Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 12:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение процесса обучения монологической речи на старшей ступени обучения английскому языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение его теоретических и практических основ.
Все выше перечисленные признаки способствуют достижению функциональной грамотности во владении языком, т.е. реальное владение им, действительно обеспечивающее учащимся возможность речевого взаимодействия не только не только друг с другом, но и с носителями иностранного языка. [26, c. 17]
Схематично
признаки процесса говорения можно
представить на рисунке 1.2.
моитивированность | целенаправленность | активность | связь с мышлением | связь с личностью | эвристичность | самостоятельность | темп | ситуативность |
Рисунок
1.2 – Признаки процесса
говорения говорения
Учащиеся используют свои индивидуальные возможности, свойства для реализации процесса говорения. К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жизненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмоции и чувства, статус личности в коллективе. Все перечисленное составляет ситуацию общения как “совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану”. [45, c. 27]
Схематично компоненты речевой ситуации можно представить на рисунке 1.3.
Исходя
из общедидактического положения о том,
что у каждого ученика вырабатывается
свой стиль учебной деятельности, методика
смещает акцент на научение учащихся наиболее
рациональным приемам этой деятельности,
так как по данным Ю.К. Бабанского, 50% учащихся
отстают в учении из-за слабого владения
учебной деятельности, в данном случае
обучении говорению. Для этого в обучении
предусмотрена субъектная индивидуализация.
[35, c. 107]
Рисунок
1.3 – Компоненты речевой
ситуации
Специфика
состоит в том, что она предусматривает
применение дидактических средств
различных по форме и содержанию,
учитывающих возможности и
Процесс общения осуществляется не только вербальными средствами. Поэтому необходимо овладеть невербальными (экстралингвистическими) аутентичными средствами общения: мимикой, жестами, позой, которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д. [56, c. 71]
Средства
невербальной коммуникации как своеобразный
язык чувств являются таким же продуктом
общественного развития, как и
язык слов, и могут не совпадать
в разных национальных культурах. Болгары
несогласие с собеседником выражают
кивком головы, который русский воспринимает
как утверждение и согласие, а
отрицательное покачивание
Обучение иностранным языкам в школе предусматривает овладение основными функциями невербальных средств, которые апеллируют к личному опыту учащихся:
Следует отметить, что существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении “говорению” на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не “в затылок друг другу”, как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.
Иными
словами, личностно-ориентированный
подход при организации устно-речевого
общения на уроке, предполагает гибкость
в определении целей, создает
предпосылки для большей
Таким
образом, обучение говорению в свете
личностно-ориентированного подхода
требует полного развития личности,
в том числе ее коммуникативных/
1.2
Сущность понятия “монологическая
речь”
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи), с одной стороны, и, с другой стороны, существует общение, т. е. взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива [16, с.23].
И.А. Зимняя считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [13, с.20].
По определению Г.В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом.
Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [14, с.71].
Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.[40, c. 33]
Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией). [9, c. 43]
Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне. [58, c. 11]
В то время как диалогическая речь ситуативна, монологическая относится преимущественно к контекстной речи, характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации.
Кроме того, к психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях. [46, c. 52]
С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, с наличием слов-обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов-связок, передающих последовательность высказывания. [55, c. 18]
Монологическая речь обладает следующими коммуникативными функциями:
Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи.
Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. [18, c. 5]
Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи, принято говорить о ее функциональных типах (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель и др.):
Схематично
функциональные типы монологических высказываний
можно представить следующим
образом:
Функциональные типы монологических высказываний |
Рисунок
– 1.4 Функциональные
типы монологических
высказываний
Все эти типы предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (lately, then), причинно – следственными (thus,therefore), наречиями, выражающими последовательность (firstly, secondly), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов. [41, c. 23]
Под монологическим умением понимается способность управлять лексическими, грамматическими и фонетическими навыками в целях реализации конечной задачи – продуцирования монологического высказывания (Р.К. Миньяр – Белоручев). [44, c. 74]
Принципиальным является определение номенклатуры монологических умений. В данной типологии необходимо исходить из того, что при обучении иноязычной речевой деятельности учащиеся сталкиваются с трудностями трех уровней: с какой целью им следует говорить? О чем им следует говорить? И как это сделать? Последовательное обучение самостоятельному высказыванию предполагает разрешение этих трудностей в самом процессе формирования умений. Учитывая это предлагается следующая типология монологических речевых умений:
Информация о работе Обучение монологической речи в старших классах