Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа
Предметом исследования являются методы и приемы использования песни и музыки для формирования фонетических навыков, расширения лексического запаса, развития устной речи на иностранном языке.
Исходя из объекта и предмета нашего исследования, цель исследования заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использования песен на уроках английского языка. При этом особое внимание уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективности обучения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1
Теоретические положения использования современного песенного материала в учебном процессе…………………….
5
1.1 Компоненты содержания обучения иностранному языку….
5
1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения……
1.1.2 Психологический компонент содержания обучения…….
1.1.3 Педагогический компонент содержания обучения………
1.2 Песня как элемент языкового компонента……………………
1.3Принципы работы с песней на уроке………………………….
Глава 2
Методические положения использования современного песенного материала на среднем этапе обучения……………….
2.1 Песня как один из элементов национально-культурного содержания обучения английскому языку………………...
2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навыков………………………………………..
2.3 Использование песенного материала для расширения лексического запаса учащихся………………………………
2.4 Создание психологически комфортной обстановки на уроках иностранного языка ……………………………........
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОУ СПО САЛАВАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Допущена к защите
Председатель ПЦК:
Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения
Курсовая работа
Иностранный язык
Курс IV группа Е
Салават 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 | Теоретические положения использования современного песенного материала в учебном процессе……………………. | 5 |
| 1.1 Компоненты содержания обучения иностранному языку…. | 5 |
| 1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения…… |
|
| 1.1.2 Психологический компонент содержания обучения……. |
|
| 1.1.3 Педагогический компонент содержания обучения……… |
|
| 1.2 Песня как элемент языкового компонента…………………… |
|
| 1.3Принципы работы с песней на уроке…………………………. |
|
Глава 2 | Методические положения использования современного песенного материала на среднем этапе обучения………………. |
|
| 2.1 Песня как один из элементов национально-культурного |
|
| 2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навыков……………………………………….. |
|
| 2.3 Использование песенного материала для расширения лексического запаса учащихся……………………………… |
|
| 2.4 Создание психологически комфортной обстановки на уроках иностранного языка ……………………………........ |
|
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения – использование песенного материала на уроках иностранного языка.
Мы не случайно обратились именно к этой теме, т.к. она кажется нам очень интересной и актуальной. Мы полагаем, что вопрос заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, т.к. любовь к поэзии и музыке должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь, но в данной исследовательской работе мы рассмотрим возможности использования современного песенного материала на среднем этапе обучения.
Таким образом, актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности использования современного песенного материала на среднем этапе обучения, что обусловило выбор темы данной исследовательской работы.
Проблемой данного исследования является выявление особенностей использования современного песенного материала на среднем этапе обучения иностранным языкам.
Исходя из этого объектом нашего исследования является процесс использования песен на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения.
Предметом исследования являются методы и приемы использования песни и музыки для формирования фонетических навыков, расширения лексического запаса, развития устной речи на иностранном языке.
Исходя из объекта и предмета нашего исследования, цель исследования заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использования песен на уроках английского языка. При этом особое внимание уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективности обучения.
Определив проблему исследовательской работы, обозначив объект и предмет нами, выдвигается следующая гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка может способствовать формированию навыков учащихся и повышать эффективность обучения иностранного языка при следующих условиях:
1) оптимальном сочетании объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке фонетических и лексических явлений;
2)создании психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.
Для того чтобы опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу была поставлена цель исследования: дать комплексное решение проблемы использования песен на уроках английского языка. При этом особое внимание уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективности обучения, что особенно важно.
И затем для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить научно-исследовательские и дидактические источники по данной проблеме;
2) рассмотреть методику и особенности работы с песенным материалом при обучении английскому языку;
3)изучить возможности песен и музыки в процессе формирования фонетических и лексических навыков.
4)рассмотреть возможность музыки и песен как способ создания психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.
Структура исследовательской работы следующая: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения, что включает в себя содержание обучения иностранному языку, лингвистический компонент содержания обучения и принципы работы с песней на уроке.
Вторая глава подробно отражает особенности использования песен на уроке английского языка, возможности в процессе формирования фонетических навыков, использование песенного материала для расширения лексического запаса, а также создание с помощью музыки и песен психологически комфортной обстановки на урока английского языка.
Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что в ней рассматривается теоретический положения по использованию современного песенного материала, принципы работы с песней на уроках.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе учителей общеобразовательной школы при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения.
В заключении подводятся итоги исследовательской работы.
Список использованной литературы включает 20 наименований.
Приложение включает в себя песни для использования на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения, в зависимости от цели, которую учитель определяет (закрепление грамматических, слухо-произносительных, лексических навыков и т.д.).
Глава 1 Теоретические положения использования современного песенного материала на уроках иностранного языка среднем этапе обучения
1.1Компоненты содержания обучения иностранному языку
1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения
Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) продолжает оставаться одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения(СО) с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире менялись и цели, и СО в целом.
В настоящее время, в эпоху создания Общеевропейского дома растет роль ИЯ как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка.
В задачи данной главы входит исследование понятия содержания обучения(СО), а также его компонентов для выявления возможностей оптимизации содержания обучения в новых исторических условиях.
Существуют ли какие-нибудь факторы, влияющие на СО, есть ли какие-либо резервы пополнения содержания обучения сейчас, в наше время, когда эта проблема казалось бы, уже достаточно разработана в различных исследованиях в области методики?
Но прежде, чем вносить что либо новое, необходимо раскрыть само понятие содержания обучения, проанализировать и сопоставить разные подходы и точки зрения различных исследователей.
В методике обучения ИЯ до сих пор нет единого мнения о содержании обучения этому предмету. Существует несколько точек зрения на эту проблему. И так как цель данного исследования предполагает совершенствование СО ИЯ в средней школе, то, исходя из обще дидактических концепций СО, в этой работе будет показана специфика СО ИЯ в средней школе, а также будет сделан анализ его компонентов.
Традиционно под СО в самом общем смысле понимается все то, "чему следует учить учащихся" [7; 20-23]
Некоторые считают, что составными частями СО являются знания конкретного языкового материала (лексика, грамматика, фонетика, орфография), умение и навыки, тематика для устной речи и чтения, тексты, языковые понятия, отсутствующее в родном языке.
СО рассматривается также как сложное диалектическое единство, складывающееся из взаимодействия определенным образом организованного учебного материала (содержание учебного предмета) и процесса обучения ему.
Согласно этой концепции СО ИЯ состоит из:
1) содержания учебного предмета, в которое входят основные единицы методической организации материала (слова, типовые фразы, текст, тема, как потенциальный текст) и основные типы упражнений;
2) педагогического процесса, т.е. процесса формирования иноязычных знаний, навыков и умений.
И если попытаться выстроить линейно все компоненты содержания обучения, то в рамках этой концепции можно говорить о языковом материале, текстах, теме, упражнениях, знаниях, навыках и умениях. Весьма своеобразно и следующее понимание этой проблемы, приведенное ниже.
Под содержанием обучения ИЯ понимаются и промежуточные поклассные умения, языковые навыки, тексты в графическом и звуковом оформлениях, темы и ситуации, в пределах которых формируются речевые умения, языковые понятия, отсутствующие в родном языке учащихся. [3; 89-91]
В советской методике обучения ИЯ вопрос о составных частях содержания обучения являлся спорным. И все же такие компоненты, как языковой материал, занятия, умения и навыки, тематика, тексты и языковые понятия, не свойственные родному языку находят свое отражение в большинстве классификаций содержания обучения ведущих методистов.
Совершенно очевидно, что языковой материал не исчерпывает содержания обучения, т.к. его усвоение - это лишь база для развития умений и навыков устной речи и чтения, формирующихся не только на основе различного языкового материала, но и на основе связного целого, которое выступает в виде звучащих текстов или текстов в графическом оформлении. Отсюда следует правомерное включение текстов и тематики в СО.
Несколько по-другому решается вопрос о знаниях, навыках и умениях. Прежде хотелось бы отметить, что для иностранных языков, ведущей функцией которого является речевое общение, основными единицами содержания выступают виды речевой деятельности: выражение мысли в устной форме (говорение); в письменной форме (письмо); восприятие и понимание на слух (аудирование); восприятие и понимание письменной речи, текстов (чтение). Каждый вид речи - "сложная и своеобразная система умений творческого характера, основанных на знаниях и навыках, направленная на решение различных коммуникативных задач" [4; 45-48]
А. Д. Климентенко интерпретирует "знания" как знания о способах деятельности. И с этим нельзя не согласиться, т.к. знания о способах деятельности, используемые в практической деятельности обеспечивают сознательное овладение навыками. Такие знания в ИЯ оформляются в виде правил. К знаниям относят также и языковой материал.
В ходе обучения ИЯ у учащихся формируются самые разнообразные умения и навыки. К ним традиционно принято относить речевые умения (умение говорить, аудировать, читать и понимать и т.п.), навыки употребления лексики, грамматики или произносительные навыки, входящие как элементы в состав речевых умений. Все выше перечисленное бесспорно входит в содержание ИЯ, поскольку является базой для достижения практической цели обучения ИЯ.