Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:53, курсовая работа
Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника…………………………………………………………………………6
1.1. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура………………………………………………………………………….6
1.2. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраст....................................................................................................................14
1.3.Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности…………………………………………….………………….........19
Глава II. Самостоятельная работа как средство формирования учебно – познавательной мотивации при обучении иностранному языку…………………………………..…….……………………………………23
2.1. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения …………………………………...23
2.2. Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку……………………………………………..................................................28
2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………43
Рассмотрение
строения учебной деятельности начинается
с его первого компонента - мотивации.
Мотивация - это совокупность побудителей.
Это то, что определяет, стимулирует,
побуждает человека к совершению
какого-либо действия, включённого
в определяемую этой мотивацией деятельность.
Мотивация выступает тем
Переходя
к определению понятий, И.А.Зимняя
характеризует мотив как
1.совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность;
2. процесс
образования, формирования
Мотивации посвящено огромное количество исследований как зарубежных (З.Фрейд, К.Левин, Ж.Нюттен), так и отечественных учёных (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асеев, А.К.Маркова и др.).
В психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается определение потребности в предмете деятельности, который и становится мотивом деятельности. Согласно замечанию А.Н.Леонтьева, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива [17]. Деятельность без мотива не происходит, «немотивированная деятельность» - это деятельность, не лишённая мотива, а деятельность со скрытым мотивом. Деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается одновременно несколькими мотивами, один из которых является ведущим. Например, в профильном классе углублённого изучения иностранного языка учебная деятельность учащегося может быть мотивирована интересом к иностранному языку, соревновательным мотивом самоутверждения, положительными эмоциями, активизируемыми атмосферой коллективного творческого поиска, однако первый мотив является ведущим, следующие два - дополнительными, индуцирующими первый. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность поведения и деятельности.
Исследования психологов в данной области позволили выделить три основные регулирующие функции, которые выполняет мотивация по отношению к деятельности: побуждающую, смыслообразующую, организующую.
Побуждающая функция мотивации заключается в том, что для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. При этом побуждение - это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности. Это побуждение и получило название мотива.
Смыслообразующая функция заключается в придании деятельности глубокого личностного смысла. Так, если познавательные мотивы входят в число ведущих у данного учащегося, то личностный смысл учения для него в познании, получении новой информации о мире. Если познавательные мотивы выражены слабо, а доминируют социальные, то смысл учебной деятельности может сосредоточиться вокруг общения со сверстниками. Смыслообразующая функция мотивации является очень важным средством воздействия педагога на личность. Направление воспитания и обучения в желаемое русло - это по сути дела работа со смыслами. Формируя нужные мотивы, педагог делает деятельность важной, придаёт ей смысл в глазах ученика.
Организующая
функция мотивации связана с
целеполаганием в плане того, что
осознанные мотивы могут превратиться
в мотивы-цели. Целенаправленность
рассматривается многими
Делая вывод,
можно сказать, что мотивация
определяется сформированными у
человека потребностями, которые опосредуются
при сдвиге мотива на цель присущими
личности социальными смыслами: интересами,
индивидуальным мировоззрением, ценностными
ориентациями, официальными установками.
Подобный механизм мотивационного регулирования
действует и в учебной
Согласно классификации И.А.Зимней, с позиции личностного смысла учебной деятельности все учебные мотивы делятся на две группы: содержательные и социальные [11]. Содержательные мотивы - это побудители, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности: познавательный интерес (интерес к знаниям и способам их добывания); потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; мотив достижения, реализуемый через успехи в учебной деятельности; мотивы профессионального самоопределения (в старших классах). Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. К ним относятся: потребность в общении (общение со сверстниками, сотрудничество с ними, признание в коллективе); моральное переживание позиции школьника (чувство ответственности, долга); мотивы поощрения и наказания; эмоции (яркие положительные эмоции как побудители к учению).
Исследование мотивационной сферы личности - сложная проблема. Такие методы, как самоанализ, самооценка, анкетирование, беседа не могут дать полной реалистической картины мотивации, т.к. мотивы часто не осознаются или скрываются.
Программа
формирования мотивации включает рассмотрение
того, что и в какой
Таким образом,
оправданным представляется утверждение,
что создание учебной проблемной
ситуации есть предпосылка и форма
предъявления ученику учебной задачи.
Согласно Д.Б.Эльконину, основное отличие
учебной задачи от всяких других задач
заключается в том, что её цель
и результат состоят в
Дидакты
считают, что в овладении иностранным
языком учебными предметными действиями
являются действия с языковым материалом
и собственно коммуникативные действия,
такие, как трансформирование, структурирование,
замена по аналогии, соединение, перестановка
и др. К коммуникативным действиям
относятся построение высказывания,
выражение определённого
Эти действия должны быть доведены до определённого уровня совершенства, т.е. навыка, обеспечивающего направленность внимания человека в процессе речевой деятельности только на содержание высказываний. Языковая форма должна придаваться на уровне автоматизма. При этом иноязычные речевые навыки обучаемых в процессе их формирования должны обязательно соотноситься учителем с уровнем развития соответствующих навыков школьника на родном языке по своим количественным характеристикам. В качестве характеристик сформированного навыка выступают следующие внешние критерии:
Внутренними критериями сформированности речевых навыков служат:
Необходимо
отметить, что учебную деятельность
характеризуют и общие
Всё рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность представляет собой личностно обусловленное, активное, направленное на овладение обобщёнными способами действия взаимодействие ученика с другими учениками, с учителем - взаимодействие, которое должно управляться последним во всех звеньях этого процесса с разной мерой гибкости.
1.2. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста
Говоря
о ребёнке школьного возраста
как активном, целенаправленном, внутренне
мотивированном субъекте учебной деятельности,
необходимо отметить, что этот возраст
представлен, по меньшей мере, тремя
разными возрастными группами, т.е.
в качестве субъекта учебной деятельности
выступает младший, средний и
старший школьник. Каждый из них
характеризуется своими социально-психологическими
и индивидуально-
И.А.Зимняя
отмечает, что в системе образования
общепринятой считается культурно-
Конкретизируя
положения возрастной периодизации
Д.Б.Эльконина, исследователи подчёркивают,
что ведущую роль в развитии учащегося
среднего школьного возраста (10-14 лет)
играют общение со сверстниками и
особенности его собственной
учебной деятельности [7,8,9]. Отмечается,
что к концу этого периода
учащихся необходимо подготовить к
самостоятельному выбору дальнейшей программы
образования, сформировать у них
достаточно устойчивый круг интересов
и предпочтений, ориентацию в различных
сферах труда и общественно-полезной
деятельности. Это наиболее сложный
«переходный» возраст - период перехода
от детства к взрослости, когда
возникает центральное
Как показали
результаты исследований психологов,
в этом возрасте главная ценность
- это система отношений со сверстниками,
взрослыми, подражание осознаваемому
или бессознательно следуемому идеалу,
устремлённость в будущее (недооценка
настоящего). Отстаивая свою самостоятельность,
подросток формирует и
Общая характеристика особенностей интеллектуального, деятельностного и личностного развития учащихся была бы неполной, если бы не была также дана наиболее значимая для целей и возможностей овладения иностранным языком характеристика коммуникативного развития школьников на родном языке в этот период.