент, в этот момент важнейшим является создание условий идентификации изменений и их инициации. Одна из самых сложных проблем заключается в достижении взаимопонимания соучастников процесса, например, прикладными программистами, с одной стороны, и дизайнерами и художниками, ни те, ни другие не должны доминировать. Критически важным является подчинение технических проблем задачам бизнеса. В конечном счете, очень важно, сохранить целостность и контроль организации над порталом, а не наоборот.

Сегодня предложение средств для менеджмента порталов на рынке программного обеспечения еще невелико. Одно из наиболее известных — пакет PortalStudio Interactive Development Environment от компании Mongoose Technology, который представляет собой среду, позволяющую архитекторам порталов применить интегрированный подход к PLM. В состав пакета входит визуальная среда, библиотека компонентов, набор различных портальных заготовок. Пакет может быть использован в процессе создания и поддержки порталов на всем их жизненном цикле. В октябре 2001 года Mongoose Technology выпустила PortalStudio Enterprise Edition 2.0. Технология, предлагаемая компанией, соответствует стандартам J2EE, что обеспечивает ей нейтральность по отношению к вендорам портальных платформ. Существует возможность работы Mongoose PortalStudio совместно с BEA WebLogic, Oracle9i AS, Orion, Macromedia Jrun и IBM WebSphere.

Портал как средство для создания виртуальных сообществ

Работы, которые ведутся в Mongoose, не ограничены чисто технологическими аспектами, остающимися пока наиболее привычными для ИТ-специалистов. В PortalStudio 2.0 включен компонент RealCommunities, относящийся к новому поколению средств для групповой работы, так называемых коллаборационных приложений, основанных на использовании Web-служб для организации межличностного общения. Обращение к изучению этой категории коллективов и созданию средств их создания вызвано довольно простой мыслью. Эволюции человека в физическом пространстве проходила в процессе создания разного рода объединений, от стада до демократического государства, вся индустриальная история — это, в конечном итоге, история производственных коллективов. Выйдя в виртуальное пространство, человечество с неизбежностью повторит этот опыт, поэтому и Web проходит три этапа.

●     Первым было представление его в виде огромной энциклопедии, главным на этом этапе является контент.

●     Второй этап - электронная коммерция, построенная на транзакционных принципах (один к одному).

●     Третий этап - образование сообществ.

Сообщества в электронном бизнесе могут играть возможно большую роль, чем в обычном бизнесе. Самый очевидный пример эффективности сообществ представляют собой системы CRM, основная идея которых выражается формулой:

P = ({[(Ri - Ci) х Li] - Si}, где

P — суммарная прибыль;

Ri — доход от одного клиента;

Ci — затраты на одного клиента;

Li — время жизни одного клиента;

Si — затраты на получение одного клиента.

В этой формуле самым значимым параметром оказывается время вхождения клиента в сообщество потребителей. Если максимизация других параметров зависит от ряда других обстоятельств, время, пока потребитель остается верен поставщику, напрямую зависит от качества организации сообщества. Совершенно аналогичные рассуждения можно приложить к системам категорий SCM, CVM и другим. Понимая это, в Mongoose предлагают пакет RealCommunities, который позволяет объединить инфраструктуру и прикладные службы для построения Web-сообществ и взаимодействие каждого с каждым (peer-to-peer) внутри корпоративного портала. Схема работы RealCommunities удивительным образом напоминает каноническое представление о функционировании Web-служб, но в качестве объектов в ней выступают не приложения, а реальные люди. RealCommunities включает в свой состав модули:

●     Expertise & Skills Directory - каталог знаний и практического опыта, построенный по принципу Web-служб, позволяющий найти специалиста или коллектив исполнителей, отвечающих необходимым требованиям;

●     Engagement & Feedback - после того, как найдены исполнители, необходимо снабдить их службами для взаимодействия, для этой цели есть модуль взаимодействия и обратной связи;

●     Messages & Chat - средство для непосредственно общения, в том числе доски объявлений, чаты и мгновенная передача сообщений;

●     Question & Answer - механизм постановки вопросов и получения ответов (может быть как частным, так и публичным);

●     File Sharing & Collaboration - разделяемыйдоступкфайлам;

●     Review & Recommend - возможность взаимной оценки качества работы для соучастников одного проекта;

●     Rewards & Incentives - поле, на котором выставляются награды и стимулы.

RealCommunities обеспечивает управляемое взаимодействие между сотрудниками, партнерами и клиентами. Используемые при этом Web-службы усиливают процесс образования групп, коллаборацию между группами и внутри них, обмен знаниями между теми же тремя категориями — сотрудники, партнеры и клиенты. К числу достоинств RealCommunities с корпоративной точки зрения можно отнести возможность его средствами отчуждать сохранять интеллектуальный капитал, уменьшать текучесть рабочей силы, повысить продуктивность команд сотрудников и повышать лояльность клиентов.

Информация о работе Порталы как инструмент управления