Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма на основе анализа методической литературы по данной теме.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1) проанализировать имеющуюся литературу по методике взаимосвязанного формирования технических навыков чтения и письма;
2) определить научные основы и методы процесса взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма, а также проанализировать имеющиеся приёмы;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ…………….................……...5
1.1 Характеристика понятия «чтение»…………………………………...……...5
1.2 Система работы с текстом для формирования
навыков чтения…………………….........………………………………………...6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПИСЬМА…….......…………………………………...……………...9
2.1 Характеристика понятия «письменная речь»…………………………….....9
2.2 Формирование умений письменной речи……….........................................13
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ...........................................……………...............………15
3.1 Содержание и особенности обучения иностранному языку на
начальном этапе средней школы………................………………………..…...15
3.2 Приемы для взаимосвязанного формирования навыков чтения
и письма ............................................................................................................20
3.3 Задания для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография………………………………………………………………...…..29
Приложение 1...............................................................................
Также считается, что все упражнения в письменной речи, как и в устной можно разбить на 2 большие группы: подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для формирования определенным навыкам, связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям, прежде всего, следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и так далее). Второй тип подготовительных упражнений направлен на перефразировку, сокращение текста и обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию. [8, с. 174].
Основные типы упражнений обучению письму:
1. Списывание. Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звуко-буквенным анализом.
2. Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении. Они отнимают достаточно много времени. Опыт специального обучения показал, что запись речевого материала на слух с однократного предъявления, если она проводится с самой первой ступени обучения регулярно, положительно сказывается на развитии качеств речевого умения и даже избавляет от необходимости проводить специальные орфографические диктанты.
3. Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать.
4. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.)
5. Упражнения – игры (кроссворды, загадки, чайнворды и т.д.)
6. Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.
7. Составление краткой аннотации прочитанного.
Из вышеперечисленного следует, что существует большое количество упражнений обучения письменной речи, что, в свою очередь, облегчает работу учителя при разработке урока по формированию навыка письменной речи [20, с. 186].
В данной главе мы рассмотрели понятие «письменная речь» и его характеристику, изучили особенности формирования навыков письма на начальном этапе средней школы, исследовали цели и содержание формирование навыков письма и рассмотрели формирование умений письменной речи. Перейдем к изучению взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
3.1 Содержание и особенности обучения иностранному языку на начальном этапе средней школы
Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-8 классов. Подростковый возраст называют переходным, потому что в течение этого периода происходит переход от детского состояния к взрослому. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности.
Наиболее существенные роли в формировании положительного отношения подростков к учению играют: идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой; организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий; вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.
В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. В подростковом возрасте появляется значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, использовать специальные способы запоминания развиты у подростков в гораздо большей степени, чем у младшего школьника.
Организовать внимание подростка связано не с применением учителем каких либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересные дела и интересные уроки способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания [1, с. 58].
В педагогике подростковый возраст тоже называют переходным. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появиться раздражительность, равнодушное отношение к учению и общественным делам. Поэтому не редко у них происходят срывы в учебе, ссоры с товарищами, конфликты с друзьями, а также многие другие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъёма энергии и активности подростков приносят немало беспокойств.
Особое значение в организации учебной работы подростков имеет развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Как известно, суть обучения ИЯ в практическом плане сводится к формированию у человека иноязычных знаний, навыков и умений, а прочное усвоение этих знаний, овладение устойчивыми иноязычными навыками и умениями осуществляются с 5 класса, с опорой на достаточно высокий уровень сформированности понятийного, словесно-логического мышления учащихся в младшем подростковом возрасте. В результате к 5 классу дети: достаточно легко осознают языковые и речевые явления; соединяют воедино несколько понятий и воплощают их в суждения; осуществляют интеллектуальные операции сравнения и обобщения; усваивают готовые или вместе с учителем выводят новые для себя языковые правила, которые служат руководством к действию при порождении и восприятии иноязычных речевых высказываний. Другими словами, учащиеся младшего подросткового возраста вполне готовы к овладению иноязычной речью, в частности пониманию и применению многочисленных фонетических правил, каждое из которых является обобщением различного уровня.
Изучение развития мышления учащихся на начальном этапе средней школы представляет собой большой теоретический и практический интерес. Это изучение является одним из основных путей к углублённому познанию природы мышления и закономерностей его развития. При изучение путей развития мышления учащихся 5-7 классов представляется вполне понятный практический педагогический интерес. Одним из самых важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, при которых обеспечивается полноценное умственное развитие детей, в свою очередь, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы. К сожалению, такие условия не обеспечиваются в средних классах в полной мере [11, с. 69].
Рассматривая основные особенности мышления детей 11-12 лет, Ж. Пиаже, характеризует данный период развития ребенка и называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией развития мышления.
Одной из главных особенностей данного периода является то, что умственные операции, совершаемые учащимися 11-13 лет, становятся теперь обратимыми. Если до этого процесс интеллектуального развития ребенка характеризовался тем, что внешние действия, выполняемые им, постепенно трансформировались во внутренние, то теперь учащиеся в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную, сферу своей деятельности.
Следует учитывать, что хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, то есть к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.
Также Пиаже считает, что все это становится возможным потому, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка: консервации, классификации и сериации / транзитивности.
Пиаже считает, что консервация является центральным атрибутом интеллектуального развития у детей школьного возраста. Таким образом, процесс консервации означает понимание ребенком того, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются, если говорить другими словами, количество жидкости не изменится, если ее перелить в сосуд другой формы [23, с. 281].
Так согласно Пиаже, консервация - главная составляющая компетенции ребенка, поскольку позволяет ему видеть закономерности в окружении, кажущемся переменчивым и неправильным. Именно консервация позволяет учащимся среднего школьного возраста игнорировать изменения и различать скрывающуюся за ними непрерывность или неизменность количества. Так дети 11-13 лет приходит к различению видимости и реальности в окружающем его мире. И тогда у них появляется более глубокое знание о законах существования объектов.
Другой особенностью интеллектуального развития ребенка в этом возрасте является классификация — способность учащихся классифицировать группу объектов по какому-то признаку.
По мнению Пиаже, способность детей к классификации означает не только осознание им существования тех или иных подклассов, например кошек и собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют класс и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса.
Следующей особенностью интеллектуального развития ребенка, достигшего среднего возраста, является развитие у него сериации/ транзитивности.
Сериацией называется такая способность учащихся среднего школьного возраста, как располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Если на дооперациональной стадии детей 11-13 лет просят расположить несколько палочек по их длине, то они справляются с этим лишь в ограниченной степени, чаще всего, располагая две палочки верно, но после этого выкладывая третью палочку просто рядом с первыми двумя и т. д. Полностью способность к сериации развивается на стадии конкретных операций. Транзитивность связана со способностью учащихся к сериации.
Согласно концепции Пиаже, на дооперациональной стадии дети справляется с этой задачей очень плохо, тогда как на стадии конкретных операций учащиеся обычно отвечают правильно. На данном этапе, наряду с развитием у ребенка способности к консервации, классификации, сериации и транзитивности, он уже может давать логические объяснения выполняемым им действиям и переходить с одной точки зрения на другую, постепенно обретая большую объективность суждений. Средний возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии учащихся. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции детей приобретают большую развитость — они уже в состоянии сами формировать различные понятия, в том числе и абстрактные [14, с. 202].
Содержание обучения иностранным языкам в 5-7 классах представляет собой совокупность взаимосвязанных разделов: тематика обучения, речевые умения, языковые навыки, социокультурные навыки. Причем некоторые из этих блоков также включают подразделы.
Тематика обучения, или предметное содержание общения, в 5-7 классах охватывает целый ряд аспектов:
1) взаимоотношения в семье, с друзьями;
2) внешность;
3) досуг и увлечения;
4) поход по магазинам, покупки;
5) школа, общение со сверстниками;
6) переписка;
7) каникулы, праздники;
8) Республика Беларусь;
9) страны изучаемого языка;
10) здоровье;
11) экология;
Кроме того, каждая из вышеобозначенных тем может включать подтемы. Например: досуг - посещение театра, кафе; увлечения - спорт, хобби. Также в процессе обучения возникают устойчивые связи, при которых главная тема часто сочетается с уже изученным материалом. Например: каникулы + времена года. [19, ст. 29]
Речевые умения в свою очередь делятся на:
1) говорение - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме, в свою очередь, делящаяся на диалог (специфическая форма и организация общения, коммуникации, обычно между 2 людьми) и монолог (форма организации общения, исключающая речь других людей);
2) чтение;
3) письмо;
4) аудирование (восприятие речи на слух).
Языковые навыки – представлены:
1) фонетикой - на данном этапе продолжается совершенствование фонетических навыков, сформированных в начальной школе, таких как: адекватное произношение и понимание на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение правильной интонации во всех типах предложений. Больше внимания уделяется членению предложений на смысловые группы. Развитие навыков происходит применительно к новому языковому материалу.
2) графикой и орфографией - знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
3) лексикой - Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, изученным в начальной школе, добавляются 400 новых лексические единицы, включающие устойчивые сочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Развитие навыков их употребления в речи. Знание основных способов словообразования:
А) аффиксация:
Б)глаголы с префиксами re- (rewrite);
В) существительные с суффиксами -ness (kindness), -ship (friendship), -ist (journalist)? -ing (meeting);
Г)прилагательные с суффиксами -y (lazy), -ly (lovely), -ful (helpful), -al (musical), -ic (fantastic), -ian/an (Russian), -ing (boring), -ous (famous), префиксом un- (unusual);
Д) наречия с суффиксом –ly (quickly);
Е) числительные с суффиксами –teen (nineteen), -ty (sixty), -th (fifth);
Ё) словосложения: существительное + существительное (football);
Ж) конверсии, т.е. образование существительных от неопределенной формы глагола (to change – a change);