Основная
идея подобного подхода к обучению
иностранным языкам, таким образом,
заключается в том, чтобы перенести
акцент со всякого рода упражнений
на активную мыслительную деятельность
учащихся, требующую для своего оформления
владения определенными языковыми
средствами. Только метод проектов
может позволить решить эту дидактическую
задачу и соответственно превратить
уроки иностранного языка в дискуссионный,
исследовательский клуб, в котором
решаются действительно интересные,
практически значимые и доступные
для учащихся проблемы с учетом особенностей
культуры страны и по возможности
на основе межкультурного взаимодействия.
На таких уроках всегда должен присутствовать
предмет обсуждения[1,2].
Как уже говорилось,
в основе проекта лежит какая-то
проблема. Чтобы ее решить, учащимся
требуется не только знание языка, но
и владение большим объемом разнообразных
предметных знаний, необходимых и
достаточных для решения данной
проблемы. Кроме того, учащиеся должны
владеть определенными интеллектуальными,
творческими, коммуникативными умениями.
К первым можно отнести умение
работать с информацией, с текстом
(выделять главную мысль, вести поиск
нужной информации в иноязычном тексте),
анализировать информацию, делать обобщения,
выводы, пр., умение работать с разнообразным
справочным материалом. Формирование
многих из указанных умений является
целью обучения различным видам
речевой деятельности. К творческим
умениям психологи относят, прежде
всего, умение генерировать идеи, для
чего требуются знания в разных областях,
умение находить не одно, а много
вариантов решения проблемы, умение
прогнозировать последствия того или
иного решения. К коммуникативным
умениям стоит отнести, прежде всего,
умение вести дискуссию, слушать
и слышать собеседника, отстаивать
свою точку зрения, подкрепленную
аргументами, умение находить компромисс
с собеседником, умение лаконично
излагать свою мысль. Таким образом,
для грамотного использования метода
проектов требуется значительная подготовительная
работа, которая осуществляется, разумеется,
в целостной системе обучения
в школе, не только в обучении иностранному
языку, причем вовсе необязательно,
предваряя работу учащихся в проекте.
Такая работа должна вестись постоянно,
систематически и параллельно с
работой над проектом. Наш предмет
вносит свою существенную лепту в
общее развитие ребенка. Как легко
заметить, метод проектов - суть, составляющая
развивающего, личностно-ориентированного
характера обучения. Конечно, наиболее
полно он может использоваться на
уроках и во внеурочное время в
школах, гимназиях, работающих по второй
- четвертой моделям обучения. Но
он может достаточно широко использоваться
на любой ступени обучения, даже
в начальной школе, при любой
модели обучения. Все дело в выбираемой
для исследования и разработке проблеме,
требующей определенных языковых средств
для ее разработки и решения [1,2].
Основные
требования к использованию метода
проектов:
1.Наличие
значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы / задачи,
требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для
ее решения (например, исследование
истории возникновения празднования
различных праздников в англо-говорящих
странах - St.Patrick"s Day, Thanksgiving Day, Halloween,
Christmas, Mothers" Day, etc; организация путешествий
в разные страны; проблемы семьи,
проблема свободного времени
у молодежи, проблема обустройства
дома, проблема отношений между
поколениями, проблема организации
спортивных мероприятий, много
других);
2. Практическая,
теоретическая значимость предполагаемых
результатов (например, доклад в
соответствующие службы о демографическом
состоянии данного региона, факторах,
влияющих на это состояние,
тенденциях, прослеживающихся в
развитии данной проблемы; совместный
выпуск газеты, альманаха с репортажами
с места событий; программа
туристического маршрута, план обустройства
дома, парка, участка, планировка
и обустройство квартиры, пр.);
3. Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся на уроке
или во внеурочное время.
4. Структурирование
содержательной части проекта
(с указанием поэтапных результатов
и распределением ролей).
5. Использование
исследовательских методов: определение
проблемы, вытекающих из нее задач
исследования, выдвижение гипотезы
их решения, обсуждение методов
исследования, оформление конечных
результатов, анализ полученных
данных, подведение итогов, корректировка,
выводы (использование в ходе
совместного исследования метода
"мозговой атаки", "круглого
стола", творческих отчетов, защиты
проекта, пр.).
Отсюда могут
быть определены и этапы разработки
и проведения проекта (его структуры):
1. Презентация
ситуаций, позволяющих выявить одну
или несколько проблем по обсуждаемой
тематике.
2. Выдвижение
гипотез решения выявленной проблемы
(мозговой штурм). Обсуждение и
обоснование каждой из гипотез.
3. Обсуждение
методов проверки из принятых
гипотез в малых группах ( в
каждой группе по гипотезе), обсуждения
возможных источников информации
для проверки выдвинутой гипотезы.
Обсуждение оформления результатов.
4. Работа
в группах над поиском фактов,
аргументов, подтверждающих или
опровергающих гипотезу.
5. Защита
проектов (гипотез решения проблемы)
каждой из групп с оппонированием
со стороны всех присутствующих.
6. Выдвижение
новых проблем.
Рассмотрим
общедидактическую типологию проектов,
используемую при работе над любой
проблемой познавательного плана,
где иностранный язык действительно
выступает в качестве средства общения
между партнерами (с зарубежными
школьниками, учителями). Прежде всего,
определимся с типологическими
признаками:
1. Доминирующий
в проекте метод или вид
деятельности: исследовательский, творческий,
ролево-игровой, практико-ориентированная,
пр.
2. Предметно-содержательная
область: монопроект (в рамках
одной области знания); межпредметный
проект.
3. Характер
координации проекта: непосредственный
(жесткий, гибкий), скрытый (неявный,
имитирующий участника проекта).
4.Характер
контактов (среди участников одной
школы, класса, города, региона, страны,
разных стран мира): внутришкольный,
региональный, международный.
5.Количество
участников проекта.
6.Продолжительность
проекта.
Если говорить
об использовании метода проектов в
практике обучения иностранным языкам,
то, разумеется, наибольший интерес
представляют международные телекоммуникационные
проекты. Именно такие проекты позволяют
решить наиболее сложную и вместе
с тем самую существенную для
методики задачу - создание языковой среды
и на ее основе создание потребности
в использовании иностранного языка
на практике. Глобальная сеть Интернет
создает условия для получения
любой необходимой учащимся и
учителям информации, находящейся в
любой точке земного шара. Любой
пользователь, подключенный к сети
Интернет, имеет возможность подобрать
список литературы по библиотечному
каталогу Библиотеки Конгресса США,
получить на своем экране нужный материал,
провести поиск статьи, репортажа, других
источников нужной информации из самых
разнообразных журналов на английском
языке. Эта информация, естественно,
аутентична и, работая с такой
информацией, можно получить необходимые
данные по проблеме, над которой
в данный момент работает группа школьников
в рамках проекта. Причем это может
быть совместная работа российских участников
проекта и их зарубежных партнеров
из одной или нескольких стран. Стены
класса как бы раздвигаются и ребята
входят в открытый мир, где можно
общаться с партнерами из разных стран,
выходить на российские и зарубежные
сервера научных, информационных, учебных
центров. Участники проекта могут
распределить роли между собой и
собирать информацию по всему свету,
время от времени обмениваясь
мыслями, естественно, на английском языке,
вступая в дискуссию по определенным
вопросам, устраивая "мозговые атаки",пр.
Излишне говорить о том, что прежде,
чем советовать ребятам обратиться
к той или иной базе данных в
Интернет, учитель сам должен быть
осведомлен о содержании этой информации
и ее языковых средствах. Обмен информацией
осуществляется по электронной почте,
но время от времени можно устраивать
обсуждения в телеконференции в
режиме реального времени (on-line), если
участники проекта договариваются
о времени проведения такой конференции.
Можно запросить мнение по какому-то
вопросу у большого числа пользователей
в разных странах в режиме IRC (Chat
technologies)[3].
Отдельно
следует сказать о координации
проектов и организации внешней
оценки, поскольку хорошо известно,
что лучшая импровизация - хорошо подготовленная.
Поэтому, если учитель решил использовать
при изучении какого-то раздела, вопроса
программы метод проектов, он должен
все тщательнейшим образом продумать,
разработать, просчитать. Если предполагается,
что учащиеся по предлагаемой им ситуации
должны сформулировать проблему, учитель
сам должен спрогнозировать несколько
таких возможных проблем, которые
могут попасть в поле зрения учащихся,
либо к которым учитель будет
их вести наводящими вопросами, ситуациями,
пр. Учитель должен четко прописать
учебные задачи для учащихся (что
предполагается в ходе проектной
деятельности сформировать у школьников),
подобрать необходимый материал
(печатный, звуковой, видео, пр., в том
числе и из электронных источников),
который он предложит учащимся или
к которому он порекомендует обратиться,
например, в сетях, на компакт-дисках.
Надо продумать, какую помощь можно
оказать ученикам, не предлагая готовых
решений. Другими словами, желательно
спланировать всю серию уроков, на
которых предполагается использовать
метод проектов. Кроме того, важно
иметь в виду необходимость отслеживания
эффективности деятельности каждого
ученика на всех этапах работы над
проектом. С этой целью используют
возможности само и взаимоконтроля.
На уроки защиты проектов можно пригласить
других учителей иностранного языка, которые
могут выступить в качестве экспертов.
Характер внешней оценки в большой
степени зависит как от типа проекта,
так и от темы проекты (его содержания),
условий проведения. Если это исследовательский
проект, то он с неизбежностью включает
этапность проведения, причем успех
всего проекта во многом зависит
от правильно организованной работы
на отдельных этапах. Поэтому необходимо
отслеживать такую деятельность
учащихся поэтапно, оценивая ее шаг
за шагом. При этом и здесь, как
и при обучении в сотрудничестве
оценка необязательно должна выражаться
в виде отметок. Это могут быть
самые разнообразные формы поощрения
вплоть до самого обычного: "Все правильно.
Продолжайте." или " Надо бы остановиться
и подумать. Что-то не клеится. Обсудите."
В проектах игровых, предусматривающих
соревновательный характер, может использоваться
балльная система (от 12 до 100 баллов). В
творческих проектах часто бывает невозможно
оценить промежуточные результаты.
Но отслеживать работу все равно
необходимо, чтобы вовремя придти
на помощь, если такая помощь потребуется
( но не в виде готового решения, а
в виде совета). Другими словами,
внешняя оценка проекта (как промежуточная,
так и итоговая) необходима, но она
принимает различные формы в
зависимости от множества факторов.
Учитель или доверенные внешние
независимые эксперты (учителя, ученики
из параллельных классов, не участвующие
в проекте) проводят постоянный мониторинг
совместной деятельности, но не навязчиво,
а тактично в случае необходимости,
приходя на помощь ребятам [2].
Итак, подведем
итог того, почему метод проектов актуален,
полезен и интересен:
Во - первых,
это его прагматическая направленность
на результат;
во - вторых,
этот результат можно увидеть, осмыслить,
применить в реальной практической
деятельности;
в - третьих,
он позволяет органично интегрировать
знания учащихся из разных областей вокруг
решения одной проблемы.
в – четвертых,
позволяет создать на уроке творческую
атмосферу, где каждый ученик вовлечен
в активный познавательный процесс
на основе методики сотрудничества.
§ 3. Пути обучения
лексическому навыку на среднем этапе.
Современная
лингвистика рассматривает язык
как иерархическую структуру, состоящую
из ряда уровней, каждый из которых
характеризуется собственным набором
языковых (знаков).
На среднем
этапе учащиеся должны усвоить значение
и формы лексических единиц и
уметь их использовать в различных
видах речевой деятельности, т.е.
овладеть навыками лексического оформления
экспрессивной речи и научиться
понимать лексические единицы на
слух и при чтении.
При осуществлении
продуктивных видов речевой деятельности
(говорения, письма) необходимо: владеть
лексико-смысловыми и лексико-тематическими
ассоциациями; сочетать новые слова
с ранее усвоенными; выбирать строевые
слова и сочетать их со знаменательными;
выбирать нужное слово из антонимических
и синонимических противопоставлений;
выполнять эквивалентные замены;
владеть механизмом сокращения и
распространения структур.
Для рецептивных
видов речевой деятельности (аудирования,
чтения) необходимо: соотносить аудитивный/зрительный
образ с семантикой; преодолевать
направленность внимания на внутреннее
артикулирование; пользоваться словообразовательной
и контекстуальной догадкой[4].
Среди круга
вопросов, составляющих содержание методики
обучения иностранным языкам, проблеме
лексического отбора принадлежит одно
из ведущих мест. Правильно составленный
учебный словарь является необходимым
пособием для учителя, так как
ориентирует его на строго ограниченный
круг лексики, подлежащей усвоению. Лексический
минимум представляет собой базу
для создания научно обоснованных,
преемственно связанных школьных учебников.
Сущность лексического отбора состоит
в том, что из необозримого множества
слов и фразеологических словосочетаний
иностранного языка отбираются только
те, усвоение которых в первую очередь
необходимо для достижения поставленных
целей обучения.