Интернет в обучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
- систематизирование теоретического и практического опыта работы с видео и обоснование необходимости применения видео-материала при обучении иностранному языку.
Данная цель обусловила постановку задач нашего исследования:
1. изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2. дать четкое предложение о применении видео на занятиях и для самостоятельной работы учащихся;
3. выявить значимость работы с видео для формирования всех видов речевой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы работы с видео в средней школе…………………................................................................................................5
1.1 Видео как средство повышения мотивации изучения иностранного языка………………………………………………………………………………….5
1.2 Психологические особенности воздействия видео на учащихся……………………………………………………………………………...8
Глава II. Возможности использования видео на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………….9
2.1 Принципы работы с видеотекстами………………………………………….....9
2.2 Использование видео на различных этапах обучения………………………17
2.3 Развитие устной речи учащихся на основе художественного фильма……...20
Заключение………………………………………………………………….............31
Список используемой литературы………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

4 курс, КУРСОВИК.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, использование видеофильма  на уроке иностранного языка способствует устной речи учащихся (умений монологической и диалогической речи).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4  Развитие устной речи учащихся на основе художественного фильма 

С помощью  аутентичного художественного фильма на уроке зримо создается речевая  ситуация, в которой обучаемые  должны проявить себя в коммуникативном  плане: выразить свое мнение, высказаться  по теме, сформулировать идею, вступить в дискуссию и т.д. 

2.4.1 Формирование умений  монологического  высказывания на  основе художественного  видеофильма

Многие  методисты, как иностранные, так  и российские, занимаются разработкой  упражнений для формирования умений монологического высказывания на основе видеофильма (видеофрагмента). Так, Ю.А. Комарова рассматривает функционирование видеофрагментов в учебном процессе как функционирование опор, призванных способствовать формированию конкретных умений. Она определяет их функции в соответствии с этапами работы над ними на уроке:

1-й этап: видеофрагмент – содержательная  опора (видеофрагмент (ВФ) – 1)

2-й этап: видеофрагмент – смысловая опора  (ВФ – 2)

3-й этап: видеофрагмент – стимул (ВФ –  3)

Принимая  во внимание функции видеофрагментов на каждом этапе, Ю.А. Комарова выделяет умения построения монологического высказывания следующим образом:

1-й этап: умение выражать свои мысли  в монологической форме с опорой  на ВФ – 1.

2-й этап: умение развертывать стратегию  высказывания – монолога с опорой на ВФ – 2.

3-й этап: умение высказываться в форме  монолога с опорой на ВФ  – 3.

На каждом этапе Ю.А. Комарова предлагает комплекс последовательно усложняющихся  упражнений, предусматривающих вариативную  основу:

- на  звуковую дорожку;

- на  видеодорожку;

- на  звуковую и видеодорожку одновременно.

Например:

Звуковая  дорожка:

- посмотрите, поймите, определите, ответьте на  вопросы;

- послушайте, представьте, что в это время  происходит на экране, расскажите  об этом;

- послушайте, скажите, что вы можете рассказать об этом персонаже, как вы его себе представляете, посмотрите, сравните.

Видеодорожка:

- посмотрите  и расскажите тем, кто не  видел; 

- посмотрите, разыграйте продолжение;

- посмотрите, скажите, что бы вы сделали  на месте персонажа, почему;

- посмотрите, будьте готовы озвучить видеофрагмент;

- посмотрите, разыграйте ситуацию, придумайте  или вспомните похожую; 

- посмотрите  фрагмент из немого фильма, расскажите, опишите, докажите[8,156]. 

Похожие методы работы над фильмом предлагает и методист из США Ф.-Й. Вехаге [15,25]. Он выделяет несколько циклов упражнений, связанных с демонстрацией видеофильма без звука и со звуком:

1-й этап: подготовительный. На этом этапе  выполняются упражнения по аудированию  диалогов, которые будут звучать в фильме (без картинки); составляются списки вопросов по содержанию.  

2-й этап: интенсивные упражнения в группе  перед демонстрацией фильма:

- Lückentexte;

- диалоги,  отражающие ситуацию в фильме;

- выработка  полного сценария;

- обсуждение  названия фильма;

- предложения  по названию фильма.

3-й этап: просмотр фильма без звука  (Bildspur – Stumm):

- описание  отдельных кадров фильма;

- презентация  отдельной сцены с последующим  ее обсуждением, интерпретацией;

- предвосхищение  содержания последующей сцены;

- сбор  необходимых для описания сцены  лексических единиц;

- составление  письменного диалога, текста из  фильма (групповая работа);

- составление  вопросов к просмотренному видеофрагменту;

- рассказ  содержания видеофрагмента в  различных временных формах.

4-й этап: просмотр фильма со звуком (Bildspur mit Ton):

- отметить  в предложенном списке слова,  которые учащиеся «видят» и  «слышат»;

- вставить  в предложенный текст важные  пропущенные слова;

- провести  ролевую игру по содержанию  видеофрагмента;

- составить  вопросы для общения, дискуссии  по содержанию фильма;

- выполнить  языковые грамматические упражнения, базирующиеся на материале видеофрагмента;

- воссоздать  текст видеофрагмента в групповой  работе;

- воссоздать  содержание фильма в групповой работе.

5-й этап: упражнения после просмотра видеофильма  (weitere Übungen) “Schüttelkasten”:

- распределить  предложения в логической последовательности  развития событий в фильме;

- создать  продукцию нового – собственного  – видеотекста;

- ответить  письменно или устно на вопросы;

- провести  работу над текстом с пропущенными  словами (Lückentexte);

- создать  свой видеофильм.

Работа  с художественным фильмом на уроке, конечно же, отличается от работы над  видеофрагментом, но некоторые предложенные в этом комплексе упражнения можно использовать и для развития умений монологической речи.

На всех этапах восприятия и осмысления содержания художественного фильма происходит накопление лексико-грамматического  материала для реализации монологического  высказывания по теме фильма, с одной стороны, с другой – возникает потребность в выражении личностного отношения к событиям, героям фильма, их поступкам, идейному содержанию фильма, позиции автора. В связи с этим можно предложить несколько видов заданий, способствующих формированию умений монологического высказывания учащихся.

Преддемонстрационный  этап

  1. Ассоциограмма: какие жанры кинофильмов вам известны?
  2. Расскажите, где может молодежь посмотреть новый фильм?
  3. Какие фильмы вы любите смотреть и почему?
  4. Расскажите, какие фильмы смотрят члены вашей семьи.
  5. Что вам известно о киноискусстве Германии, Австрии?
  6. Расскажите о вашем любимом фильме.
  7. Расскажите о вашем любимом киноактере.
  8. Прочитайте название фильма и скажите, о чем может идти речь в фильме.
  9. Посмотрите на афишу (кадр) из фильма и определите его содержание.
  10. Что вас заинтриговало в названии фильма? Как вы думаете, как будут развиваться события?
 

  

Демонстрационный  этап

  1. Зафиксируйте последовательность действий главного героя. Дайте их краткое описание.
  2. Отметьте во время просмотра ключевые слова, характеризующие данный эпизод, чтобы после просмотра рассказать по ним о произошедших событиях.
  3. Определите мотивы поведения героя.
  4. Посмотрите эпизод из фильма и скажите, как бы вы поступили в такой ситуации?
  5. Заполните Lückentext во время просмотра.
  6. Запишите глаголы, характеризующие действия персонажей фильма. Расскажите после просмотра фильма о действиях героев.

Этап  контроля понимания  содержания фильма

  1. Восстановите последовательность событий в фильме.
  2. Составьте перечень событий фильма. Расскажите о них по плану.
  3. Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
  4. Расскажите о событии в фильме, которое произвело на вас наиболее сильное впечатление.
  5. Дайте характеристику героям фильма.
  6. Выскажите свое мнение к поступкам героев фильма.
  7. Прочитайте предложенные вам высказывания героев фильма. К кому они относятся? При каких обстоятельствах они были сделаны?
  8. Скажите, как поступил бы герой, если бы другой персонаж фильма поступил следующим образом:…
  9. Согласны ли вы с позицией авторов фильма?
  10. В чем заключается, на ваш взгляд, идея фильма?

Творческий  этап

  1. Находите ли вы проблематику фильма актуальной? Почему?
  2. Сравните ситуацию фильма с ситуацией, в которой вы сейчас находитесь. В чем вы находите сходство, в чем различие?
  3. Сравните ситуацию в фильме с ситуацией в нашей стране.
  4. Как бы вы могли помочь герою фильма?
  5. Как можно было бы предотвратить сложившуюся ситуацию?
  6. Что бы вы изменили в сценарии фильма и почему?
  7. Какое продолжение могла бы иметь эта история?
  8. Охарактеризуйте игру актера, который произвел на вас сильное впечатление.
  9. Представьте, что вы в жюри кинофестиваля. Какой будет ваша речь в пользу этого фильма при присуждении главного приза?
  10. Составьте аннотацию к фильму.
  11. Нарисуйте афишу к фильму и сделайте ее презентацию в классе.
  12. Создайте буклет к фильму и осуществите его презентацию.
  13. Представьте, что вы – режиссер фильма. Как бы вы рассказали на пресс-конференции об истории создания фильма, о его теме и идее?
  14. Представьте на пресс-конференции актеров, участвовавших в фильме.
  15. найдите дополнительную информацию по проблематике фильма в Интернете и осуществите ее презентацию в классе.
  16. Противопоставьте автору фильма свое собственное мнение, видение проблемы и обоснуйте его.
  17. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы…
  18. Как бы вы назвали фильм? Почему?
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4.2 Формирование навыков  диалогической речи  на основе видеофильма

Художественный  фильм представляет собой эффективное  средство, обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое  общение, благоприятствует или сопутствует ему, т.е. создает коммуникативную ситуацию.

Коммуникативная ситуация – основное условие для  формирования универсального – и  основного – умения диалогической  речи, реплицирования. Реплицирование – умение использовать коммуникативно и функционально направленную реплику при совершении речевых действий, соответствующих факторам коммуникативной ситуации [12, 13].

В качестве приема, используемого учителем во время демонстрации фильма, может  выступать модифицированная фронтальная беседа – т.е. обучающая беседа (Unterrichtsgespräch). Этот прием ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе[12,13].

Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма.

В связи  с этапами работы над фильмом  можно предложить ряд упражнений по развитию диалогической речи учащихся.

Преддемонстрационный  этап

  1. диалоги учащихся по теме, близкой к содержанию фильма, с целью активизации лексико-грамматического материала.
  2. Составление серии диалогов к типичным ситуациям общения по теме.
  3. Заполнение пропусков в репликах предложенного диалога, предвосхищающего содержание фильма.
  4. Расширение реплик в предложенном диалоге в соответствии с контекстом фильма.
  5. Трансформация диалога путем изменения реплик в соответствии с новой коммуникативной задачей.
  6. Составление диалога путем расположения смещенных реплик в смысловом порядке (разрезанный диалог).
  7. Составление диалога по афише фильма или по кадру из фильма.
  8. составление диалога на основе ключевых слов, отражающих определенную ситуацию и предвосхищающих диалог в фильме.
  9. Интервью с режиссером до просмотра фильма.

Информация о работе Интернет в обучении иностранного языка