Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма на основе анализа методической литературы по данной теме.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1) проанализировать имеющуюся литературу по методике взаимосвязанного формирования технических навыков чтения и письма;
2) определить научные основы и методы процесса взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма, а также проанализировать имеющиеся приёмы;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ…………….................……...5
1.1 Характеристика понятия «чтение»…………………………………...……...5
1.2 Система работы с текстом для формирования
навыков чтения…………………….........………………………………………...6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПИСЬМА…….......…………………………………...……………...9
2.1 Характеристика понятия «письменная речь»…………………………….....9
2.2 Формирование умений письменной речи……….........................................13
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ...........................................……………...............………15
3.1 Содержание и особенности обучения иностранному языку на
начальном этапе средней школы………................………………………..…...15
3.2 Приемы для взаимосвязанного формирования навыков чтения
и письма ............................................................................................................20
3.3 Задания для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография………………………………………………………………...…..29
Приложение 1...............................................................................
30
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет иностранных языков
Кафедра теории и практики английского языка
Методика взаимосвязанного формирования технических навыков чтения и письма на начальном этапе средней школы
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы А-41 ________________ Пасконный К. Н.
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
теории и практики
английского языка ________________ Починок Т. В.
Гомель 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ…………….................…….
1.1 Характеристика понятия «чтение»…………………………………...……...5
1.2 Система работы с текстом для формирования
навыков чтения…………………….........…………………
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПИСЬМА…….......…………………………………..
2.1 Характеристика понятия «письменная речь»…………………………….....9
2.2 Формирование умений письменной речи……….......................
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ..............................
3.1 Содержание и особенности обучения иностранному языку на
начальном этапе средней школы………................………………
3.2 Приемы для взаимосвязанного формирования навыков чтения
и письма ..............................
3.3 Задания для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.22
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение 1.............................
ВВЕДЕНИЕ
Иностранный язык – один из важнейших элементов общечеловеческой культуры и необходимое условие интеграции в мировую образовательную систему. Поэтому владение иностранным языком необходимо как для общества в целом, так и для отдельной личности. Иностранный язык является элементом более сложной макросистемы общего образования во всем мире и в Беларуси.
Современная методика обучения иностранному языку ставит своей главной целью овладение иностранным языком как средством коммуникации. Обучение иностранному языку невозможно без обучения говорению, чтению, письму и письменной речи. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Многие проблемы формирования технических навыков чтения и письма связаны именно с методикой обучения, с ее соответствием функциональным особенностям и возрастным возможностям детей. Проблематика этого вопроса обусловила актуальность исследования.
Объектом исследования являются технические навыки чтения и письма.
Предмет исследования – методика взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.
Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма на основе анализа методической литературы по данной теме.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1) проанализировать имеющуюся литературу по методике взаимосвязанного формирования технических навыков чтения и письма;
2) определить научные основы и методы процесса взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма, а также проанализировать имеющиеся приёмы;
3) исследовать приемы взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма при обучении иностранному языку.
4) разработать задания для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1) критический анализ научной лингвистической, психологической, дидактической и методической литературы по проблеме;
2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей.
Теоретическая ценность работы состоит в представленном обзоре методических и теоретических основ взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности применения ее результатов при обучении английскому языку.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1 Характеристика понятия «чтение»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования начального этапа средней школы. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте [23, с. 280].
Чтение – наиболее популярный вид речевой деятельности в средних общеобразовательных учреждениях. Умения чтения реально использовать в повседневной жизни. Они формируются быстрее и легче, чем умения говорения, письма и аудирования. Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора; в процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте.
Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование. При чтении задействованы следующие анализаторы: зрительный (основной), речемоторный и слуховой (вспомогательные). Чтение выполняет значительную воспитательную и образовательную роль. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства.
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как они определяют методическую организацию всей работы. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в средней школе. В зависимости от целей установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Изучающее чтение предугадывает очень полное и чёткое понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Поисковое чтение нацелено на чтение газет и литературы по специальности. Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Его положительная роль особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новых для учащихся. Поэтому на продвинутых ступенях обучения чтение текстов выступает и как один из способов расширения словаря. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Соблюдение этого положения очень важно, так как оно не только создает правильную ориентацию учащихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых умений на иностранном языке. Возможности чтения как средства обучения часто приводят к тому, что на практике оно и используется преимущественно в этой функции: тексты предназначаются для ознакомления с новым языковым материалом, для пересказов близко к тексту и т.д. [16, с. 59].
1.2 Система работы с текстом для формирования навыков чтения
При обучении английскому языку на начальном этапе в средней школе считается, что овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В орфографической системе английского языка используются 26 букв, 146 графем, которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме (K, k, M, T). Буквы A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, y, X, x есть как в русском, так и в английском языке, но читаются различно и являются самыми трудными. Остальные буквы – новые по сравнения с родным языком. Также надо учитывать большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся различно в зависимости от положения в слове. Например, man – name, day – rain, this – think, pencil – cat, Geography – garden, window – down, chair – Chemistry – Chicago. Учащиеся должны знать основные правила чтения: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед буквой r; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous, -igh. Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun – son, two – too, write – right, sea – see, eye – I. В английском языке многие слова в английском языке читаются не по правилам, что вынуждает учащихся заучивать большое количество правил чтения и исключений из них, а также на многократно повторять учебный материал.
При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего проговаривания и происходит сличение графического и слухомоторного образов. Наиболее выразительно действие этого механизма наблюдается у начинающих читателей (шепотное чтение). Постепенно внутреннее проговаривание приобретает более свернутый характер и полностью исчезает.
Одним из важнейших психологических компонентов процесса чтения является механизм вероятностного прогнозирования, которое проявляется на смысловом и вербальном уровнях. Смысловое прогнозирование – это, в свою очередь, умение предугадать содержание текста и сделать правильное предположение о дальнейшем развитии событий по заголовку, первому предложению и другим сигналам текста. А вербальное прогнозирование – умение по начальным буквам угадать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению – дальнейшее построение абзаца. Таким образом, развитию прогностических умений способствуют выдвижение гипотез и систем ожиданий читающего, приводящие в действие непрерывное построение структуры знаний в голове читающего и активизирующие его фоновые знания и языковой опыт. Процесс подготовки сознания к восприятию информации побуждает читающего вспоминать, догадываться, предполагать, т.е. включать способности своей долговременной памяти своего личного и социального опыта. При чтении необходимы два вида информации: визуальная и невизуальная. Чем больше невизуальной информации у читающего, тем меньше ему надо визуальной информации и наоборот. Получается, что когда человек начинает читать бегло, он начинает больше полагаться на то, что уже знает и меньше на печатный текст [17, с. 135].
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом, их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения: в 5—7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Дотекстовый этап предполагает наличие следующих целей: