Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является:
Выявление различных форм и методов работы с рифмовками, стихами и другим лексическим материалом для его успешного усвоения на начальном этапе обучения.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
изучить цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе;
рассмотреть процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности;
изучить психологические особенности детей начальной школы при обучении иностранному языку;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе 7
1.2. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности 13
1.3. Учет психологических особенностей детей начальной школы при обучении иностранному языку 16
Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе
2.1 Теоретическое обоснование использования рифмованного материала при обучении иностранному языку в начальной школе 22
2.2 Формы и приемы работы с рифмованным лексическим
материалом 25
Заключение 33
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ полностью.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

А.А. Леонтьев считает, что за этим понятием стоит:

     - комплекс особенностей типа высшей  нервной деятельности и другие  индивидуальные особенности, определяющие  психологические процессы (общий  тип нервной системы, темперамент,  характер);

     - индивидуальные различия в протекании  процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и тому  подобное;

     - различия в личностных особенностях, связанных с процессом общения  (толерантность, раскованность и  другие).

     Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут быть развиты у  детей в процессе их овладения  иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой  степени развиты эти функции  у ребенка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного  общения, легкость и быстрота их приобретения.

     В данном возрасте трудно говорить о  сложившемся характере, так как  под ним понимают сочетание постоянных, существенных качеств и свойств  личности, проявляющихся в ее поведении. И, тем не менее, такие черты характера, как, например, трудолюбие, работоспособность, лень и другие, проявляющиеся в учебной деятельности, тактичность, вежливость, грубость и другие, проявляющиеся в общении; скромность, гордость, хвастливость, выражающие отношение к самому себе; аккуратность, бережливость, неряшливость, выражающие отношение к вещам, проявляются уже довольно определенно. Более всего на сформированность тех или иных черт характера сказываются условия воспитания.

     Таким образом, мы считаем, что учет психологических  особенностей детей младшего школьного  возраста и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Но не менее важным является также понимание современной сущности методических подходов к организации и содержанию учебного процесса по иностранному языку в начальной школе. Во второй главе мы подробно рассмотрим одно из средств обучения иностранному языку, опираясь на различные формы и приемы  использования рифмованного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе

2.1 Теоретическое обоснование  использования рифмованного  материала при  обучении иностранному  языку в начальной  школе

     У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане  урока необходимо предусматривать  виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание  стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в  памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры (3, 34).

При работе с рифмовками решается целый комплекс важных методически задач:

  1. Презентация нового звука, его произношения и написания.
  2. Отработка изучаемого фонетического явления – при чтении и заучивании рифмовки.
  3. Самостоятельный вывод правила на основе полученной информации.
  4. Ввод нового лексического материала. Предъявленный в рифмованной форме он запоминается быстрее.
  5. Перевод и толкование грамматических явлений в рифмовке обеспечивают закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала – достаточно лишь напомнить учащимся связанную с ним рифмовку.
  6. При постоянном применении рифмовок для проведения фонетической зарядки в начале урока учитель имеет возможность повторить ранее изученный языковой материал, представляющий трудность для учащихся.

    Дети  легко усваивают эти рифмовки и с удовольствием вспоминают их каждый раз, когда нужна подсказка. При этом мы используем вспомогательные  средства: рисунки, мимику, жесты, движения, интонацию, короткие диалоги (13, 37).

    Особенно  эффективным считается многократное прослушивание и воспроизведение  рифмовок с заданным ритмом или под  ритмичную музыку с отбиванием ритма. Тактовые рифмовки помогают запомнить  изучаемые речевые модели, облегчают  в дальнейшем их употребление в речи и наряду с другими упражнениями способствуют выработке устойчивого  и безошибочного навыка их использования  в адекватных речевых ситуациях. Рифмовки играют огромную роль как  средство развития детской речи и  таких ее компонентов, как дыхание, дикции, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Стихи и рифмовки также  способствуют улучшению памяти. Некоторые  стихи и рифмовки воспитывают  у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение  друг к другу, к людям, их окружающим, настойчивость в преодолении  трудностей. Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных  умений чтения, аудирования, говорения, причем последнее чаще всего выступает  в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать  настоящую дискуссию в классе, поскольку проблемы, затрагиваемые  в поэтических произведениях  универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное  решение. Таким образом, поэзия способствует обучению основным видам речевой  деятельности и позволяет использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. При этом происходит достижение цепи обучения (3, 45).

    Стихотворения стимулируют учеников к монологическим и логическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовительной, так  и не подготовительной речи (10, 44).

    В старших классах работа над стихами  приобретает другой характер. Это  уже не столько работа над фонетикой  и грамматикой, сколько над содержанием. Значительное внимание уделяется при  этом художественным изобразительным  средствам языка и стилю поэтического произведения.

Заучивание  небольших по объему стихотворений  и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным  средством усвоения языкового материала (16, 113). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Формы и приёмы  работы с рифмованным  лексическим материалом

     Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического  воспроизведения материала в  творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью и яркостью языка, учат видеть красоту природы. Поэзия даёт импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.

     Чтение  стихов, их декламация и перевод делают занятие иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным и повышают интерес к изучению предмета.

     Подходы к работе над стихами на уроках иностранного языка могут быть разными, в зависимости от того, какие задачи ставит учитель, и от возраста учащихся.

     Одним из эффективных средств реализации коммуникативной направленности уроков иностранного языка являются рифмовки, считалки, песни-стишки. Благодаря им создается естественная ситуация речевого общения и значительно интенсифицируется учебный процесс. Использование рифмованного материала актуально на начальном этапе обучения иностранному языку. Часто на уроках иностранного языка на начальном этапе проводятся игры с применением рифмовок, стихов и песен. Рифмованный материал служит для отработки как отдельных (изолированно взятых), так и группы речевых образцов.

При помощи рифмовок решается комплекс важных методических задач: - презентация нового звука, его  произношение;

- отработка  изучаемого фонетического явления  - при чтении и заучивании рифмовки.

     В работе с немецким алфавитом (ABC) используются рифмовки для изучения и закрепления  букв немецкого алфавита. Рифмованный  материал помогает учащимся в наиболее приемлемой для них форме повторить  и запомнить буквы в той  последовательности, в какой они  расположены в алфавите (Приложение 1).

     Использование рифмованного материала стимулирует  мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала  благодаря действию механизмов непроизвольного  запоминания, позволяющих увеличить  объем и прочность запоминаемого  материала.

     Рифмовка  как зачтенный блок создаёт у  ребёнка ощущение уверенности в  себе, а хоровая работа над рифмовкой (так же, как и хоровое пение) способствует консолидации группы детей.

     Рифмовки  играют огромную роль как средство развития детской речи и её компонентов, как дыхание, дикция, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Языковая особенность  стиха - наличие пауз, которых в  рифмовке в два раза больше, чем  в прозе. Значение рифмовки в формировании выразительности и эмоциональности  речи огромно. Рифмовка укрепляет не только произвольную (осознанную) выразительность  речи, но и способствует выработке  правильного произношения отдельных  звуков, слов( так как в рифме присутствует звуковой повтор).

     Рифмовки  можно использовать для отработки  определённого звука в фонетических упражнениях. На каждый звук даётся четыре-пять рифмовок. Данная группа рифмовок, в  силу четырёх - пятикратного повторения звука, дает детям отчетливо услышать звук и при заучивании дает многократное повторение звука, например:

Hinter Hermann Hannes Haus

hangen hundert Hemden raus,

hundert Hemden hangen raus,

hinter Hermann Hannes Haus.

     При заучивании рифмовок с детьми перед  учителем встает несколько задач: вызвать  интерес к рифмовке, желание знать  ее, помочь понять содержание в целом, помочь запомнить нужный элемент (элементы) наизусть, научить выразительно читать, обеспечить запоминание всей рифмовки.

     С целью обеспечения всех этих задач  предлагается следующий порядок  разучивания рифмовок.

     Выбирая рифмовку, учитель определяет в ней  главный для отработки звук. Сообщает название рифмовки, переводит или семантизирует при помощи наглядности. Знакомит детей с рифмовкой, прочитывая её два раза. Доводит содержание рифмовки до сознания детей (объясняет общий смысл, читая, показывает на картинку, просит детей догадаться, о чем идёт речь, корректирует их ответы). Проводит отработку наиболее трудных звуков. Организует индивидуальное повторение рифмовки построчно за учителем два раза, при необходимости больше. Так как дети не могут запомнить иноязычные фразы и повторять рифмовку большими блоками, при заучивании рекомендуется разбить её на части. Проводит одновременное декламирование учителем и детьми рифмовки в целом.

     Последнее прочтение рифмовки рекомендуется  проводить громко. Во время разучивания  учитель должен подойти к каждому  ребёнку и прислушаться, правильно  ли он проговаривает материал. Если требуется, откорректировать. Поскольку  с третьего раза чтения рифмовки внимание детей ослабевает, а текст ещё  недостаточно хорошо заучен, учитель  меняет форму повторения. Он может предложить детям встать и повторять за ним стоя. При прочтении учитель делит детей на две группы. Каждая проговаривает строчку за строчкой, или соревнуется - «чей шепот громче».

     Во  время декламирования рифмовок учитель  должен обращать внимание на правильность и рациональность использования  выдоха, приучая детей произносить  небольшие фразы на одном дыхании. Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение рифмовок в замедленном темпе, что в свою очередь позволяет тщательно отработать произношение звуков, слов.

     Для того чтобы развить чувство темпа-ритма, учителю необходимо включать задания на размеренное чтение рифмовок и хоровое исполнение в заданном темпе (медленно - умеренно - быстро).

Для формирования силы голоса рифмовка произносится громче - тише шёпотом или шёпотом - тише - громче.

Каждая  новая рифмовка вводится после повторения уже выученных. Отсюда возрастает запас выученных рифмовок. Чтобы сохранить интерес к данному виду работы и чтобы ученики не забыли в дальнейшем выученные рифмовки, можно использовать следующие приемы:

- учитель  начинает произносить рифмовку, дети хором её завершают;

- учащиеся  отгадывают рифмовку по одному  названному учителем слову или  названию рифмовки;

- ученики  по очереди должны назвать  одно за другим слова рифмовки, стараясь не ошибиться. При  этом можно начинать как с  первого слова, так и с последнего;

- один  из учащихся «играет» рифмовку, используя мимику и жесты, и  просит назвать рифмовку, о которой  идёт речь;

- учащимся  даются вперемежку слова из  известных рифмовок, и предлагается  объединить их в группы, расположить  в правильном порядке и дополнить  недостающими словами;

- кто  из детей назовёт больше рифмовок;

- соревнования  в командах. Называется поочерёдно  по одной рифмовке. Выигрывает  та команда, которая назовёт  больше рифмовок.

- опросно-ответные  упражнения по рифмовке:

Информация о работе Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе