Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются методы и приемы использования песни и музыки для формирования фонетических навыков, расширения лексического запаса, развития устной речи на иностранном языке.
Исходя из объекта и предмета нашего исследования, цель исследова­ния заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использова­ния песен на уроках английского языка. При этом особое внима­ние уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективно­сти обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1
Теоретические положения использования современного песенного материала в учебном процессе…………………….
5

1.1 Компоненты содержания обучения иностранному языку….
5

1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения……


1.1.2 Психологический компонент содержания обучения…….


1.1.3 Педагогический компонент содержания обучения………


1.2 Песня как элемент языкового компонента……………………


1.3Принципы работы с песней на уроке………………………….

Глава 2
Методические положения использования современного песенного материала на среднем этапе обучения……………….


2.1 Песня как один из элементов национально-культурного содержания обучения английскому языку………………...


2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навыков………………………………………..


2.3 Использование песенного материала для расширения лексического запаса учащихся………………………………


2.4 Создание психологически комфортной обстановки на уроках иностранного языка ……………………………........

Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая переделанная.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

                       Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учеников);

                       Фонетическая отработка текста песни.

                       Повторное прослушивание песни (с опорой на текст);

                       Чтение песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации (с опорой на текст);

                       Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием караоке, фонограммы…

На последующих уроках повторить песню, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

Таким образом, песня способствует:

                       расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении иностранным языком;

                       стимулированию интереса учащихся к изучению предмета «Иностранный язык»;

                       усилению их мотивации и возможности практически применять язык;

                       приобщению к иноязычной культуре, расширению кругозора учащихся.

 

1.3 Принципы работы с песней на уроке иностранного языка

 

Несмотря на все преимущества использования песни в обучении иностранному языку, учебно-методические комплексы не содержат достаточного количества песенного материала. На начальном и среднем этапах обучения необходим отбор учителем песенного материала, соответствующего практическим целям данного этапа обучения и возрастным особенностям учащихся.

Критерии отбора песен могут быть следующими:

- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;

- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;

- соответствовать возрасту и степени обученности учащихся;

- отражать страноведческую специфику;

- голос исполнителя должен быть понятным [2; 28-34]

На уроке иностранного языка песни могут использоваться для достижения различных целей и решения практических, развивающих и воспитательных задач, а именно:

1) как фонетическая зарядка на начальном этапе урока (для фонетической зарядки хорошо подходят детские песенки, так как они просты, ритмичны и легко запоминаются)

2) для прочного усвоения лексического и грамматического материала;

3) для стимулирования развитие речевых навыков и умений;

4) для расслабления во время урока, когда учащиеся испытывают психологическую и физическую напряженность и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. [13, 45-48]

Использование песен с целью усвоения нового лексико-грамматического материала предполагает последовательную работу в течение серии уроков.

Темами для дискуссий и бесед может стать содержание современных, популярных среди молодежи песен. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. С современными возможностями Интернета представляется возможность подобрать песни на практически любую интересующую тему, затрагиваемую в УМК или выходящую за его рамки, но вызывающую интерес для учащихся.

Лексико-грамматический материал песен целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении нового материала учащиеся легко узнавали его. Это существенно облегчит введение, закрепление и использование лексико-грамматического материала песен в соответствующих речевых ситуациях.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

Примерная последовательность работы с песней:

1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, составление ассоциограмм, таблиц, сравнение явлений чужой и родной культуры, о которых может упоминаться в песне. Установка на первое восприятие песни;

2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;

3) проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;

5) выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;

6) чтение текста песни с звуков и интонации;

7) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения;

На последующих нескольких уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ней, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени.

В дальнейшем каждая из предложенных песен может быть использована как эффективное средство закрепления и повторения нового грамматического материала.

Проанализировав первую главу, мы можем сформулировать следующие выводы.

Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения иностранному языку, как для учителя, так и для учеников. Учителю необходимо осознавать всю важность именно регулярной, а не фрагментарной работы с песнями. Также необходимо знать особенности применения песен как методического приема, главные критерии их отбора для уроков иностранного языка, цели их использования, этапы работы с песнями. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.

Важно понимать, что песня является одним из сильнейших стимулов к дальнейшему изучению иностранного языка, песня может своим содержанием побуждать учащихся к высказыванию своих собственных мыслей, отношения, оценки чего-либо. Кроме того, аутентичные, удачно подобранные песни развивают мышление, внимательность и память учащихся, помогают непроизвольно удерживать в памяти сложный материал, речевые клише, устойчивые выражения. Кроме того, музыка положительно влияет на формирование личности учащихся, их характер и настроение, а также формирует эстетический вкус. Поэтому нельзя недооценивать роль музыки и песен в процессе обучения иностранным языкам.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Методические положения использования современного песен­ного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

   2.1 Песня как один из элементов национально-культур­ного компонента содержания обучения английскому языку

   В настоящее время является естественным то, что овладение иноязычной речью как средством общения невозможно без знаний особенностей куль­туры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.

Процесс формирования коммуникативной и лингвострановедческой компе­тенций включает в себя обучение не только знаниям, но также и уме­нию правильно «проживать ситуацию» в иностранном окружении. Цель формиро­вания данных компетенций – осуществление обмена между своей культурой и культурой общества изучаемого языка, падение барьеров, возникно­вения взаимопонимания и единения. [2; с.28]

Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элемен­том любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня – это великолепное средство повышения интереса как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также эффективный способ повторения языкового материала, особенно на старшем этапе обучения. [7; с.37]

Характер песенных текстов как аутентичных материалов весьма многообра­зен. Они могут различаться по лингвистической сложности, стиле­вой и исторической соотнесённости. Поэтому в зависимости от уровня обученно­сти учащихся, а также от конкретных промежуточных и конкретных целей урока песни используются по-разному.

Так, на начальном этапе обучения иноязычной речи песня является осо­бенно эффективным средством, наиболее адекватным аутентичным материа­лом. Но, в отличие от установившегося стереотипа, что с песней можно рабо­тать только на начальном этапе обучения иностранному языку, доказано, что на среднем этапе он тоже необходим.

Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни, её исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть исполь­зован для изучения языка как системы, а также для ознакомления с особен­ностями менталитета, культуры страны изучаемого языка. Момент предъ­явления песенного текста определяется условиями, поставленными препо­давателем, и уровнем обученности учащихся. Целями в таком случае могут быть представлены:

1.Формирование фонетических навыков;

2. Пополнение лексического запаса учащихся;

3.отработка грамматических конструкций и другие. (Более подробно они рассмотрены в следующем разделе)

Кроме того песня помогает учащимся приобщиться к иноязычной куль­туре. Мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а её содержание нести смысловую нагрузку.

Немаловажным источником коммуникативной компетенции является изу­чение песен разных эпох и разного жанра. Например, можно сравнить ка­кую-нибудь песню послевоенного периода и песню 90-х годов и провести сопос­тавительный анализ как лингвистики текста, так и социально-когнитив­ного содержания.

Также песня помогает сплочению группы: песню можно петь хором. А в предварительной работе над текстом, где обычно сочетаются различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная и групповая работа) непроиз­вольно происходит общение учащихся.

На основе извлеченных из текста песни фраз и отдельных лексических еди­ниц обучаемый может проявлять самостоятельность и творчество. Выход на творческий уровень способствует осознанию особенностей традиций, куль­туры страны изучаемого языка, в работе происходит формирование комму­никативной компетентности.

И главное, что хотелось бы отметить – выбор песни всегда стоит за препо­давателем. Выбирая песню, желательно принимать во внимание такие критерии как:

- песня часто транслируется по радио;

- она соответствует вкусам учеников, моде (хотя бы приблизительно);

- тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержа­нию. [2; с.28-30]

 

 

2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навы­ков

 

Формирование фонематического навыка предполагает перестройку привыч­ной артикуляции на основе установления сходства и различий в произне­сении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонемати­ческого слуха, а также овладение техникой произнесения иноязыч­ных звуков. Все это на среднем этапе возможно только путем подражания и повторения, лучше хором, вслед за учителем, аудио- или видеозаписью. Анализи­ровать услышанные звуки и осознанно управлять своими органами речи школьники могут в очень ограниченном объеме. Психологически, дети воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст.

Кроме того, им более понятно и привычно такое занятие как пение хо­ром, нежели просто повторение хором отдельных фраз. На уроках можно разучи­вать с детьми песни и рифмовки из различных сборников английских детских стихов и песен, такие например, как “Hickory, dickory, dock..”, Rub-a-dub-dub..”, где повторяется один и тот же гласный звук в сочетаниях с раз­ными согласными. Звук детьми прекрасно отрабатывается и запоминается. Для отработки техники произношения очень эффективно скандирование скорого­ворок под ритмичную музыку. Такие известные скороговорки как “Fuzzy Wuzzy was a bear,” “Happy hippopotamus” вошли в широко известные учебные курсы для детей “Way Ahead” (“Macmillan Education”) и “Chatterbox” (“Oxford University Press”) и успешно используются преподавате­лями школ.

Помимо формирования произносительных навыков на этапе обучения про­изношению очень важна изначально правильно поставленная интонация. Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведе­ние. Школьники легче воспринимают интонационный строй английских предло­жений, слушая и воспроизводя интонации стихов и песен, таких как “Why do you cry Willy?”, “Simple Simon”, “Little Jack Horner” и многих дру­гих. В них восклицательные, утвердительные и различные виды вопроситель­ных интонационных конструкций сочетаются в доступном и близком детям контексте. Ритмичная музыка детских стихов и песен помогает быстрейшему усвоению этих аутентичных произведений, а вместе с ними и правильной интона­ции, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспро­изведении английской речи.

 

2.3 Использование песенного материал для расширения лексического запаса уча­щихся

 

Формирование лексического навыка предполагает овладение обучае­мым правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лекси­ческими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической еди­ницы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запо­минают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм.

Информация о работе Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения