Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:25, реферат
О Британской империи уже больше сорока лет в Англии не говорят. Даже термин "британское Содружество" потерял свой смысл. Но каждый раз, путешествуя, я сталкиваюсь с остатками этой империи и удивляюсь, почему они со временем не стушевываются. Самое яркое воспоминание - это неделя на острове Пенанг, в Малайе, где мы целую неделю ждали парома в Индию. Мы остановились в бывшем доме отдыха для британских правителей и их секретарей. Уже двадцать лет прошло с тех пор, как последний британский губернатор прихлебывал свой отвратительный уиндзорский суп и ел свой тошнотворный пудинг из говяжьего жира и сиропа. Теперь в городе Пенанг в любом
Форелей покупают только на фермах, а вкусных карасей, лещей и судаков снимают с крючка и пускают обратно в воду.
Немцы и американцы приезжают в Англию и удивляются странным табу, связанным с водопроводной системой в английских домах. У нас даже законом запрещается вводить нормальную европейскую систему водопровода. Поэтому, если принимаешь душ в английском доме, можно или простудиться, или обжечься, смеситель в ванной сделает все что хотите, но не смешает горячую воду с холодной. Хотя англичане полтора века назад (раньше всех) ввели современную канализацию и водопровод в крупных городах и тем спасли народ от холеры и брюшного тифа, дальше они не пошли. Что касается водопроводов, мы одержимы какой-то манией преследования. Во время наполеоновских войн нам казалось, что французы могут отравить наши водопроводы. Мы изобрели такую систему кранов, клапанов и цистерн, которая изолирует каждый жилой дом от магистрального водопровода, в результате чего современному иностранному туристу мерещится, что он попал куда-то в район Тибета, где моют тело как следует только два раза: после рождения и после смерти. В самом деле, французские послы всегда докладывали, что английская королева Елизавета ужасно воняет. Современные туристы замечают, что до сих пор англичане неохотно принимают душ, а предпочитают лежать в полной, но не очень теплой ванне, как гиппопотамы в собственной грязи.
Всю хорошо отфильтрованную городскую воду мы тратим не на себя, а на наши сады.
Хотя в любом месяце на любой английский сад падает пять сантиметров дождя, все жалуются на засуху и строят удивительные системы орошения, которые сделали бы даже из Сахары зеленую зону. Летом опорожняются водоемы, и горсоветы запрещают орошение садов; ночью полиция ловит граждан, которые выливают последние капли городской воды на свои газоны и розы. А если и моются в такое время, то потом тщательно переливают грязную воду из ванны на клумбы.
Как англичане умирали
Фармазонов
до сих пор отправляют в мир
иной под музыку Моцарта. Обыкновенного
англичанина, однако, хоронят неинтересно,
анонимно. Даже смертного одра нет.
При первых признаках конца упекают
в больницу, усыпляют снотворными, обвешивают
проводами и трубками и, когда
электроника объявляет, что мозг
перестал мыслить, звонят сначала в
похоронное бюро, а потом уже родственникам.
Закрытый фанерный гроб стоит пятнадцать
минут на конвейере у алтаря в
крематории; священник мямлит короткую
молитву, из громкоговорителя льется такая
же успокаивающая музыка, как в
супермаркетах. Все, что остается - пепел,
- хоронят под одинаковыми
Раньше англичане
не хуже других народов уважали своих
мертвецов. Войди в любой из готических
соборов и увидишь
Страшная
жестокость палачей шестнадцатого
века показывает, до какой степени
участь тела по тогдашним понятиям
решала участь души. Вспарывали повешенных,
пока те еще были живы, и сжигали
кишки; сдирали кожу с разбойников;
делали из вскрытия анатомический театр
для учащихся хирургов и публики.
Тогда еще была сильна языческая
вера в то, что цельность тела
обеспечивает загробную жизнь души.
Даже великий свободный мыслитель
и экономист Иеремия Бентам завещал
свой труп Лондонскому университету
на вечное хранение. Его автоикона
до сих пор шокирует публику прямо
при входе в главный колледж
университета. Иеремия Бентам сидит
гораздо более живой, чем Ленин.
Его автоикона состоит из скелета,
искусственной кожи и праздничного
костюма. Голова, к сожалению, дала усадку:
на тело поставили желтоватую восковую
копию. Настоящая голова, пугающая стеклянными
глазами и лопнувшими красными жилами,
щерится у его ног под
Смерть была обрядом: к нему люди готовились, как к свадьбе. Дарили друг другу гробы, пробовали на вкус разные бальзамирующие жидкости. Великий хирург Уильям Хантер не мог гарантировать живущим исцеление, но обреченным умереть - особенно красавицам - он обещал нетленные останки. Анонимный поэт восемнадцатого века писал, что усопшая госпожа Ван Бутчел благодаря бальзаму Хантера "стала еще красивее, слаще и сочнее, чем когда она была жива". Поэт поздравил вдовца с тем, что ему досталось "редкое сокровище: жена с ровным нравом". Тогда и гробовщик не стыдился показывать свой товар тяжело больным клиентам. Художников тоже приглашали к смертному одру, они не только снимали маску покойника, но и малевали портрет целого семейства у постели усопшей матери или умершего ребенка.
Мы видим дворянина семнадцатого века Томаса Эстона, сидящего со своими детьми у постели жены, умирающей от родов. Слез нет, его дочери даже позируют. В левой руке Томас Эстон держит череп, у его ног стоит гробик для новорожденного, обитый черным бархатом: торжественное, но отнюдь не трагическое зрелище. Английский протестант был абсолютно убежден в том, что при покаянии и соблюдении всех правил умирающий христианин уплывает в лучшую жизнь, поэтому показывать неуместное горе - обидеть Бога.
Массовые смерти первой мировой войны до того затопили наше общество похоронными обрядами, что смерть навсегда утратила свою поэзию. Люди, увидевшие ад в окопах, уже не верили в Страшный суд. Сегодня после смерти близкого родственника обращаются к адвокатам, а не к священникам: их волнует судьба имущества, но не души.
Английские пауки
Маленькая мисс Мэффит сидела на тумбочке / И ела свой творог с пенками. / Подошел большой паук, сел рядом с ней / И испугал маленькую мисс Мэффит". Каждый английский ребенок знает эту старинную песенку: она внушает детям, что пауков надо уважать и нельзя убивать. Если бы Свидригайлов из романа Достоевского вдруг очутился в Англии, он поверил бы, что очутился в аду: в бане с пауками.
Англичанин, прежде чем принять ванну, вместо того чтобы открыть краны и смыть все живое из ванны, всегда становится на колени и мылом помогает пауку, застрявшему в ванне, выкарабкаться и спастись. (Англичанка выбегает из ванной и зовет первого попавшегося мужчину на помощь). Не только детские песни, но и история говорит нам, что паук - тварь назидательная. Средневековый шотландский король Роберт Брюс, посаженный в подвал, подружился с пауком, который каждый вечер штопал свою паутину и своим примером убедил короля не сдаваться.
В наших темных, сырых замках и дворцах пауки замечательно размножались: недаром первым пауковедом в мире стал англичанин. С семнадцатого века ученые, священники и врачи ловили пауков, смотрели на них в микроскоп, разводили их, разрезали и рисовали. В Англии живет почти 600 видов пауков - было чем заниматься.
К сожалению, английские ученые, даже Исаак Ньютон, в семнадцатом веке пренебрегали родным языком, брезговали обывателем и писали на латыни. Первым пауковедом был королевский врач Мартин Листер, который издал свое исследование "Английские пауки" к концу семнадцатого века. Прошло триста лет, и труд впервые перевели на английский. Книга "Английские пауки" уводит нас к истокам английского самосознания. Какие уроки извлек Мартин Листер из жизни пауков? Пауки занимаются любовью, как христиане, лицом к лицу, соблюдают Великий пост не хуже любого христианина, самец ведет себя наподобие английского джентльмена - когда ходит к самке в гости, приносит съедобный подарок, опутанный шелком, и этим сохраняет себе жизнь. А какие паучихи образцовые матери! Листер сорок раз рвал паутину, где паучиха спрятала яйца, и каждый день она плела новую. Любовь к родному гнезду, матриархат, нелюдимость, молчаливость, трудолюбие - чем паук не англичанин? Мартин Листер первый доказал, что пауков незачем бояться. Если укусят, не больно и не опасно. Паутина у них целебная, исцеляет раны. (В этом он прав - в паутине, кажется, есть пенициллин). Как почти всех пауковедов, Бог наградил Мартина Листера долговечностью. Он прожил длинную жизнь. Его пережили вдова, шестеро детей и несколько десятков тысяч пауков, законсервированных в алкоголе.
Когда ученые перестали читать по-латыни, Мартина Листера забыли. Но его традиции живы. Профессор Росс из Абердинского университета всегда закусывал "бордо" пауком. Один английский священник-натуралист был просто влюблен: "У паучихи лапки, как пальцы самой красивой девушки - длинные, тонкие, чуткие, так что нет твари, которая сравнится с ней". Он даже промывал глаза паучьей мочой.
Иностранцы боялись пауков: великий шведский король Густав Адольф дрожал при одном виде паука. Завоевав империю, британцы поняли свою ошибку. В австралийских нужниках их подстерегал паук "черная вдова": после его укуса оставалось жить всего пять минут.
Ведьмы
Без малого четыреста лет прошло с тех пор, как в Англии в последний раз сожгли ведьму. Казалось бы, с исчезновением несчастных старушек и их котов стушевалась и память о ведьмах. Но открываю престижную газету "Гардиан" и на серьезной странице для мыслящей женщины нахожу без тени насмешки интервью с современной самозваной ведьмой. Ведьма Бет Гуревич, как седьмое дитя седьмого дитяти, оказывается, унаследовала вещие способности и даже посвящает собственную дочь в страшные тайны своей профессии.
Как в России,
так и в Англии сто лет назад
декаденты опутывались
Однако, как
все виды декадентства, ведьмачество
окончилось невинным буржуазным развлечением:
вялые банкиры и скучающие
домохозяйки раздеваются догола
и пляшут в полнолуние. Но нежданно-негаданно
ведьмы приобрели идеологию и
теперь претендуют на видную роль в
новом мышлении - почему? Потому, во-первых,
что в феминизме нарастает
убеждение, что настоящей провидицей
и представительницей матери-сырой-земли
может быть только женщина, что наука
и логика, в частности, - это вымысел
мужчин, что мужчины украли религию
и выжали из нее все соки; поэтому
женщина должна утвердить древнюю
интуицию, познание мира через магию.
Уже в двадцатых годах поэт
Роберт Грейвз выдвинул теорию "белой
богини" и произвел свою любовницу,
американскую поэтессу Лауру Райдинг,
в истинную ведьму (с чем соглашались
почти все знавшие ее мужчины).
В своем большом справочнике
греческой мифологии Роберт Грейвз
настаивал, что греки нарочно
замалчивали древнюю религию
ведьм. Бет Гуревич в своем
культе мнимой богини Уикка продолжает
эту религиозную
Во-вторых, для всех очевидно, как наука и техника опустошают современную Англию, загрязняя воздух, заливая бетоном луга. Экологи-радикалы верят в землю как в живую богиню Гею и обращаются к ней с заклинаниями, как ведьмы к источнику своей власти. Великие древние курганы и молельни вроде Стоунхенджа, несмотря на государственную охрану, во время летнего солнцестояния и в весеннее равноденствие осаждаются бродячими толпами: в этом тяготении к первобытному общению с землей немалую роль играют современные ведьмы.
Религиозную жажду утоляет не англиканская церковь, а остатки - уже, может быть, фиктивные - дохристианской религии древних кельтов. Тот, кто хорошо знает нравы и учения англиканской церкви, сразу поймет почему. Наша государственная церковь как охарактеризовали ее сатирики - это молящаяся консервативная партия.
Прочтите
те тридцать девять статей, которые
должен признать каждый священник по
принятии духовного сана, и увидите,
что вероучения англиканской церкви
состоят в том, что, несмотря на Нагорную
проповедь, англиканский христианин может
- даже должен - поступать (воевать, убивать)
по велению не совести, а короля.
Во всех других отношениях он может
веровать как католик или как
баптист; единственное недвусмысленное
заявление среди всех тридцати девяти
статей - это то, что "у епископа
римского нет юридических прав в
этом королевстве". Немудрено, что, убегая
из англиканской церкви, вероотступники
принимают католичество или православие,
но наоборот - никогда. И, конечно, неудивительно,
что от бесцветной религии, которая
теперь теряет то последнее, что у
нее осталось - прекрасный язык своей
литургии, верующие спасаются ведьмовством.
Сегодня, когда церковь колеблется
и по-прежнему не хочет принимать
женщин в духовный сан, единственный
выход для тех женщин, которые
чувствуют религиозное
А чем доказывают
ведьмы свою власть? Три года назад
в графстве Кент, откуда прокладывали
чудовищный тоннель под Ла-Маншем,
местный шабаш ведьм проклял
строительство. С тех пор столько
финансовых кризисов и несчастных случаев
обрушилось на этот объект, что тоннель
действительно считается
Англия и культ лошади
"Кто хочет
понять, как возник феодализм,
должен изучать средневековую
боевую лошадь", - пишет один
американский историк. Ключом
к истории Англии, может быть,
являются также размеры и