Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются методы и приемы использования песни и музыки для формирования фонетических навыков, расширения лексического запаса, развития устной речи на иностранном языке.
Исходя из объекта и предмета нашего исследования, цель исследова­ния заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использова­ния песен на уроках английского языка. При этом особое внима­ние уделяется этому средству обучения как способу повышения эффективно­сти обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1
Теоретические положения использования современного песенного материала в учебном процессе…………………….
5

1.1 Компоненты содержания обучения иностранному языку….
5

1.1.1 Лингвистический компонент содержания обучения……


1.1.2 Психологический компонент содержания обучения…….


1.1.3 Педагогический компонент содержания обучения………


1.2 Песня как элемент языкового компонента……………………


1.3Принципы работы с песней на уроке………………………….

Глава 2
Методические положения использования современного песенного материала на среднем этапе обучения……………….


2.1 Песня как один из элементов национально-культурного содержания обучения английскому языку………………...


2.2 Возможности песни и музыки в процессе формирования фонетических навыков………………………………………..


2.3 Использование песенного материала для расширения лексического запаса учащихся………………………………


2.4 Создание психологически комфортной обстановки на уроках иностранного языка ……………………………........

Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая переделанная.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

Многие учебные курсы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе детям предлагаются легко запоминающие песенки практически в каждой лексиче­ской теме. Особенно хочется обратить внимание на “The family song”, в кото­рой перечисление членов семьи идет вместе с прилагательными, описываю­щими людей – слова, которые всегда трудно усваиваются детьми на началь­ном этапе обучения. В учебнике “Wonderland.Pre-Junior” (Longman) очень удачно даются рифмовки под музыку на темы “Части тела”, “Пища” и дру­гие. Предлоги места и движения ученики быстро запоминают, если использо­вать песенку-игру из учебного пособия “English Together 2 ” “We’re going on a bear hunt”. Если у учителя есть возможность работать по какому-либо из пере­численных пособий, то песни и рифмовки становятся естественной ча­стью урока, помогают вводить или закреплять лексический материал в жи­вой, эмоциональной форме. Преимущество использования курсов, в которых песенный материал внесен авторами как логическая и необходимая часть ра­боты, очевиден – учителю не требуется самому искать песни и стихи, выве­рять вся ли лексика подходит, сочетается с другими упражнениями урока.

В том случае, если такой возможности нет, существуют многочислен­ные сборники, аудио- и видеокассеты, а в последнее время и компьютерные программы с музыкой и песнями. Правда, использование всего этого требует от учителя больших временных затрат, но полученные результаты стоят того.

 

 

2.4 Создание психологически комфортной обстановки

на уроках английского языка с помощью песен

 

Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хо­рошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко исполь­зуется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для созда­ния психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке музы­кальный и песенный материал привлекается для решения 3-х основных задач:

музыкальные паузы-разминки,

фоновая музыка при проведении письменных работ

музыкальные “минутки” для релаксации при переключении с одного вида работы на другой.

Музыкальные паузы-разминки, зарядки под музыку или с песней – это не­обходимый элемент урока, соответствующего современным здорово-сберегаю­щим образовательным технологиям.

При проведении больших письменных работ, особенно, если урок стоит в расписании в конце дня, или после других уроков, на которых дети много пишут – русского языка, математики – можно использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения. Это му­зыка должна быть спокойной, мелодичной, без резкой смены темпа. Напри­мер: записи из цикла “Звуки природы”, подобранные специалистами центра развития образной памяти “Школа Эйдетики”. Или музыку из серии, издавае­мой британской организацией по охране культурного наследия “Heritage” - “In an English country garden” и “A musical journey through a millennium of English music” .Более энергичной или с меняющимся ритмом должна быть музыка, используемая для переключения учащихся с одного вида работы на другой. Это особенно касается самых младших учеников, которых иногда бы­вает трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или конкурс (особенно проигравшую сторону). Лучше всего включить хорошо знакомую песню, такую, где, слегка меняясь, куплеты повторяются, напри­мер “Five little bears” , “Two fat gentlemen” или “Five fat sausages”. Иногда, наобо­рот, абсолютно новую песню и разучивать в течение 2-3 минут, после чего спокойно переходить на запланированный вид работы. [8; с. 74-79]

Во второй главе данной работы рассматриваются приемы и организация работы с песней на уроке иностранного языка на конкретных примерах, предлагаются возможные варианты заданий и упражнений с песнями на различных уровнях обучения.

Работа с песней имеет ряд особенностей, на которые необходимо обращать особое внимание в процессе разработки поурочных планов, а также планирования серии уроков.

Важно помнить о том, что формирование речевого навыка, будь то навык лексический, грамматический, аудирование, чтение или письмо, требует многократного правильного повторения речевого образца для выработки автоматизма. Также речевой навык отличает гибкость, то есть способность использовать языковые модели в различных сочетаниях друг с другом, что наиболее эффективно достигается при помощи планомерной работы над песнями.

Кроме того, через пение у большинства учащихся исчезает страх перед общением на иностранном языке в жизни, улучшается произношение по сравнению с теми, кто редко или вообще не использует песни в изучении иностранного языка. Учащимся становится легче усвоить мелодику языка, различные интонации, возможные связи между словами, понять структуру изучаемого языка, и, конечно же, интерпретировать сложность и разнообразие чужой культуры.

             

Заключение

 

              .  Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых творческих. И одним из таких приемов, как показало наше исследование, является использование песен на уроках иностранного языка. Рассмотрев технологии использования песенного материала на уроках ИЯ на среднем этапе обучения, можно сделать с вывод, что представленный метод является наиболее эффективным. При разучивании песен учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность, следовательно, песни способствуют:

                  совершенствованию навыков произношения;

                  позволяют достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации английских слов и предложений;

                  углубляют знания по английскому языку;

                  обогащают словарный запас  учащихся;

                  развивают навыки и умения чтения и аудирования.

Мы изучили научно-исследовательские и дидактические источники по данной проблеме,  рассмотрели методику и особенности работы с песенным материалом при обучении английскому языку, также изучили возможности песен и музыки в процессе формирования фонетических и лексических навыков, затем рассмотрели возможность музыки и песен как способ создания психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.

Решение задач возможно лишь тогда, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения иностранному языку, как для учителя, так и для учеников. Учителю необходимо осознавать всю важность именно регулярной, а не фрагментарной работы с песнями. Также необходимо знать особенности применения песен как методического приема, главные критерии их отбора для уроков иностранного языка, цели их использования, этапы работы с песнями. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.

Так например, на песенной основе незаметно и в непринуждённой обстановке грамматический материал, безусловно, запоминается легче и быстрее, усваивается прочнее и откладывается в долговременной памяти учащихся. Благодаря музыке создается благоприятный психологический климат на уроке, повышается эмоциональный тонус. Однако следует помнить о том, что музыка – не самоцель и не развлечение на уроке иностранного языка. Она должна естественным образом вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучаемых. Задача учителя при обучении иностранному языку – заинтересовать и развить умения и навыки чтения, говорения, письма и аудирования.

Также интересно то, что приемы работы с песенными произведениями на уроках очень легко сочетаются с другими приёмами и делают урок интересным, лёгким и запоминающимся. Другими словами: иногда можно внести живую струю в ход урока, создать эффект новизны и “эвристичности”. Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, нетрадиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу учеников. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. 

И хотелось бы сказать о том, что главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск.

Важно понимать, что песня является одним из сильнейших стимулов к дальнейшему изучению иностранного языка, песня может своим содержанием побуждать учащихся к высказыванию своих собственных мыслей, отношения, оценки чего-либо. Кроме того, аутентичные, удачно подобранные песни развивают мышление, внимательность и память учащихся, помогают непроизвольно удерживать в памяти сложный материал, речевые клише, устойчивые выражения. Кроме того, музыка положительно влияет на формирование личности учащихся, их характер и настроение, а также формирует эстетический вкус. Поэтому нельзя недооценивать роль музыки и песен в процессе обучения иностранным языкам.

Таким образом, гипотеза, предложенная в данном исследовании о том, разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка может способствовать формированию навыков учащихся и повышать эффективность обучения иностранного языка при следующих усло­виях:

1) оптимальном сочетании объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке фонетических и лексических явлений;

2)создании психологически комфортной обстановки на уроках английского языка,

действительно верна.

 


Список литературы

 

1.        Бабанский Ю. К. Педагогика / М., 1983. – С. 137.

2.        Бим И. Л., Миролюбов А. А. Особенности новой типовой программы по иностранным языкам в средней школе; НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР 13 С. 20 см М. НИИСИМО 1986.

3.        Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку: Лингводидак­тика и методика – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.336.

4.   Гальскова Н.Д., Н.И. Гез. Книга для унив-в и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений /- 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –С.336.

5.        Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ №5, 2009. – С. 28-30

6.        Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностран­ным языкам в средней школе: учебник. – М., 1982. – С.373.

7.        Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. – М.: Русский язык, 1992. – С.254.

8.        Климентенко А. Д. Г. М. Уайзер, Учебник английского языка: Для IX кл. [шк. с литов. яз. обучения] С.186 ил. 22 см 5-е изд. Каунас Швиеса 1983

9.        Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. – М., 1983

10.   Лернер И. Я. Совершенствование содержания образования в школе. – М.: 1985

11.   Лернер И.Я. «Проблемное обучение». //М. Знание - 1974.

12.   Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. –C.17.

13.   Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе/ [и др.];под общ. ред. С. Н. Смоленского]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. –С. 301: илл.

14.   Нехорошева А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие – М: АРКТИ, 2006. – С.80.

15.   Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М., 1977. – С. 39.

16.   Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. /Методика обучения иностранным языкам в средней школе — М.: Просвещение, 1991. — C. 287.

17.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. – С. 461 Основные вопросы обучения ин. Речи. Навыки и умения. – Воронеж, 1974

18.   Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Л. Просвещение. Ленинградское отделение 1977г. С.295 Твердый переплет

19.   http://www.allbest.ru/

20.   http://1september.ru

 



Информация о работе Использование современного песенного материала на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения