Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:18, дипломная работа
Настоящее исследование посвящается изучению трудностей перевода антитезы в афоризмах с английского языка на русский. Под антитезой в данной работе понимается средство языковой выразительности, хорошо известное любому представителю того или иного лингвокультурного сообщества, характеризующееся параллельностью структуры и некой полярностью лексических единиц.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Троп
1.2 Стилистические фигуры
1.3 Антитеза
1.3.1 Классификация антитезы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТОБРАННОГО КОРПУСА ЕДИНИЦ
2.1 Характеристика афоризмов
2.2 Принципы отбора афоризмов
2.3 Трудности перевода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данное определение относится к риторическим фигурам, так как, «в старинных поэтиках фигуры. назывались «риторическими» », а затем «фигуральными выражениями».
Стилистическая фигура это, прежде всего термин риторики и стилистики. Стилистически значимые обороты речи направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность, это может достигаться преобразованиями в строении фразы и преобразованиями в ее содержании, выражаемое в особом расположении слов и других вариациях синтаксической стороны фразы. Одна и та же мысль может быть высказана в разных словесных выражениях: эти словесные вариации и именуются фигурами.
Помимо изобразительных – тропов, среди средств стилистических, различают выразительные средства или фигуры речи. «Фигуры речи, не создают образов, а повышают выразительность речи и усиливают ее эмоциональность при помощи особых синтаксических построений: инверсия, риторический вопрос, параллельные конструкции, контраст и т.д.
Также следует отметить, что эффект фигур речи зависит именно от их расположения. Стилистические фигуры следует воспринимать как неотъемлемую часть художественного, эмоционально-эстетического целого, так как воздействуют они на читателя не по отдельности, а в связи с художественным целым. При помощи стилистических фигур достигается и правильность, точность, чистота, ясность, логичность, богатство и уместность речи.
Несмотря на многочисленность и разнообразность стилистических средств, основаны они все на лингвистическом принципе: сопоставлении явлений и установлении сходств между ними, на балансе контраста и эквивалентности, на этом же принципе основан весь механизм языка.
«Стилистические фигуры это синтагматически образуемые средства выразительности. Фигуры могут быть разделены на семантические и синтаксические. Фигуры семантические образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста. К ним относятся сравнение, климакс, антиклимакс, зевгма, каламбур, антитеза, оксюморон, эналлага. Фигуры синтаксические образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения».
Синтаксические средства создания экспрессии разнообразны. К ним относят стилистические фигуры, представляющие собой сильные средства эмфатической интонации.
«Стилистические Фигуры - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания(напр., анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание и др.). Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (напр., солецизм).»
«В античной риторике термин «фигура», перенесенный из искусства танца, обозначал необычные синтаксические обороты речи, служащие ее украшению. Реальное значение синтаксической фигуры в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи <...> Многие стилистические приемы и в античности вызывали сомнение — относить ли их к фигурам или к тропам. Если пользоваться термином “синтаксическая фигура”, безусловно, за его пределами остается многое, зачислявшееся раньше в фигуры, — ирония, гипербола, литота и пр.».
«Фигуры стилистические (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания.
Фигура используются в речи как нехудожественной (в обиходно бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии)».
«Фигуры речи – средства выразительности или приемы выразительности, основанные на соположении определенных единиц текста (сравнение, антитеза, оксюморон, зевгма, градация, эллипсис, умолчание, повтор, анадиплозис, полисиндетон, параллелизм, анафора, эпифора и т.д.)».
Изучение стилистических фигур, как и тропов, имеет длительную историю, первые упоминания относятся к эпохе античности. В современной науке углублённое изучение стилистических фигур предполагает объединение усилий различных специалистов: в первую очередь лингвистов, литературоведов, психологов. Современная лингвистика располагает разнообразными подходами к раскрытию темы выразительности речи.
Фигуры речи, опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному. Фигуры речи одни из типовых средств языковой экспрессии, использующих звуковые, смысловые и эмоциональные качества выражений и их сочетаний с целью достижения желаемого впечатления. Часто фигуры направлены на повышение речи, акцентирование отдельных частей или украшение высказывания и — с помощью их отграничения, наименования и особой обработки.
Как и другие средства языковой выразительности, стилистические фигуры позволяют получать при чтении не только языковую и сюжетную информацию, но и наследовать эмоциональный, эстетический и интеллектуальный опыт авторов. Правильно построенные фигуры учитывают законы логики, правила индукции и дедукции, умозаключения и доказательства, в них "работают" закономерности языка — внутритекстовые связи, конструкции сложного и простого предложений. Использование фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст, создаёт альтернативу нейтральному способу изложения, с целью эмоционального и эстетического воздействия, вызывает у читателя поток мыслей, ассоциаций, чувств. Начиная с античных времен, ораторы вводили в свою речь эти фигуры. Фигуры широко употребляются в речах призывных, убеждающих, остро полемических; они сравнительно редки в научных докладах, лекциях, в деловом общении, то есть это такие синтаксические построения, которые усиливают экспрессивность высказывания. Приемы речевой выразительности являются основой приемов художественной литературы и ораторского искусства.
От правильности построения фигуры зависит правильность восприятия таких факторов как замысел автора, его эмоции, смысловые оттенки. Необходимо безошибочное, зачастую неуловимое и подсознательное, употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий.
И все же большинство работ относит тропы к лексическому уровню, а фигуры к синтаксическому. Стилистические фигуры, как способы синтаксической организации речи, также выходят за рамки некой языковой нормы, выделяясь, либо выделяя предмет или явление, с целью сформировать мнение читателя или сподвигнуть на глубокое осмысление текста. Фигуры не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску, делают его более выразительным.
C точки зрения современной и во многих случаях массовой стилистики написания художественных произведений стилистические фигуры — обычные, «естественные» способы использования выразительных возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального стиля. Существуют авторы, узнаваемые по своему определенному стилю написания произведений, и даже по «коронным» стилистическим фигурам.
Использование в речи фигур речи (как и тропов) — частный аспект проблемы мастерства писателя. Наличие или отсутствие выразительных средств не определяет достоинств текста. Важнейший аспект синтаксической стилистики представляет стилистическая оценка синтаксических средств языка, выявляющая их функционально-стилевую закрепленность и экспрессивные возможности.
При изучении стилистических фигур важно рассматривать произведения авторов разных литературных направлений и жанров для определения скрытых «механизмов» и общей технологии действия того или иного приема или фигуры речи в их многогранных проявлениях.
Как уже говорилось, стилистические фигуры, представляют собой определенным образом, расставленные слова или словосочетания в тексте. Использование порядка слов фигурами существует для правильного и стилистически оправданного выражения мысли, усиления действенности речи с помощью инверсии, особенности словорасположения в разных функционально-смысловых типах речи. При этом важнейшее значение имеет изучение порядка слов как средства смысловой организации предложения.
При стилистическом изучении однородных членов предложения специальный интерес вызывают их функционирование в разных стилях речи, большие экспрессивные возможности, а также те трудности, которые возникают в речи при использовании однородных членов и их переводе.
Цитата — введение в авторский текст дословных отрывков из произведений других, как правило, высокоавторитетных авторов. В ораторской речи цитаты не должны быть велики по объему. Подобно афоризмам, они укрепляют доказательность речи. Но использование цитат, чужих мыслей, — должно быть умеренным.
Экспрессию однородных членов подчеркивает и антитеза, которую создает сопоставление антонимов на уровне лексики, слов и параллелизм речевых конструкций на уровне синтаксиса, организации слов в предложения, в высказываниях: «Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться» (Ф. Ларошфуко). Такое столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые оттенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения. Стилистика начинается там, где начинается возможность выбора, а такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций.
На основе изученного материала, мы выяснили, что для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др.
Объектом исследования настоящей работы является антитеза, и характерная её «среда обитания» - афоризмы и крылатые выражения.
Часто в речи сопоставляются резко противоположные понятия: честь наглость, работа – отдых и т. п. Это с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает у них яркие представления о названных предметах и событиях. Чтобы охарактеризовать предмет или явление особым образом, можно находить не только сходства и ассоциации с другим предметом или явлением, но и черты резкого контраста, различия, чтобы противопоставить одно другому. Такой прием, основанный на сопоставлении противоположных или резко контрастных характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, понятий, явлений и признаков, создающий эффект резкого контраста, называется антитеза. Антитеза способна не только противопоставлять понятия, но также подчеркивать парадоксальность сравнения (как в оксюмороне), величие объекта, универсальность, когда объекту приписываются контрастные свойства. Таким образом, антитеза может утяжелять значение, усиливать впечатление.
Эта стилистическая фигура в определенном смысле противостоит большинству других фигур именно тем, что в ней строго соблюдаются все правила рассудка, стройного построения пар оппозиций без какого бы то ни было нарушения основных логических норм. Антитеза осуществляется для того, чтобы поставить понятия в отношения контраста, причем не только те понятия, которые в принципе контрарны (антонимы), но и понятия, обычно не связанные между собой никакими отношениями, но становящиеся конфликтными, когда они поставлены рядом.
В антитезе происходит сравнение двух явлений, для чего чаще всего используются антонимы — слова с противоположным значением: У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла - свое добро (Ралф Уолдо Эмерсон). Использование антитезы, сопоставление противоположных понятий позволяет выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее выразить свое отношение к описываемым явлениям. В повседневной жизни, многие вещи становятся понятней лишь при противопоставлении одного другому: познав огорчение, люди больше ценят минуты радости. Недаром говорят «Всё познаётся в сравнении».
Антитеза, как стилистическая фигура придаёт наиболее резкий контраст противопоставляемым вещам, вызывая четкие образы в сознании. Противопоставление заостряет мысль, помогает организовать текст или его часть, благодаря чему параллельные фигуры, особенно антитезы, используются как текстообразующие средства. Цель использования антитезы практически всегда достигается и в ораторском искусстве, при публичных выступлениях, и в художественных произведениях. Но несравнимо глубокий эффект от употребления антитезы получается в коротких и емких высказываниях, например загадка, афоризм, пословица, хроникальная заметка в газете, поскольку ключевое слово в определении это – резкий. Резкость и контраст, безусловно, обращают на себя внимание, мы видим несоответствие. Результат: яркая эмоциональная окраска, выразительность и, нередко, юмористичность. Когда глупый выдает себя за умного, а глупость так и лезет из него. Когда злой притворяется добрым, а мы видим, что это волк в овечьей шкуре.
Информация о работе Антитеза при переводе с английского языка на русский