Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма на основе анализа методической литературы по данной теме.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1) проанализировать имеющуюся литературу по методике взаимосвязанного формирования технических навыков чтения и письма;
2) определить научные основы и методы процесса взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма, а также проанализировать имеющиеся приёмы;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ…………….................……...5
1.1 Характеристика понятия «чтение»…………………………………...……...5
1.2 Система работы с текстом для формирования
навыков чтения…………………….........………………………………………...6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПИСЬМА…….......…………………………………...……………...9
2.1 Характеристика понятия «письменная речь»…………………………….....9
2.2 Формирование умений письменной речи……….........................................13
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ...........................................……………...............………15
3.1 Содержание и особенности обучения иностранному языку на
начальном этапе средней школы………................………………………..…...15
3.2 Приемы для взаимосвязанного формирования навыков чтения
и письма ............................................................................................................20
3.3 Задания для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма.22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография………………………………………………………………...…..29
Приложение 1...............................................................................
З) Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
4) грамматикой - расширение объема знаний грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями:
I. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъяснительном наклонении (Present, Past, future Simple; Present Perfect; Present Continuous) и формах страдательного (пассивного) залога в Present, Past, future Simple;
II. модальных глаголов и их эквивалентов (may, can/to be able to, must/have to/should);
III. причастия настоящего и прошедшего времени;
IV. фразовых глаголов, обслуживающих темы данного этапа обучения;
V. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing:
VI. to be going to (для выражения будущего); to love/hate doing smth;
VII. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи распространенных предложений с двумя дополнениями;
VIII. сложносочиненных предложений с сочинительными союзами and/but/or; сложноподчинительных предложений с союзами и союзными словами what/when/why/which/that/who/i
IX. условных предложений реального и полуреального характера Conditional I/Conditional II;
X. вопросительных предложений всех типов в разных временных планах;
XI. побудительных предложений в утвердительной и отрицательной форме [22, с. 33].
Социокультурные знания - учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения, предусмотренных данным этапом. Использование иностранного языка как средства социокультурного развития школьников включает знакомство с:
1) странами изучаемого языка, их столицами, достопримечательностями;
2) фамилиями, именами выдающихся людей страны изучаемого языка;
3) элементами детской зарубежной поэзии и прозы;
4) основными традициями и праздниками;
5) интернациональной английской лексикой («секонд хэнд») и русских слов, вошедших в английский язык («sputnik») [12, с. 494].
3.2 Приемы для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма
В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения высших психических функций чтение и письмо рассматриваются как сложные функциональные системы, в состав которых входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. При этом каждый из этих компонентов играет свою особенную роль, и недоразвитие одного из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом. В соответствии с принципами динамической организации высших психических функций по мере их формирования состав функциональных звеньев меняется: максимально развернутая функциональная система становится все более свернутой, часть компонентов, которые ранее принимали участие в реализации функции, переходит в латентное состояние.
Так письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, который выражается в отображении определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие анализаторов: двигательного, зрительного и слухоречемоторного. В свою очередь, опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10 процентов, увиденный на 20 процентов, услышанный и увиденный на 30 процентов, записанный на 50 процентов, при проговаривании на 70 процентов, при обучении другого на 90 процентов. Также психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. Говорение и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору средств, которые необходимы (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно.
Как известно, письмо тесно связано с чтением. В их системе лежит одна графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении – их декодирование или расшифровка.
Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывая роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, которые полностью соответствуют цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится на много богаче и логичнее [7, с. 163].
Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, которые требуют творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся иностранному языку на начальном этапе средней школы трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.
В последние годы стала ощущаться настоятельная необходимость в практическом владении английским языком специалистами всех областей. Несовершенство существующего подхода к английскому языку в средней школе, ориентированного на чисто коммуникативные цели обучения в ущерб таким видам языковой деятельности, как чтение и письмо на английском языке, привело к тому, что у выпускников школ отмечается низкий уровень знания языка. Неудовлетворенность результатами обучения английскому языку в школе, потребность в выполнении социального заказа общества стимулировали поиски резервов повышения эффективности обучения английскому языку. Опыт школ с углубленным изучением английского языка подтверждает целесообразность раннего начала обучения языкам, переходящего в углубленное знание.
Это и определило цель исследования, а именно: выработать наиболее рациональную методику обучения английскому языку указанной возрастной группы учащихся.
Исходя из выше изложенного можно сказать, что прием – это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. Как показывают материалы данной курсовой работы, самыми качественными приемами обучения навыкам чтения и письма являются интегрированные. Обучение чтению и письму невозможно по отдельности и как показывает передовой педагогический опыт, взаимное формирование навыков чтения и письма ведет к самому качественному образованию. Исходя из этого, гипотезу можно сформулировать следующим образом:
1. Психофизиологические особенности данного школьного возраста как нельзя лучше способствуют взаимосвязанному обучению навыкам чтения и письма при изучении английского языка;
2. Обучение английскому языку должно быть комплексным (параллельным) с незначительным устным опережением;
3. Обучение английскому языку должно быть направлено на формирование устойчивого интереса к предмету;
4. Раннее обучение английскому языку должно естественным образом переходить в следующий этап обучения так, чтобы избежать потери уже сформированных навыков и умений [17, с. 138].
3.3 Задания для взаимосвязанного формирования навыков чтения и письма
Для формирования навыков чтения и письма, учитель может использовать такие игровые приемы, как кроссворды, загадки, чайнворды. С помощью данных приемов мы развиваем такие механизмы творчества, как: беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.
Метод проектов позволяет развивать творческие возможности учащихся, активизируя их знания из разных областей при решении одной проблемы, дает им возможность приобрести практические навыки использования полученных знаний, помимо этого мы также развиваем оригинальность и точность, беглость и гибкость мысли.
Многие задания на формирования взаимосвязанных навыков были опубликованы знаменитыми и выдающимися педагогами. Однако одним из самых интересных и эффективных является, по нашему мнению, игра. Так как сегодня особо остро встает вопрос в школах о мотивации учеников, а метод игры является универсальным средством, помогающим учителю преобразовать сложный процесс обучения в легкое и интересное для учащихся занятие, то он заслуживает особого внимания. Метод игры способен вовлечь в процесс обучения даже отстающих учеников, т.к. не всегда в игре нужные знания, а порой скорость и находчивость. Игра – развивает наблюдательность, активизирует внимание, поднимает самооценку, развивает творческий потенциал. Метод игры – это способ достижения многих образовательных целей, таких как: изучение нового материала, закрепление материала, активизировать учебный процесс у всех учащихся и т.д. [8, с. 177].
Приведу несколько примеров подобных игр:
1) Учитель пишет на доске длинное слово, например «cohobitation». Учащиеся выходят по одному к доске, составляют из букв данного слова новые слова и читают их, которые учитель или сами ученики записывают на доске. Например: habit, hat, bit & etc.
2) Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом, записать и прочесть. Например:
Be
Beat
Been
Beast
Bee
Belong salt
3) Учитель, обращаясь поочерёдно к игрокам обеих команд, задаёт вопрос, например: «What is spring?» Ученик, к которому обратился учитель , должен сказать несколько предложений на теме «Spring», написать их на доске, для того чтобы остальные могли проверить и исправить ошибки, например: «Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too» Команда получает очко за каждое правильное составление предложение.
4) Учитель предлагает выбрать слова. Какие слова ученики запишеут с буквосочетанием ar? (Слова воспринимаются на слух). Lamp, arm, bus, car, mark, cup, yard, up, dark, map, plus, cat, park, farm.
5) Учитель предлагает узнать слова. Ученики подчеркивают буквосочетания «ar» в таких словах и прочитай их: map, table, car, arm, plate, apple, park, yard, cake.
6) Учитель предлагает сгруппировать слова. Ученики записывают слова из упражнения 5 в два столбика зависимо от написания в них буквы а или буквосочетания ar.
7) Учитель предлагает ученикам посчитать, сколько в упражнение слов? Ученики делят слова, написанные вместе: p a r k y a r d d a r k a r m m a r k f a r m.
6) Учитель предлагает подписать рисунки. Ученики выбирают необходимые слова и подписывают рисунки. (Слова: plate, park, cake, car, chair, scarf, yard, flag, arm)
7) Учитель предлагает ученикам проверить рисунки. Правильно ли подписаны рисунки одним из одноклассников? Ученики пишут слова правильно. (Слова: arc, karp, scraf, ydar, mar)
8) Учитель предлагает ученикам соединить слова. Ученики выписывают пары слов, которые соединяются.
black − scarf
long − car
round − park
old − mark
red − yard
good − plate
large − cart
dark − star
9) Учитель предлагает ученикам заполнить кроссворд по вертикали.
10) Учитель предлагает ученикам заполнить кроссворд по горизонтали.
11) Учитель предлагает ученикам дописать слова. Ученики дописывают «а» или «ar» в словах и читают предложение.
My c…t is bl…ck.
The st… is sm…ll.
The y…d is d…k.
The …pple is l…ge.
12) Учитель предлагает ученикам выбрать рисунки. Ученики думают, какие из названий пишутся с буквосочетанием ar, и определяют, какие рисунки в упражнение лишние.
13) Учитель предлагает ученикам описать рисунок. Ученики выписывают предложения, которые описывают данный рисунок.
(Предложения:
This is a park.
The bench is under the tree.
The car is not big.
The dog is near the car.
The dog is in the car.)
14) Зрительный диктант. Ученики читают слова/словосочетания/
15) “Expand the text”. Учитель предлагает ученикам придумать и предложить 5-10 предложений, которые могли бы расширить прочитанный текст. Ученики ищут наиболее подходящие места в тексте, куда можно было бы вставить эти предложения. Другой вариант – учащиеся сами придумывают такие предложения (в группах или в парах).
16) “Reconstruct the text”. Учитель предлагает ученикам ключевые слова (словосочетания, первые предложения каждого абзаца) из прочитанного текста в хаотичном порядке. Ученики должны восстановить правильный порядок ключевых слов, после этого они пересказывают текст при опоре на ключевые слова.
17) “Transform the text”. Учитель предлагает ученикам написать и пересказать текст от другого лица (например, не от третьего, а от первого, или наоборот), от лица одного из персонажей, в виде телевизионной новости (если позволяет содержание тексата).
18) “Deduce the story”. Учитель распечатывает текст в формате А-4, отрывает справа и слева по полоске текста около 4 см, затем ложит этот лист на чистый лист А-4 и делает ксерокопию. Оставшуюся среднюю часть текста Учитель предлагает ученикам. Их задача – восстановить содержание текста по имеющемуся материалу.
19) “Quiz”. Ученики в группах придумывают по 15 вопросов к прочитанному тексту, выписывая их на отдельный лист бумаги. После этого тексты нужно закрыть, команды обмениваются листами с вопросами и по очереди отвечают на них. Побеждает команда, правильно ответившая на большее число вопросов.
20) “Find the partner for the word”. Учитель предварительно находит в тексте полезные с его точки зрения словосочетания. Затем он делит на две колонки небольшие листки бумаги. В левой колонке на каждом листке пишется первое слово словосочетания. Класс делится на два варианта т.е. ученики, сидящие за одним столом, получают разные карточки. Задача каждого из учащихся – найти второе слово (остальные слова) словосочетаний на своей карточке. Например, solve (the problem). После выполнения задания ученики работают в парах – закрывая правую часть колонки, по очереди пытаются вспомнить целое словосочетание на обеих карточках.