Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:15, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является:
Выявление различных форм и методов работы с рифмовками, стихами и другим лексическим материалом для его успешного усвоения на начальном этапе обучения.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
изучить цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе;
рассмотреть процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности;
изучить психологические особенности детей начальной школы при обучении иностранному языку;
Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе 7
1.2. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности 13
1.3. Учет психологических особенностей детей начальной школы при обучении иностранному языку 16
Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе
2.1 Теоретическое обоснование использования рифмованного материала при обучении иностранному языку в начальной школе 22
2.2 Формы и приемы работы с рифмованным лексическим
материалом 25
Заключение 33
Библиографический список 36
А.А. Леонтьев считает, что за этим понятием стоит:
-
комплекс особенностей типа
-
индивидуальные различия в
-
различия в личностных
Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут быть развиты у детей в процессе их овладения иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти функции у ребенка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения.
В данном возрасте трудно говорить о сложившемся характере, так как под ним понимают сочетание постоянных, существенных качеств и свойств личности, проявляющихся в ее поведении. И, тем не менее, такие черты характера, как, например, трудолюбие, работоспособность, лень и другие, проявляющиеся в учебной деятельности, тактичность, вежливость, грубость и другие, проявляющиеся в общении; скромность, гордость, хвастливость, выражающие отношение к самому себе; аккуратность, бережливость, неряшливость, выражающие отношение к вещам, проявляются уже довольно определенно. Более всего на сформированность тех или иных черт характера сказываются условия воспитания.
Таким
образом, мы считаем, что учет психологических
особенностей детей младшего школьного
возраста и их дальнейшее развитие
являются важным фактором успешности
процесса обучения иностранному языку
в начальной школе. Но не менее важным
является также понимание современной
сущности методических подходов к организации
и содержанию учебного процесса по иностранному
языку в начальной школе. Во второй главе
мы подробно рассмотрим одно из средств
обучения иностранному языку, опираясь
на различные формы и приемы использования
рифмованного материала.
Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе
2.1 Теоретическое обоснование использования рифмованного материала при обучении иностранному языку в начальной школе
У
детей обычно неустойчивое внимание.
Поэтому обязательно в плане
урока необходимо предусматривать
виды работ, которые снимают напряжение,
переключают внимание детей, вызывают
положительное эмоциональное
При работе с рифмовками решается целый комплекс важных методически задач:
Дети легко усваивают эти рифмовки и с удовольствием вспоминают их каждый раз, когда нужна подсказка. При этом мы используем вспомогательные средства: рисунки, мимику, жесты, движения, интонацию, короткие диалоги (13, 37).
Особенно
эффективным считается
Стихотворения стимулируют учеников к монологическим и логическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовительной, так и не подготовительной речи (10, 44).
В
старших классах работа над стихами
приобретает другой характер. Это
уже не столько работа над фонетикой
и грамматикой, сколько над содержанием.
Значительное внимание уделяется при
этом художественным изобразительным
средствам языка и стилю
Заучивание
небольших по объему стихотворений
и рифмовок не требует от учащихся
больших усилий и служит эффективным
средством усвоения языкового материала
(16, 113).
2.2 Формы и приёмы работы с рифмованным лексическим материалом
Главное в работе
каждого учителя – это
Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятие иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным и повышают интерес к изучению предмета.
Подходы к работе над стихами на уроках иностранного языка могут быть разными, в зависимости от того, какие задачи ставит учитель, и от возраста учащихся.
Одним из эффективных средств реализации коммуникативной направленности уроков иностранного языка являются рифмовки, считалки, песни-стишки. Благодаря им создается естественная ситуация речевого общения и значительно интенсифицируется учебный процесс. Использование рифмованного материала актуально на начальном этапе обучения иностранному языку. Часто на уроках иностранного языка на начальном этапе проводятся игры с применением рифмовок, стихов и песен. Рифмованный материал служит для отработки как отдельных (изолированно взятых), так и группы речевых образцов.
При помощи рифмовок решается комплекс важных методических задач: - презентация нового звука, его произношение;
- отработка
изучаемого фонетического
В работе с немецким алфавитом (ABC) используются рифмовки для изучения и закрепления букв немецкого алфавита. Рифмованный материал помогает учащимся в наиболее приемлемой для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите (Приложение 1).
Использование
рифмованного материала стимулирует
мотивацию и поэтому
Рифмовка как зачтенный блок создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, а хоровая работа над рифмовкой (так же, как и хоровое пение) способствует консолидации группы детей.
Рифмовки
играют огромную роль как средство
развития детской речи и её компонентов,
как дыхание, дикция, слух, темп, умение
регулировать силу голоса. Языковая особенность
стиха - наличие пауз, которых в
рифмовке в два раза больше, чем
в прозе. Значение рифмовки в формировании
выразительности и
Рифмовки
можно использовать для отработки
определённого звука в
Hinter Hermann Hannes Haus
hangen hundert Hemden raus,
hundert Hemden hangen raus,
hinter Hermann Hannes Haus.
При заучивании рифмовок с детьми перед учителем встает несколько задач: вызвать интерес к рифмовке, желание знать ее, помочь понять содержание в целом, помочь запомнить нужный элемент (элементы) наизусть, научить выразительно читать, обеспечить запоминание всей рифмовки.
С целью обеспечения всех этих задач предлагается следующий порядок разучивания рифмовок.
Выбирая рифмовку, учитель определяет в ней главный для отработки звук. Сообщает название рифмовки, переводит или семантизирует при помощи наглядности. Знакомит детей с рифмовкой, прочитывая её два раза. Доводит содержание рифмовки до сознания детей (объясняет общий смысл, читая, показывает на картинку, просит детей догадаться, о чем идёт речь, корректирует их ответы). Проводит отработку наиболее трудных звуков. Организует индивидуальное повторение рифмовки построчно за учителем два раза, при необходимости больше. Так как дети не могут запомнить иноязычные фразы и повторять рифмовку большими блоками, при заучивании рекомендуется разбить её на части. Проводит одновременное декламирование учителем и детьми рифмовки в целом.
Последнее прочтение рифмовки рекомендуется проводить громко. Во время разучивания учитель должен подойти к каждому ребёнку и прислушаться, правильно ли он проговаривает материал. Если требуется, откорректировать. Поскольку с третьего раза чтения рифмовки внимание детей ослабевает, а текст ещё недостаточно хорошо заучен, учитель меняет форму повторения. Он может предложить детям встать и повторять за ним стоя. При прочтении учитель делит детей на две группы. Каждая проговаривает строчку за строчкой, или соревнуется - «чей шепот громче».
Во
время декламирования рифмовок учитель
должен обращать внимание на правильность
и рациональность использования
выдоха, приучая детей произносить
небольшие фразы на одном дыхании.
Совершенствованию речевого
Для
того чтобы развить чувство темпа-
Для формирования силы голоса рифмовка произносится громче - тише шёпотом или шёпотом - тише - громче.
Каждая новая рифмовка вводится после повторения уже выученных. Отсюда возрастает запас выученных рифмовок. Чтобы сохранить интерес к данному виду работы и чтобы ученики не забыли в дальнейшем выученные рифмовки, можно использовать следующие приемы:
- учитель начинает произносить рифмовку, дети хором её завершают;
- учащиеся отгадывают рифмовку по одному названному учителем слову или названию рифмовки;
- ученики
по очереди должны назвать
одно за другим слова рифмовки,
стараясь не ошибиться. При
этом можно начинать как с
первого слова, так и с
- один из учащихся «играет» рифмовку, используя мимику и жесты, и просит назвать рифмовку, о которой идёт речь;
- учащимся
даются вперемежку слова из
известных рифмовок, и предлагается
объединить их в группы, расположить
в правильном порядке и
- кто
из детей назовёт больше
- соревнования в командах. Называется поочерёдно по одной рифмовке. Выигрывает та команда, которая назовёт больше рифмовок.
- опросно-ответные упражнения по рифмовке: