Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:01, дипломная работа
Проблема контроля обученности иностранному языку до сих пор вызывает споры ученых и является не до конца исследованной, поэтому вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам не утратили своей актуальности. Являясь важным, неотъемлемым компонентом учебного процесса, контроль нацелен на объективное определение уровня овладения учащимися иностранным материалом на каждом этапе становление речевых навыков и умений учащихся.
Введение…………………………………………………………………4
Глава I. Разработка проблемы контроля обученности учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методической литературе.
Разработка проблемы контроля в отечественной методике ………………………………………………………………………….5
Разработка проблемы контроля в зарубежной методике …………………………………………………………………………………..8
Выводы…………………………………………………………………...12
Глава П. Особенности, функции, виды и формы контроля. Характеристика тестов и тестовых заданий. Способы организации контроля речевых умений
ILl. Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка……………………….. 14
П.2. Функции и виды контроля при обучении иностранному языку..17
П.З. Формы контроля в обучении иностранному языку……………..20
Описание и характеристика тестов и тестовых заданий………..22
Способы организации контроля речевых умений………………27
Выводы………………………………………………………………….31
Глава III. Контроль уровня сформулированности коммуникативных умений и языковых навыков. Характеристика контрольных упражнений.
III. 1. Задачи, объекты и требования к контролю речевых умений……32
Ш.2. Контроль продуктивных речевых умений (диалогическая и монологическая речь)………………………….. 34
Ш.З. Контроль рецептивных умений……………………………………36
Ш.4. Понятие «навык» и его определение…………………………….40
111.5. Операции, входящие в продуктивный и рецептивный лексический
навыки 41
111.6. Операции, входящие в продуктивный и рецептивный
грамматические навыки 43
III. 7. Характеристика контрольных упражнений и их организация в
педагогическом процессе 45 Выводы 52
Глава IV. Практическая часть 55
Заключение 56
Литература 57
Приложение 61
46
для контроля, которое особенно наглядно даст возможность представить во внешне выраженных действиях учащихся степень освоения той или иной проверяемой операции. Важной характеристикой контролирующих упражнений является по возможности придание им коммуникативной направленности. Эта направленность предполагает наличие в них речевой задачи, основанной на умении учащихся при ее решении опираться на свой жизненный опыт и знания об окружающем мире и ориентирующей учащихся (без осознания- этого) на использование определенных языковых средств [13,35].
Коммуникативная
направленность касается, как правило,
не самих операций, выполняемых учащимися,
поскольку аналитическая
В пределах отдельного продуктивного или рецептивного навыка различаются три последовательные операции или этапы формирования навыка [25,64]. В связи с этим выделяются три этапа контроля сформированности лексического и грамматического навыка [25,64]. Первый из них характеризуется аналитической операцией и максимумом внимания к форме, т.е. полной сознательностью в освоении ориентировочной основы
47
новую конструкцию либо форму [23,20]. В этом случае вполне возможно придать контролирующему упражнению коммуникативный характер. Например: подумай и перечисли те действия, которые ты совершил вчера в классе или намерен совершить завтра в парке. В этом случае конструирование предложения превращается в речевую задачу с ситуативной отнесенностью [23,20].
Первой операцией, характерной для рецептивного грамматического навыка, является восприятие и выделение формального признака, характерного для данного явления [23,20]. Этот этап не обязательно подлежит специальному контролю [23,20]; он возможен, если у учащихся уже накоплен материал, с которым можно сравнивать контрольное упражнение может иметь следующий вид [23,20]: даются предложения с глаголами в различных временных формах (Präsens и Präteritum) и предлагается учащимся выбрать те из них, в которых речь идет о прошлом, и объяснить свои действия. Учащийся выполняет это, основываясь на формальном признаке - суффиксе -te.
Контрольные
упражнения второго этапа: основное
отличие их от контрольных упражнений
первого этапа состоит в
Применительно ко второму этапу сформированность рецептивного лексического навыка контролю подвергается автоматизация умения дифференцировать отрабатываемую лексическую единицу [25,67]. Для этой цели можно использовать перевод отдельных предложений или группы
49
действия. На втором этапе уменьшается доля сознательности в выполнении операции, т.е. начинается автоматизация, проявляется аналитико-синтетический характер действия [25,64]. На третьем этапе сознание переключается на содержание, операция выполняется подсознательно, т.е. наступает подлинная автоматизация, а образ деятельности ученика все более приобретает синтетический характер [25,64]. Таким образом, контроль операций постепенно на протяжении трех этапов переходит от аналитических, осознаваемых операций к операциям синтетического характера при переключении сознания на содержание, а не на языковую форму.
Рассмотрим
образцы контролирующих упражнений
применительно к каждому из этих
трех этапов контроля продуктивных и
рецептивных лексических и
Первая операция, характерная для рецептивного лексического навыка, состоит в опознании лексических единиц и выделении формальных признаков [13,40]. В этом случае от учащегося требуется аналитическая операция, которая характеризуется сосредоточением внимания на форме. В связи с этим контролирующему упражнению трудно придать коммуникативную направленность [13,40], поэтому такие упражнения могут носить чисто аналитический характер [13,40]. Например: выбери из ниже перечисленных немецких слов существительные с суффиксами -chen, -lein.
Применительно к продуктивному грамматическому навыку первой операцией будет сознательное конструирование предложений, включающее
48
предложений, содержащих лексические единицы, смешиваемые учащимися [26,211]. Задание для школьников будет примерно следующим: найди и переведи предложения, описывающие те или иные действия.
В
этом случае дифференцируются сходные
по форме глаголы. Аналогичные задания
даются применительно к
Второй этап контроля сформированности грамматических навыков характеризуется автоматизацией отдельных частных операций, входящих" в состав навыка [26,211]. Для этого необходима многократная тренировка в употреблении изучаемой формы и конструкции [26,211]. В контрольном упражнении, если обрабатывается глагольная форма прошедшего времени, от учащихся целесообразно потребовать неоднократного воспроизведения данной формы [13,41]. Задание с учетом коммуникативной направленности будет звучать так: сообщи, что ты делал на уроке или после занятий во дворе.
Характерной чертой формирования рецептивного грамматического навыка на втором этапе контроля является умение дифференцировать сходные грамматические явления [13,41]. В качестве контролирующего упражнения может быть предложен для перевода небольшой текст, содержащий сходные явления,н»гиц F"--Urwm«Präsens Passiw. Задание для учащихся может быть следующим: прочти текст, переведи его и придумай заголовок.
Третий этап контроля лексических и грамматических навыков (предполагает полную автоматизацию операций, составляющих навык, включенность языковой единицы в речевое действие [26,211]): особенность упражнений данного этапа предполагает внимание лица, осуществляющего контроль способностей учащегося, актуализировать комплексно правило и речевое действие [26,211]. При этом невозможно оценивать успешность в формировании навыка без актуализации речевого действия [26,211]. При проверке успешности актуализации навыка предъявляются определенные требования к операционной и информационной частям упражнения [26,212]:
50
инструкция должна содержать указания на предмет речи, упражнение должно быть коммуникативно-ориентировано, предполагать содержательное варьирование. В этих контролирующих упражнениях тесно переплетаются лексика и грамматика [13,42], поэтому проверка грамматических навыков осуществляется на основе знакомой лексики, а лексических - на отработанной грамматике.
Для проверки продуктивного лексического навыка можно предложить составить высказывание на тему, к которой относится изучавшаяся лексика, а продуктивного грамматического навыка - составить диалог на определенную тему, действие которого относится к прошлому, будущему, в зависимости от отрабатываемого грамматического навыка [13,42].
Для проверки рецептивных лексических и грамматических навыков предлагаются тексты, насыщенные отрабатываемым языковым материалом. Задание для учащихся может быть таким: прочти текст и составь его план или выбери предложения, передающие основное содержание, т.е. ключевые предложения.
51
Выводы
- Финальной
задачей итогового контроля обученности
учащихся
иностранному языку является проверка
подготовленности школьников к
использованию иностранного языка в процессе
общения.
52
Выделяют следующие этапы становления продуктивного грамматического навыка: подготовительный, элементарный, совмещающий, систематизирующий.
53
освоении ориентировочной основы действия; 2) характеризуется уменьшением
доли сознательности в выполнении операции (начало автоматизации); 3) характеризуется подлинной автоматизацией (операция выполняется подсознательно). В соответствии с данными этапами разрабатываются контролирующие упражнения.
54