Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является:
Выявление различных форм и методов работы с рифмовками, стихами и другим лексическим материалом для его успешного усвоения на начальном этапе обучения.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
изучить цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе;
рассмотреть процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности;
изучить психологические особенности детей начальной школы при обучении иностранному языку;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе
1.1. Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе 7
1.2. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе и его особенности 13
1.3. Учет психологических особенностей детей начальной школы при обучении иностранному языку 16
Глава 2. Рифмовки, стихи как одно из средств обучения иностранному языку детей в начальной школе
2.1 Теоретическое обоснование использования рифмованного материала при обучении иностранному языку в начальной школе 22
2.2 Формы и приемы работы с рифмованным лексическим
материалом 25
Заключение 33
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ полностью.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

     - речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения;

     - комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

     - общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в языке" (20, 24).

     Целесообразность  достижения единого подхода к  структурированию содержания обучения иностранного языка может стать  надежным ориентиром не только для  учащихся, но и для учителей иностранного языка и даже ученых, занятых обновлением  содержания обучения иностранного языка  в школе и вузе.

     Предметная  сторона содержания обучения отражает типичные для учащихся начальной  школы сферы общения:

     - социально-бытовую;

     - учебно-трудовую;

     - социально-культурную;

     - игровую.

     Особое  место в обучении иностранному языку  в начальной занимает типовое  предложение, которое одновременно является и языковой, и речевой  единицей, выступающей в процессе обучения иностранному языку в качестве речевого образца.  Подобными речевыми образцами часто выступают стихи, рифмовки, которые способствуют оптимизации учебного процесса в начальной школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Процесс обучения  иностранному языку в начальной школе и его особенности.

     Урок - это законченная ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которого решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Урок иностранного языка включает в  себя разнообразное содержание, в  соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения, организуются различные формы учебной  деятельности. Урок - это неотъемлемая часть учебного процесса (16, 39).

     Под методической структурой урока иностранного языка подразумевается совокупность его компонентов и звеньев  или этапов, обеспечивающих его целостность  и тождественность самому себе при  различных внешних и внутренних изменениях (19, 186).

     В процессе разработки конкретного урока, проектирование его методической структуры  учитель опирается на методические рекомендации, которые разработаны  авторами УМК по иностранному языку  к конкретным урокам, блокам занятий  или целым параграфам. Одни методисты  считают, что учителей следует максимально  снабдить подробными поурочными разработками, другие, наоборот, придерживаются мнения, что готовые разработки сковывают  творческие возможности в создании собственных сценариев занятий. Третьи придерживаются золотой середины.

     В процессе подготовки к уроку учитель  уточняет и формулирует цели урока. Оперируя с дидактической структурой, он, если надо, уменьшает, увеличивает, переструктурирует содержание учебного материала, который представлен в УМК к данному конкретному уроку. Дальше учитель подбирает соответствующие формы и методы учебной работы на уроке. Все это делается с учетом конкретных дидактических условий, в которых планируется провести урок (8, 125).

     Урок  иностранного языка в начальной  школе имеет ряд особенностей. Наряду с уроком в дидактике выделены такие единицы учебного процесса, как шаг, этап, клеточка. По мнению дидактов, они должны отвечать ряду требований. С помощью урока как единицы процесса обучения реализуются процесс обучения в целом, дидактические циклы и блоки.

     Урок  немецкого языка в начальных  классах, как и все другие уроки, начинается с организационного момента. В начальных классах он длится 2 минуты, а то и больше, поскольку  учителю необходимо "проинвентаризировать" всех детей: подойти почти к каждому, встретиться с детьми глазами, удостовериться, что с ними все в порядке, а если надо - успокоить, одного ободрить прикосновением, другого словами, установить с каждым ребенком своеобразный персональный контакт (4, 173).

     Далее следует фонетическая зарядка, которая  продолжается 2-4 минуты. Поскольку во время фонетической зарядки выполняется  интенсивная хоровая работа на материале  рифмовок, стихотворений, серии диалогических  единств, то через каждые 25-30 секунд необходимо делать небольшую паузу. Учитель может заполнить ее кратким  пояснением, демонстрацией следующей  фразы.

     Фонетическая  зарядка плавно переходит в речевую  зарядку. Она продолжается обычно 3-5 минут и представляет собой работу в парах: дети последовательно инсценируют  короткие диалоги, подготовленные дома на основе хорошо усвоенных диалогических  единств.

     Примерно  в середине урока проводится динамическая пауза, которая продолжается 1-2 минуты. Дети синхронно и с удовольствием  выполняют ритмичные движения, игровые  упражнения, а также произносят отдельные  слова и целые предложения  на иностранном языке.

     Завершающим этапом урока иностранного языка  является песня, хотя урок может быть завершен и игрой, но это рискованно, потому что во время игры может прозвучать звонок, а прерывать ее нежелательно. Продолжительность песен же учитель знает заранее, к тому же хоровое исполнение песни является прекрасной эмоциональной точкой урока (19, 190).

     Таким образом, в типичном уроке иностранного языка в начальных классах  можно выделить, по меньшей мере, пять обязательных этапов. Остальные этапы урока представляют собой отдельные звенья, относительно самостоятельные фрагменты, которые учитель соотносит друг с другом, разработка и реализация которых осуществляется с учетом логико-психологической структуры целого урока. Это может быть обучение устно- речевому общению на иностранном языке, видам и сторонам иноязычной речевой деятельности, разучивание песен и стихов, работа над групповыми проектами и тому подобное.

     Таким образом, что урок иностранного языка в начальной школе как неотъемлемая часть учебного процесса имеет свои особенности и очень важно их соблюдать, планируя урок иностранного языка, для эффективной реализации учебно-воспитательных и развивающих задач обучения. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Учет психологических  особенностей детей  начальной школы при обучении иностранному языку.

     Младший школьный возраст является возрастом  относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование  мозга - развитие аналитико-синтетической  функции его коры.

     Как известно, каждый возрастной период характеризуется  своим типом ведущей деятельности. В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Именно она  определяет развитие всех психических  функций учащегося начальной школы: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре, и, как считает А.Н. Леонтьев, успешность решения поставленных целей достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается между собой (8, с. 60). Включение процесса обучения иностранного языка в контекст игровой, познавательной и учебной деятельностей позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут работать на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования.

     Дети  в начальной школе общительны и эмоциональны. Их поведение не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Нужно приучать их быть внимательными  и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого  не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному и у них не развиваются волевые качества личности. В дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.

     Важнейшим свойством всякой умственной и практической деятельности является внимание. У  учащихся на данном этапе обучения лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное, то есть ребенок в этом возрасте легко сосредоточивается на красочных и подвижных предметах (на этом базируется страсть детей к мультфильмам), но с трудом осваивается "скучный" (без картинок) текст. Успех учебной деятельности зависит в большей степени именно от произвольного внимания. Лучшими стимулами развития произвольного внимания служат рисование, лепка, конструирование, подвижные игры и специально организованные учебные игры и заучивание стихов и рифмовок.

     Важными частными особенностями внимания являются способности к сосредоточению, распределению  и переключению. Процессы внимания сильно зависят от индивидуальных особенностей ребенка: у одних детей быстро развивается способность к сосредоточенности, но плохая переключаемость, другие же легко переключаются, но плохо сосредоточиваются.

Управление  вниманием школьников состоит:

     - в использовании материала, интересного в содержательном плане;

     - обеспечении каждому ученику понимания/осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

     - обеспечении знания способа выполнения упражнений;

     - создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению (8, 61).

     Особой  заботой учителя должно быть развитие умения логично и последовательно  строить речь, перестраивать материал в смысловые блоки. Это особенно важно для развития памяти. В этом возрасте происходит переход к смысловому запоминанию. На уроках иностранного языка  с этой целью используются иллюстрации к рассказам или стихам, работа с серией картинок, отражающих сюжетное развитие того или иного содержания и большое количество рифмованного материала. Именно в этом возрасте следует специально обучать способам заучивания языкового и речевого материала, распределять по времени и изменять способы его повторения.

     Нужно развивать у учащихся способность  к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Один из приемов  осмысленного запоминания - смысловая  группировка материала, например: группировка  слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по значению, употреблению и формообразованию и так далее (10, 20). У младших школьников при небольшом объеме материала, который нужно запомнить, и при отсутствии его осмысления, легко формируется привычка механического запоминания – зубрежка, чтобы сделать этот процесс более увлекательным используются стихи и рифмовки. Используя одновременно яркую наглядность при заучивании стихов и рифмовок, этот процесс превращается в занимательную, активную деятельность.

     Говоря  об обучении иностранному языку в  начальной школе не обходимо обратить внимание на развитие у детей памяти, мышления и воображения. тесно связан такой психический процесс, как воображение.

     В курсе раннего обучения иностранным  языкам эффективно используется склонность учащихся начальной школы к фантазированию, разработке сказочных сюжетов или внесению изменений в уже готовые сюжеты, поэтому учителя иностранного языка зачастую используют следующий прием, когда дети должны, используя готовую рифмовку, изменить ее сюжет.

     Любая творческая деятельность, в том числе  и персонификация (одно из проявлений творческого воображения), способствует развитию творческого воображения ребенка, которое можно тренировать с помощью игр и творческих заданий. Младшего школьника необходимо приучать контролировать свое воображение, так как непроизвольное воображение может усиливать эмоциональный стресс, когда продуцируются ситуации и образы, связанные с сильными эмоциями страха, обиды, чувства вины. В таких случаях каждый образ сопровождается переживаниями, что способствует закреплению негативных эмоций и может сформировать негативные черты характера или чувство неполноценности. Поэтому необходимо включать детей в реальное активное общение, которое может предотвратить вредную работу воображения.

     Для овладения иностранным языком немаловажное значение имеет такой психический  процесс, как восприятие. Именно в  начальной школе осуществляется переход от смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. Дети способны ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени и даже беречь время. Формированию представлений о времени способствуют с годовым и суточным движением Земли и сезонными явлениями на уроках природоведения, изучение русского и иностранного языков с их формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Формированию навыков восприятия на уроках иностранного языка служат специфические задания: раскрашивание готовых рисунков, завершение неоконченных рисунков, поиск замаскированных предметов на рисунке и тому подобное.

     В начальной школе существенно развивается специальный вид восприятия - слушание, являющееся неотъемлемым компонентом познавательной деятельности и общения.

Развитие  памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия учащихся тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками (8, 62).

Информация о работе Использование стихов и рифмовок при обучении иностранному языку в начальной школе