Обучение монологической речи в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.

Работа состоит из  1 файл

диплом3.docx

— 106.04 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  также использование опор, способствующих развитию устной монологической речи, в данном учебном пособии.

В первую очередь отследим применение зрительных опор. Найдем обычную методическую картинку с заданием:

 Which institutions represent the legislative and executive branches of power in the United States? [32, с. 44] (Приложение 6)

     Подобное  задание становится для учащегося  опорой как в заучивании материала, так и в его пересказывании, а следственно, в работе над монологической речью.

     А вот картинка с очевидной ситуацией и заданием:

     What do you know about these buildings? [32, с. 49] (Приложение 7, 8)

     Следует отметить, что в учебнике никакой  информации по зданиям не дается, то есть, предполагается, что учащиеся проведут самостоятельную работу по этому вопросу и будут готовы к обсуждению темы.

     Данный  рисунок можно отнести как просто к проблемной ситуации, так и к ситуации с неоднозначным толкованием.

     Look at the picture. What do you think about it? Describe the situation. [32, с. 49] (Приложение 9)

     Как можно видеть из этого задания, рисунок  не дает нам конкретной информации об изображенных на ней животных. Следовательно, учащимся предлагается провести анализ изображения с сделать логичные выводы.

     Теперь  рассмотрим рисунок с неочевидной  ситуацией и задание к нему:

     The photo below shows the representatives of young generation in Russia.

     Can you identify them?

     Why do you think so? What do you know about them?

     Which peculiar features of the group do you approve or disapprove of? [32, с. 49] (Приложение 10)

     Из  этого задания можно видеть, что  составители учебника требуют от учащихся не только анализа рисунка, но и выражения собственного мнения и собственных знаний о предмете обсуждения.

     К сожалению, картинок с требующим  декодирования языком в учебнике найдено не было, поэтому перейдем к рассмотрению вербальных опор. В  первую очередь, это, конечно же, текст. Вот один из опорных текстов с заданием:

     What prevented the animals from going to the hayfield immediately?

     What shows that the document was law for the animals and it was necessary to follow it? [32, с. 52]

     Тут же можно найти задание, стимулирующее развитие монологической речи помощью микротекста:

     What can the commandments result in? Why? [32, с. 52]

     Далее, можно видеть задание по построению монологического высказывания с  опорой на план:

     Which traits are negative and which are positive for a politician? Which ideas of the expert do you agree with?

     Agreeing:

     That's just what I was thinking.

     I couldn't agree more.

     I think...

       Disagreeing:

     That is not the way I see it.

     Actually/ in fact I think...

     Partly agreeing:

     Yes, but we shouldn't forget that...

     Yes, there is a lot in what the expert says, but... [32, с. 55]

     Как можно видеть, составители учебного пособия приводят шаблоны, используя  которые, учащиеся могут разнообразить  свою речь. Этот прием не только широко используем в учебных пособиях разных авторов, но и достаточно эффективен.

     Так же здесь дается хороший пример использования смысловых вех в монологическом высказывании:

     Most young people in Britain create a certain lifestyle within their subcultures.

     Why do they do it? Choose from the ideas below:

     to express themselves/ myself

     to express their/ my own identity

     to develop their/ my own style distinct from others

     to show off

     to know who they are

     to support a ... attitude and lifestyle

     to change the world to the best

     to try out all sort of opinions

     to protest against the parents

     to rebel against the society/ the older generation

     to show a rebellion against the regime/ society

     to reject everything

     to be in a collective

     (not) to conform the society standards

     to differ from social norms

     to be designed to shock

     to have their/ my own values and beliefs [32, с. 79]

     Остальные вербальные опоры, такие как лозунг, поговорка, подпись, в данном учебном  пособии, к сожалению, отсутствуют. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Анализ учебного  пособия Люка Продромоу "Rising star, a Pre-First Certificate Cours" для 10-11 классов (профильный уровень) 

     Проведем  анализ учебника Люка Продромоу "Rising star, a Pre-First Certificate Cours" и выделим приемы, используемые авторами для обучения устной монологической речи.

     Для начала рассмотрим обучение монологической речи на базе текста. Из приемов этой области можно выделить такие, как:

     1. Have you seen any of these films or any others?

     When did you see it?

     What did you think of it?

     Which of the films sounds more interesting? [47, c. 16]

     2. For questions 1-14, read the text again and look carefully at each line. Some of the lines are correct and some have a word that shouldn't be there. If the line is correct, put nothing. If a line has a word which shouldn't be there, write the word. [47, c.9]

     3. Read the article again. Six sentences have been removed from the text. Choose from the paragraphs A - G the one whish fits each gap 1-5. There is one extra paragraph which you don't need to use. [47, c.25]

     4. Find words and phrases in the letter which have the following functions:

     - to say why you are writing

     - to say who are you

     - to ask for information

     - to draw the letter to a close [47, c.40]

     5. Choose the most suitable heading from the list A - G for each part 1 - 6 for the article. There is one extra heading which you don't need to use. [47, c.43]

     Как можно видеть, в данном учебном  пособии проводится более глубокий анализ текста, здесь упражнения от однотипных ответов на вопросы приходят к более глубокому осмыслению  и понимаю текста в целом.

     Рассмотрим  далее обучение монологической речи на ситуативной основе. Из приемов данной области можно обнаружить такие, как:

     1. Here are some common uses of prepositions with verbs, adjectives and nouns. Make a story using the words in the box below. [47, c.46]

     2. You and your partner have to design an android which will help humans in some way. Use the following questions to help you decide what kind of an android you need.

      What is the android going to look like?

     What kind of jobs is  the android going to do?

     Does it need to be able to get up and down stairs?

     Does it need to be able to talk? [47, c.21]

     3. Look at the photograph and discuss the questions:

     What are they doing?

     Which is the best way to keep fit?

     Which of these activities would you prefer to do? [47, c.51]

     4. Read the stories A - D quickly and match them to the pictures. [47, c.60]

     Как можно заметить по данной области  упражнений, работа над монологическом высказывание здесь переходит на более высокую ступень, чем в  предыдущем учебном пособии. Учащиеся составляют текс по данной ситуации, проводят дискутируют на уроках на данные в учебнике вопросы.

     Далее проведем анализ работ с письменным и устным образцом монологической речи. Здесь можно выделить такие упражнения, как:

     1. You are going to tell a story following these instructions. [47, c.31]

     2. Discuss the questions:

     How long of average do people live nowadays?

     Men in my country......

     Women in my country...... [47, c.45]

     3. Look at the 2 pictures and predict what happens in the stories. Listen to the tape and check you predictions. [47, c.65]

     4. You are going to hear the radio discussion about St. Valentine's Day. Be ready to retell the discussion. [47, c.91]

     О данной типологии упражнений можно  отметить, что она стоит наравне  с базовым уровнем предыдущего  учебного пособия и ничем его  не превосходит, что, с точки зрения методики обучения, можно считать  большим упущением.

     Теперь  рассмотрим использование опор у  данном учебном пособи при обучении устной монологической речи.

     Начнем  со зрительных опор. Так можно выделить методическую картинку с опорами  для построения монологического  высказывания [47, c.68] (Приложение 11) и рисунок с очевидной ситуацией (Приложение 12) и следующим заданием:

     Look at the picture and make the short story. [47, c.30]

     Как можно видеть, оба задания направлены на развитие монологической речи, причем уровень второго выходит за рамки  базовой системы обучения и двигается  дальше, к самостоятельному анализу  зрительных опор и составлению монологического  высказывания по ним.

     Далее, можно видеть рисунок с неоднозначной  ситуацией, который призывает к  следующему:

     You and your partner have to design an android which will help humans in some way. Use the following questions to help you decide what kind of an android you need.

      What is the android going to look like?

     What kind of jobs is  the android going to do?

     Does it need to be able to get up and down stairs?

     Does it need to be able to talk? [47, c.21] (Приложение 13)

     Здесь рисунок не выступает в роли прямой опоры, но, несомненно, помогает в определении  направления работы.

     На  следующем рисунке (Приложение 14) изображена как просто проблемная ситуация, так и проблемная ситуация неоднородным толкованием. Задание к ней заключается в следующем:

     Look at the picture. What do you think about it? Describe the situation. [47, c.39]

     Как можно видеть из задания, учащимся предлагается самостоятельный анализ рисунка  и составление монологического  высказывания по нему. Впрочем, подобное задание встречалось и в предыдущем учебнике. А вот рисунка с необходимой  для декодирования информацией, подобного приведенному в данном учебном пособии (Приложение 15), там не было.

     Look at the picture below. What do you think of the slogan? Are you agree with it? [47, c.13]

     Таково  задание к рисунку. Не вызывает сомнений то факт, что оно так же способствует развитию умений монологической речи.

     Перейдем  к вербальным опорам. Рассмотрим текст, рассказывающий о сюжете нескольких фильмов. Задания к нему заключаются в следующем:

     1) Have you seen any of these films or any others?

     2) When did you see it?

     3) What did you think of it?

     4) Which of the films sounds more interesting? [47, c.27]

     Из  этого задания можно заключить, что учащиеся двигаются дальше пересказов содержания прочитанных текстов, что, несомненно, является признаком грамотного овладения монологической речью, потому что место пересказов занимают свободные  дискуссии.

     Далее дается задание с опорой на микротекст:

     1) Have you ever seen an eclipse?

     2) What are the benefits of the sun?

     3) What are the dangers? [47, c.35]

     Здесь можно наблюдать ту же тенденцию  перехода к дискуссии на заданную тему.

     Дальнейшее  задание с опорой на план выглядит так [47, c.150]:

We are reporting immediately after

Something has been said

It's a lovely day today

Mary says it's a lovely day today

We are reporting a scientific fact The earth goes round the sun, the teacher said

Our teacher told us the earth goes round the sun

We want to say something is still true I'm a teacher

He said he is a teacher

We are reporting modal verbs

Might/could/would/should/ought to

I won't promise to come, but I might

He wouldn't promise to come to the party, but he said that he might

Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах