Интернет в обучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
- систематизирование теоретического и практического опыта работы с видео и обоснование необходимости применения видео-материала при обучении иностранному языку.
Данная цель обусловила постановку задач нашего исследования:
1. изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2. дать четкое предложение о применении видео на занятиях и для самостоятельной работы учащихся;
3. выявить значимость работы с видео для формирования всех видов речевой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы работы с видео в средней школе…………………................................................................................................5
1.1 Видео как средство повышения мотивации изучения иностранного языка………………………………………………………………………………….5
1.2 Психологические особенности воздействия видео на учащихся……………………………………………………………………………...8
Глава II. Возможности использования видео на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………….9
2.1 Принципы работы с видеотекстами………………………………………….....9
2.2 Использование видео на различных этапах обучения………………………17
2.3 Развитие устной речи учащихся на основе художественного фильма……...20
Заключение………………………………………………………………….............31
Список используемой литературы………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

4 курс, КУРСОВИК.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3 

Глава I. Теоретические основы работы с видео в средней      школе…………………................................................................................................5

1.1 Видео  как средство повышения мотивации изучения иностранного языка………………………………………………………………………………….5

1.2 Психологические  особенности воздействия видео  на учащихся……………………………………………………………………………...8

Глава II. Возможности использования видео на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………….9

2.1 Принципы работы с видеотекстами………………………………………….....9

2.2 Использование видео на различных этапах обучения………………………17

2.3 Развитие устной речи учащихся на основе художественного фильма……...20

Заключение………………………………………………………………….............31

Список  используемой литературы………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение

     Одной из важнейших задач обучения иностранному языку является овладение коммуникативной  компетенцией. Сделать это, не находясь в стране изучаемого языка очень сложно. Очень важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях. Этой цели могут служить учебные видеофильмы.

     С помощью  фильма на уроке зримо  создается речевая ситуация, в  которой обучаемые должны проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое мнение, высказаться по теме, сформулировать идею, вступить в дискуссию и т.д.

     Актуальность данной темы обусловлена тем, что видеофильмы являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности, информационной насыщенности, является стимулирующим мотивацию обучения, позволяет восполнить отсутствие языковой среды при обучении на всех этапах занятий.

     Теоретической базой исследования данной работы послужили……

     Целью данной работы является:

      - систематизирование теоретического и практического опыта работы с видео и обоснование необходимости применения видео-материала при обучении иностранному языку.

     Данная  цель обусловила постановку задач нашего исследования:

  1. изучить научно-методическую литературу по данной теме;
  2. дать четкое предложение о применении видео на занятиях и для самостоятельной работы учащихся;
  3. выявить значимость работы с видео для формирования всех видов речевой деятельности.

     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен теоретический анализ работы с видео на уроках иностранного языка, представлена характеристика отдельных форм работы с видео на различных этапах обучения.

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе в школе, в ходе прохождения студентами педагогической практики, а также при подготовке определенных видов занятий учителями иностранного языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава I. Теоретические основы работы с видео в средней      школе

    1. Видео как средство повышения мотивации изучения иностранного языка
 

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных  языков, коммуникативная компетенция  и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

    Современные интерпретации коммуникативной  компетенции в области преподавания  иностранных языков восходят  к определению американского  ученого Д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция –  это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах».

    Овладеть компетенцией на немецком  языке, не находясь в стране  изучаемого языка, дело весьма  трудное. Поэтому важной задачей  учителя является создание реальных  и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и т.д.)

Не менее  важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа –  носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и др.). Знакомство с жизнью немецкоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрацию к нему.

    Несомненным достоинством современных  учебников немецкого языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и явления, вся информация о разных областях действительности немецкоязычных стран отбирались с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения.

     Наряду с этим важно дать  учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях немецкоязычных стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики «… представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности…»

  Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

    Еще одним достоинством видеофильма  является сила впечатления и  эмоционального воздействия на  учащихся. Поэтому главное внимание  должно быть направлено на  формирование учащимися личностного  отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Видеофильмы являются эффективным источником повышения  качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. При этом на занятии успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение аудиовизуальных средств обучения позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Психологические особенности воздействия видео на учащихся

    Следует отметить, что применение  на уроке видеофильма – это  не только использование еще  одного источника информации.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психологической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности  воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять  вниманием каждого учащегося  и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствует интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников. 
 
 
 
 
 
 

2. Использование видео  на разных этапах  обучения 

2.1 Этапы работы с видеотекстами и их задачи. Типы заданий для каждого этапа. 

При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам принято выделять три основных этапа: дотекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап.

2.1.1   Дотекстовый этап

Цели  этапа:

  • мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения;
  • снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.

Типы  заданий:

  1. Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на:

- обобщении  ранее полученных знаний по  этой теме;

- особенностях  заголовка;

- беглом  просмотре части фильма без звука;

- списке  новых слов с переводом или  дефинициями, предъявляемом до  текста;

- содержании  вопросов или правильных/ложных утверждений.

В таблице  приведены примерные формулировки заданий, используемых на данном этапе. Задания можно выполнять устно, работая в парах, группах или в ходе фронтального обсуждения в классе. 
 

   Формулировка 

         заданий

      Действия

      учащихся

   Требования  к 

содержанию               задания

Как обеспечивает

мотивацию и снятие трудностей

1)Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить, о чем может идти речь в данном тексте. 

2)Ознакомьтесь  с вопросами к тексту и определите  основное содержание этого текста, его тему.

3)Прочтите  приведенные ниже утверждения.  До просмотра видео попробуйте определить верные и неверные утверждения.

4)Ознакомьтесь  с заголовком видеофильма \ вопросами  \ утверждениями к тексту видео  и запишите:

а) что  вы уже знаете поданной теме;

б) что  бы вы хотели узнать

5)Постарайтесь  догадаться о содержании видеофрагмента  по заголовку и вопросам. Составьте примерную схему содержания.

6)Посмотрите  на список новых слов, которые  встретятся в этом фильме. Определите  тематику сюжета на их основе  и вспомните уже известные  вам слова и выражения, которые  могут встретиться в данном  тексте.

В парах, группах  или индивидуально читают заголовок.  
 

Устанавливают ассоциативные связи с ранее  изученными тематическими областями.  

Определяют  круг возможных ситуаций, формулируют  предполагаемые события или круг проблем для обсуждения.

Заголовок должен быть соотносим с одной или несколькими ранее пройденными темами.

Тематика  должна быть понятной и  по возможности  вызывать различные ассоциативные  связи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хорошо  если понятный на первый взгляд заголовок  таит в себе что-то нестандартное, неожиданное.

Высказав предположения, ученики будут ждать их подтверждения  или опровержения, и, следовательно, внимательно воспринимать текст.

Ассоциативные связи строятся на изученной тематике и проблематике, а значит и на определенном семантическом поле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Употребление  конкретной лексики в ходе предварительного обсуждения активизирует ее и обеспечивает распознавание со слуха в дальнейшем.

Информация о работе Интернет в обучении иностранного языка