Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа
Целью данной работы является:
- систематизирование теоретического и практического опыта работы с видео и обоснование необходимости применения видео-материала при обучении иностранному языку.
Данная цель обусловила постановку задач нашего исследования:
1. изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2. дать четкое предложение о применении видео на занятиях и для самостоятельной работы учащихся;
3. выявить значимость работы с видео для формирования всех видов речевой деятельности.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы работы с видео в средней школе…………………................................................................................................5
1.1 Видео как средство повышения мотивации изучения иностранного языка………………………………………………………………………………….5
1.2 Психологические особенности воздействия видео на учащихся……………………………………………………………………………...8
Глава II. Возможности использования видео на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………….9
2.1 Принципы работы с видеотекстами………………………………………….....9
2.2 Использование видео на различных этапах обучения………………………17
2.3 Развитие устной речи учащихся на основе художественного фильма……...20
Заключение………………………………………………………………….............31
Список используемой литературы………………………………………………...33
Таким
образом, использование видеофильма
на уроке иностранного языка способствует
устной речи учащихся (умений монологической
и диалогической речи).
2.4
Развитие устной речи
учащихся на основе
художественного фильма
С помощью
аутентичного художественного фильма
на уроке зримо создается речевая
ситуация, в которой обучаемые
должны проявить себя в коммуникативном
плане: выразить свое мнение, высказаться
по теме, сформулировать идею, вступить
в дискуссию и т.д.
2.4.1 Формирование умений монологического высказывания на основе художественного видеофильма
Многие методисты, как иностранные, так и российские, занимаются разработкой упражнений для формирования умений монологического высказывания на основе видеофильма (видеофрагмента). Так, Ю.А. Комарова рассматривает функционирование видеофрагментов в учебном процессе как функционирование опор, призванных способствовать формированию конкретных умений. Она определяет их функции в соответствии с этапами работы над ними на уроке:
1-й этап:
видеофрагмент –
2-й этап:
видеофрагмент – смысловая
3-й этап: видеофрагмент – стимул (ВФ – 3)
Принимая во внимание функции видеофрагментов на каждом этапе, Ю.А. Комарова выделяет умения построения монологического высказывания следующим образом:
1-й этап:
умение выражать свои мысли
в монологической форме с
2-й этап: умение развертывать стратегию высказывания – монолога с опорой на ВФ – 2.
3-й этап: умение высказываться в форме монолога с опорой на ВФ – 3.
На каждом этапе Ю.А. Комарова предлагает комплекс последовательно усложняющихся упражнений, предусматривающих вариативную основу:
- на звуковую дорожку;
- на видеодорожку;
- на
звуковую и видеодорожку
Например:
Звуковая дорожка:
- посмотрите, поймите, определите, ответьте на вопросы;
- послушайте, представьте, что в это время происходит на экране, расскажите об этом;
- послушайте, скажите, что вы можете рассказать об этом персонаже, как вы его себе представляете, посмотрите, сравните.
Видеодорожка:
- посмотрите и расскажите тем, кто не видел;
- посмотрите, разыграйте продолжение;
- посмотрите, скажите, что бы вы сделали на месте персонажа, почему;
- посмотрите,
будьте готовы озвучить
- посмотрите, разыграйте ситуацию, придумайте или вспомните похожую;
- посмотрите
фрагмент из немого фильма, расскажите,
опишите, докажите[8,156].
Похожие методы работы над фильмом предлагает и методист из США Ф.-Й. Вехаге [15,25]. Он выделяет несколько циклов упражнений, связанных с демонстрацией видеофильма без звука и со звуком:
1-й этап:
подготовительный. На этом этапе
выполняются упражнения по
2-й этап:
интенсивные упражнения в
- Lückentexte;
- диалоги, отражающие ситуацию в фильме;
- выработка полного сценария;
- обсуждение названия фильма;
- предложения по названию фильма.
3-й этап: просмотр фильма без звука (Bildspur – Stumm):
- описание отдельных кадров фильма;
- презентация
отдельной сцены с последующим
ее обсуждением,
- предвосхищение содержания последующей сцены;
- сбор
необходимых для описания
- составление
письменного диалога, текста
- составление
вопросов к просмотренному
- рассказ содержания видеофрагмента в различных временных формах.
4-й этап: просмотр фильма со звуком (Bildspur mit Ton):
- отметить в предложенном списке слова, которые учащиеся «видят» и «слышат»;
- вставить в предложенный текст важные пропущенные слова;
- провести ролевую игру по содержанию видеофрагмента;
- составить
вопросы для общения,
- выполнить
языковые грамматические
- воссоздать
текст видеофрагмента в
- воссоздать содержание фильма в групповой работе.
5-й этап:
упражнения после просмотра
- распределить
предложения в логической
- создать
продукцию нового –
- ответить письменно или устно на вопросы;
- провести
работу над текстом с
- создать свой видеофильм.
Работа с художественным фильмом на уроке, конечно же, отличается от работы над видеофрагментом, но некоторые предложенные в этом комплексе упражнения можно использовать и для развития умений монологической речи.
На всех этапах восприятия и осмысления содержания художественного фильма происходит накопление лексико-грамматического материала для реализации монологического высказывания по теме фильма, с одной стороны, с другой – возникает потребность в выражении личностного отношения к событиям, героям фильма, их поступкам, идейному содержанию фильма, позиции автора. В связи с этим можно предложить несколько видов заданий, способствующих формированию умений монологического высказывания учащихся.
Преддемонстрационный этап
Демонстрационный этап
Этап контроля понимания содержания фильма
Творческий этап
2.4.2 Формирование навыков диалогической речи на основе видеофильма
Художественный фильм представляет собой эффективное средство, обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое общение, благоприятствует или сопутствует ему, т.е. создает коммуникативную ситуацию.
Коммуникативная ситуация – основное условие для формирования универсального – и основного – умения диалогической речи, реплицирования. Реплицирование – умение использовать коммуникативно и функционально направленную реплику при совершении речевых действий, соответствующих факторам коммуникативной ситуации [12, 13].
В качестве приема, используемого учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа – т.е. обучающая беседа (Unterrichtsgespräch). Этот прием ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе[12,13].
Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма.
В связи с этапами работы над фильмом можно предложить ряд упражнений по развитию диалогической речи учащихся.
Преддемонстрационный этап