Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является:
Выявление различных форм и методов работы с рифмовками, стихами и другим лексическим материалом для его успешного усвоения на начальном этапе обучения.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
изучить цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе;
рассмотреть процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности;
изучить психологические особенности детей начальной школы при обучении иностранному языку;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе 7
1.2. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности 13
1.3. Учет психологических особенностей детей начальной школы при обучении иностранному языку 16
Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе
2.1 Теоретическое обоснование использования рифмованного материала при обучении иностранному языку в начальной школе 22
2.2 Формы и приемы работы с рифмованным лексическим
материалом 25
Заключение 33
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ полностью.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение            3

Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе            

    1.1. Цели и  содержание обучения иностранным  языкам в начальной школе                   7

    1.2. Процесс  обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности                13

    1.3. Учет психологических  особенностей детей начальной школы при обучении иностранному языку                               16

Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе

    2.1 Теоретическое  обоснование использования рифмованного  материала при обучении иностранному  языку в начальной школе    22

    2.2 Формы и  приемы работы с рифмованным лексическим

    материалом                           25

Заключение                  33

Библиографический список                36

Приложение                    
 
 
 

Введение

  В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения - использование стихотворных и рифмовочных материалов на уроках иностранного языка. Особенно это актуально при обучении иностранному языку в начальной школе.

  Прежде всего, стихи, рифмовки - это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению материала.

     Кроме того, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.

  Атак же, поэтические тексты и рифмовки являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.

  При работе со стихами и рифмовками решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.

  Как показывает опыт, учителя часто используют стихи и рифмовки на уроках немецкого языка, но, как правило, используют только традиционные формы работы с этим лексическим материалом. Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь.

     Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы настоящего исследования: «Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе».

Объектом  данной курсовой работы является процесс обучения иностранному языку в начальной школе.

Предметом - стихи и рифмовки как средство обучения иностранному языку в начальной школе.

Целью нашей курсовой работы является:

Выявление различных форм и методов работы с рифмовками, стихами и другим лексическим материалом для его  успешного усвоения на начальном  этапе обучения.

Исходя  из цели, мы определили следующие задачи:

  1. изучить  цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе;
  2. рассмотреть процесс обучения  иностранному языку в начальной школе и его особенности;
  3. изучить  психологические особенности детей начальной школы при обучении иностранному языку;
  4. обосновать теоретическое использование рифмованного материала при обучении иностранному языку в начальной школе;
  5. изучить формы и приемы работы с рифмованным лексическим материалом  и создать «Электронный банк» рифмовок, стихов для использования их на уроках иностранного языка в начальной школе

Методы  исследования:

  1. теоретические:

    -  систематизация обобщение отобранного материала по данной теме;

     2) эмпирические:

     - изучение и анализ методической и периодической литературы;

     - изучение нормативных актов; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе 

1.1. Цели и содержание  обучения иностранным  языкам в начальной школе.

     Целевой компонент структуры процесса обучения иностранного языка детерминируется  потребностями современного общества и представляет собой педагогически  сформулированный социальный заказ  общества. Он зафиксирован в различных  государственных документах, например, в проекте Государственном образовательного стандарта по иностранным языкам, учебных программах по иностранному языку и Законом об образовании.

     Цель  обучения иностранному языку и в  объективном, и в субъективном плане  является комплексной, многоаспектной, интегративной, поэтому в методике обучения иностранному языку речь чаще всего идет не о цели, а о целях, например, о практической (прагматической, коммуникативной), которая предусматривает  практическое овладение и владение им как средством общения на иностранном  языке, средством иноязычной коммуникации, а также о развивающей, воспитательной, общеобразовательной. Развивающая цель предусматривает как целостное развитие личности ученика, так и развитие его отдельных психических функций, качеств и свойств. Воспитательная цель - выработку у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду, внимательного отношения к партнерам по общению. Общеобразовательную цель обычно связывают с расширением у учащихся кругозора за счет знакомства с культурой страны изучаемого языка.

     Достижение развивающих, воспитательных и образовательных целей предусматривается на основе и в контексте реализации практической, коммуникативной цели. Н.Д. Гальскова отмечает: "Объявление практической цели в качестве ведущей самым естественным образом переводит три другие цели в разряд второстепенных. Следствием такого "неравноправного" отношения к целевым компонентам является нередко чрезмерная "погоня" за устойчивыми речевыми навыками и умениями в ущерб развивающим, образовательным и воспитательным аспектам обучения" (11, 59).

     Чтобы нейтрализовать этот недостаток, в  отечественной теории и практике разрабатывался комплексный подход к реализации всех четырех целей  обучения иностранным языкам. Один из возможных способов их объединения  и комплексной реализации - существенное укрупнение самой цели, например, выдвижение в ее качестве такого емкого и многопланового социально-исторического явления, как  иноязычная культура, вернее усвоение иноязычной культуры.

     И.Л. Бим дает понятие коммуникативной  компетенции: " под коммуникативной  компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным  языкам, понимается способность и  готовность осуществлять иноязычное межличностное  и межкультурное общение с  носителями языка в заданных стандартом/программой пределах" (4, 11). Это предусматривает сформированность языкового, речевого, социокультурного, компенсаторного и учебного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

     Сформированность  языкового компонента иноязычной коммуникативной  компетенции обеспечивается за счет целенаправленного формирования и  развития иноязычных фонетических, лексических  и грамматических навыков, речевого компонента - за счет формирования и  развития у учащихся умений аудирования, говорения, чтения и письма как видов  иноязычной речевой деятельности. Социокультурная  составляющая иноязычной коммуникативной компетенции "должна обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур" (4, 12).

     Эти цели несколько переструктурированы  при обучения иностранному языку в начальной школе. Чтобы обеспечить обучение иностранного языка уже в начальной школе, опираясь на превалирующее у младших школьников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а также на другие психические функции, целенаправленно формировать и развивать у них словесно-логическое мышление до уровня, достаточного для овладения лексикой и техникой чтения на иностранном языке, и иноязычной грамматикой. Поскольку формирование и развитие у детей начальной школы словесно-логического мышления осуществляется в процессе практического оперирования конкретным языковым и речевым материалом, то процессы их интеллектуального развития и реализации практической цели обучения иностранного языка оказываются нерасторжимыми.

  Практическая цель заключается в том, что иностранный язык должен служить средством общения, средством приема и передачи информации об окружающем мире в естественных условиях социальной жизни. Но он не предполагает особое прибавление знаний об окружающем мире, а дает возможности овладеть средством восприятия и выражения мысли о предметах, явлениях и их связях и отношениях посредством иностранного языка, который выступает в устной и письменной формах. Устная форма включает владение понимания звучащей речи на слух (аудирование) и выражением своих мыслей на иностранном языке (говорение). Письменная форма предполагает овладение графической речи, пониманием печатного текста (чтение), использование графической системы для выражения речи (письмо). Аудирование, говорение, чтение и письмо - виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах. В начальной школе должны быть прочно заложены основы всех видов речевой деятельности (1, 268).

     Образовательная цель заложена в том, что учащиеся овладевают вторым языком, новыми средствами для выражения мыслей. Учитель  с первых уроков обращает внимание учащихся на отличие звуков родного  языка и иностранного. Учащиеся знакомятся с новыми грамматическими явлениями, расширяют представления об образовании  слов. Уже на начальном этапе изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит большой вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Изучение иностранного языка способствует расширению кругозора учащихся, повышает их культуру, приобщает к культуре носителей  изучаемого языка. Таким образом, обучение иностранному языку вносит вклад  в образование детей (19, 271).

     Обучение  иностранного языка способствует развитию детей вообще. Как утверждают психологи - дидакты, чтобы более эффективно осуществлять развитие детей в процессе обучения иностранному языку необходимо включать учащихся в различные виды деятельности, которые способствуют развитию у них сенсорных восприятий, двигательных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и мотивационных  сфер. Повышение качества обучения иностранному языку, реализация комплексного решения воспитания и развития активности личности зависит от умений и навыков  учебной деятельности школьников. Развивающую  цель нельзя рассматривать изолированно от других целей.

     При обучении иностранному языку все  цели реализуются комплексно, но большинство  методистов по иностранным языкам считают  ведущей целью - практическую.

Под содержанием  обучения подразумевается тот учебный  материал, который определенным образом  отобран, методически организован  и предназначен для усвоения в процессе обучения (1, 150). Содержание обучения иностранного языка в начальной школе определяется целями обучения. Оно должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся. Содержание обучения отвечает на вопрос "Чему учить?". Это все то, о чем говорят на иностранном языке, что воспринимается на слух, читается, пишется, усваивается, чтобы решить конкретные коммуникативные задачи. Оно играет важную роль в осуществлении практической цели обучения.

     Согласно  учебной программе по иностранному языку начальной школы в содержание обучения "входят:

     - языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;

     - сферы общения, темы, ситуации;

Информация о работе Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе