Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.
ВВЕДЕНИЕ
В
практике обучения иностранному языку
приходится сталкиваться с таким
явлением, когда учащийся не может
сделать самостоятельное
Обучение
говорению как процессу продуктивному
требует от учащегося построения
высказывания, обусловленного ситуацией
общения, представляет собой сложную
методическую задачу, поскольку овладение
им связано с наибольшими
Основной задачей на старшей ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. Совершенствование навыков общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.[61, c. 72]
Обучения
монологической речи как понятие
и как терминологическое
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является обучение говорению на уроках английского языка на старшей ступени обучения.
Предметом исследования является процесс обучения монологической речи на уроках английского языка в старших классах.
Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
1. раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;
2. изучить модель обучения монологической речи;
3. рассмотреть модель обучения монологической речи в старших классах на уроках английского языка на базовом и профильном уровне;
4. проанализировать учебное пособие В. П. Кузовлева, Н.М. Лапы для 10-11 классов "The world of English" (базовый уровень) для выявления методов и приемов обучения устной монологической речи;
5. проанализировать учебное
Гипотеза данного исследования может быть сформулирована следующим образом:
Если при обучении устной
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования, адекватные объекту и предмету дипломной работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление.[33, c. 11]
Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:
Несомненно,
все это может быть достигнуто
при личностно-ориентированном
Как экспрессивная сторона устного общения, говорение выполняет в жизни каждого человека роль средства общения и реализует все его функции:
Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли. [34, c. 93]
Результатом деятельности говорения является его продукт – устное высказывание. Обучение говорению подразумевает под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической речью (речь двух и более лиц). [15, с. 61]
Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и операций ее составляющих. К ним относятся механизмы:
Данные механизмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной деятельности. [53, c. 11]
Говорение обладает многими признаками деятельности вообще, т. е. имеет свой предмет, внутреннюю (вертикальную) структуру, представленную действиями и операциями, внешнюю (горизонтальную) структуру и результат. [59, c 81]
В горизонтальной структуре говорения как деятельности выделяются три фазы, основа которых базируется на процессе индивидуализации:
1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).
2. Аналитико-синтетическая. В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: “достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти”.
3. Контрольно-исполнительская. На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом, придание эмоционально-выразительной окрашенности речи [3, с.54].
Схематично
фазы горизонтальной структуры говорения
можно представить на рисунке 1.1.
Рисунок
1.1 – Фазы горизонтальной
структуры говорения
Говорение как речевая деятельность имеет свои специфические признаки:
Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах