Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:58, дипломная работа
Цель данной работы: исследовать компаративные фразеологические единицы английского и русского языков на предмет грамматических, семантических и структурных особенностей, а также способов перевода и поиска соответствий в английском и русском языках.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Осуществить анализ фразеологических компаративов в английском и русском языках.
2) Подвергнуть фразеологизмы с однотипными компонентами, с однотипной структурой и функцией сопоставительному исследованию.
3) Подвергнуть детальному анализу структурные, семантические, грамматические особенности компаративных фразеологических единиц.
4) Определить особенности перевода компаративных фразеологизмов.
5) Сконструировать выводы по исследованию.
Введение………………………………….....................................................................………………………………………...3
Глава 1. Основные аспекты фразеологических единиц в английском языке………………………………………………….7
1.1. Понятие и классификация фразеологических единиц………………..................................................……..7
1.2. Феномен фразеологического значения…………………………......................................................………….12
1.3. Характерные особенности фразеологизмов………………….....................................................…………….16
1.4. Компаративные фразеологизмы и их основные характеристики………................................................19
1.5. Семантические особенности компаративных фразеологизмов……..................................................….25
1.6. Грамматические особенности компаративных фразеологизмов……...............................................…...31
1.7. Эвфонические средства…………………………..............................................................…………………………..34
1.8. О первом союзе as…………………………………...............................................................………………………..36
Выводы по главе 1………………………………………………………..................................................................……….37
Глава 2. Особенности перевода фразеологических единиц…………..................................................………..39
2.1. Классификация приемов перевода фразеологизмов……………..................................................………...39
2.2 Особенности перевода английских фразеологизмов………………..................................................……...43
2.3. Перевод образных и необразных фразеологизмов...........................................................................45
2.4. Трудности перевода компаративных фразеологизмов………….................................................………...47
Выводы по главе 2……………………………………………………….................................................................……….49
Глава 3. Анализ фразеологических единиц в английском и русском языках……………………………………………….50
3.1. Анализ перевода компаративных фразеологических единиц…...............................................…………50
Выводы по главе 3…………………………………………………………..................................................................…….58
Заключение………………………………………………………………….....................................................................…….59
Список сокращений………………………………………………………..................................................................……...61
Список литературы……………………………………………………...................................................................…………62
Анализ результатов исследований ряда работ в области словообразования [Жаворонкова, 1965; Сергеева, 1966; Айрапетова, 1978; Джамашева, 1989], а также анализ словаря Longman Dictionary of Contemporary English (далее LDCE) позволяет сделать вывод о том, что в современном английском языке существует система различных словообразовательных средств для выражения значения компаративности.
Значительную часть компаративов составляют сложения, обозначающие цвет: “снежно-белый” – snow-white, “кроваво-красный” – blood-red, “угольно-черный” – coal-black и т.д. Цвет, возможно, самое яркое визуальное качество, воспринимаемое человеком и имеющее для него первостепенное значение.
В современном английском языке есть группа немаркированных корневых слов, которые выражают значение компаративности имплицитно: champion, elite, patriarch.
Есть ряд существительных, имеющих в структуре своего значения семы «различия» или «противопоставления». Значение сходства или полного соответствия передают такие существительные, как similarity, identity.
По
мере отвлечения значения слова от
предметно ориентированных
Имена, в основе которых лежат адгерентные ассоциации, имеют отвлеченную семантику. Например: dog-poor – “нищий”, букв. “бедный как собака”; stone-deaf – “совершенно глухой”, букв. “глухой как камень”.
Отметим,
что в русском языке сложные
прилагательные с такой семантикой
практически не встречаются. Данная
семантическая схема
Изучение компаративных оборотов правомочно как с точки зрения многообразия формальных средств выражения сравнения, так и с точки зрения синонимического варьирования семантики сравнения. Такого характера исследование в языке проводилось, и не раз. Однако в тени оставались фразеологические единицы с компаративным значением.
Сравнительная степень имеет не только синтаксическое, морфологическое, но и фразеологическое проявление, поскольку для объективной действительности и языковой системы неважно, какая единица избирается для коммуникативного акта: словообразовательная, лексическая, лексико-грамматическая, синтаксическая или фразеологическая, важно, что эта единица отражает определенное смысловое содержание и реализует коммуникативную задачу высказывания.
Следуя данной логике, компаративные идиомы можно рассматривать как особый тип ФЕ, обладающий богатой системой средств выражения степени и сравнения, что позволяет им выступать эффективным средством речевого воздействия в системе дискурса.
Компаративные ФЕ со значением усиления, синтаксическая идиоматика, фразеологические интенсификаторы были предметом изучения многих отечественных лингвистов.
Впервые вопрос об интенсивности во фразеологии английского языка был затронут в работе Логана П. Спита «Английские идиомы». Смит констатирует факт наличия в языке небольшой группы фразеологических единиц – компаративных оборотов со значением интенсивности и перечисляет их. Английский ученый приводит список из 23 компаративных фразеологических единиц. В качестве примеров можно привести некоторые из них: as dull as ditch water, as good as gold, as large as life, as mad as March hare, as pleased as Punch, as cool as cucumber, as cross as two sticks и др. [Смит, 1959: 283].
Так, А. Ф. Артемова, изучая значение фразеологических единиц и их прагматический потенциал, указывает на тот факт, что интенсивность фразеологических единиц, как средство воздействия на слушателя, связывается не с любой количественной квалификацией явления, а только с такой, которая демонстрирует отклонение от нормы [А. Ф. Артемова, 1991]. Автор поясняет это утверждение на следующем примере:
Women jump to conclusion that men do not.
Выражение to jump to conclusion характеризует, как считает А.Ф.Артемова, одну из черт, присущих женщинам, которые в отличие от мужчин, не всегда приходят к правильным заключениям и не всегда задумываются над совершаемым действием, часто поддаваясь каким-либо импульсам.
/Ср. To come to conclusion/ ФЕ to jump to conclusion можно интерпретировать в аспекте степени меры как to come to conclusion – very quickly [А. Ф. Артемова, 1991:75].
Однако фразеологизм, по мнению А. Ф.Артемовой, актуализирует не столько действие “приходить к заключению”, сколько его высокую степень, и не столько реальное действие – “приходить к заключению очень быстро”, сколько представление о таком действии. Иными словами – из мира наблюдения и указания смысл перемещается в мир воображения и переживания.
И. И. Туранский затрагивает вопрос о компаративных ФЕ (КФЕ), выполняющих функцию усиления, и предлагает классифицировать их по трем принципам:
I. По семантическому содержанию он делит их на четыре группы:
1.
Структуры, в которых
2.
Компаративные структуры, в
3.
Структуры, включающие
4.
Аллюзии, связанные с
II.
В зависимости от
1. КФЕ, в структуре которых используется прием аллитерации: as blind as a bat, as pleased as Punch, as thick as thieves.
2.
КФЕ без аллитерации: as happy as a lark, as black
as sin, as like as two peas.
III.
На основе соответствия или
несоответствия русского и
1.
Демонстрирующие полное
2.
Характеризующиеся частичным
3. С отсутствием какого – либо соответствия между рассматриваемыми вариантами (as dull as ditch-water – “скука зеленая”). [И. И. Туранский, 1990: 93].
Важное
замечание по поводу компаративных
фразеологических единиц делает А.Ф. Артемова:
«сравнительные фразеологические единицы,
образность в которых не выражена
так имплицитно как в метафорических,
выполняют больше усилительную функцию.
Иными словами, усилительная функция в
них доминирует над присутствующей эмоционально
– оценочной функцией» [А. Ф. Артемова
1991:79].
1.5.
Семантические особенности
компаративных фразеологизмов
Для адъективных сравнений, так же как и для сравнений других типов, характерна двуплановость значения: одно сравнивается с другим. Такая структура значения выделяет его как фразеологическое значение особого рода, а именно компаративное.
Первый
компонент адъективных
Например: as good as gold – “хороший, благородный, золотой (человек)”. Gertrude Morel was very ill when the boy was born. Morel was good to her, as good as gold.
Gertrude Morel – субъект сравнения, good – основание сравнения, gold – объект сравнения, as – связка.
Адъективные сравнения потому и возникают в языке, что имеется необходимость в передаче дополнительной информации по сравнению с информацией, передаваемой первыми компонентами сравнений, взятыми отдельно.
Существуют
компаративные обороты, употребляющиеся
только с прилагательными в
Образность словосочетания возникает благодаря тому, что в речи сравнение относится к иному классу предметов, явлений или лиц, который обозначает его второй компонент.
Например: he is as brave as a lion. Образность создается благодаря сравнению человека со львом, но если мы сравним, скажем, львицу со львом, то образность сравнения исчезает и вместо образного сравнения (simile) возникает необразное (comparison).
Сравнения обычно являются фразеологическими единицами с ярко выраженным оценочным значением, как положительным, так и отрицательным.
Например: (as) bold/brave as a lion – “храбрый как лев”;
(as) fierce as a tiger – “свирепый как тигр”;
(as) pretty as a picture – “хороша как картинка”.
Характер оценки зависит от семантики первого компонента. В отдельных случаях решающую роль играет семантика второго компонента. Например: (as) fat as a pig – “жирный, откормленный как свинья”;
(as) fat as butter – “пухленький, полненький”.
Сравнениям свойственна гиперболизация, т.е. преувеличение признака в целях его более выразительного выделения.
Адъективные сравнения являются двухкомпонентными. В качестве второго компонента может выступать лексема или сочетание лексем. Приводим примеры адъективных фразеологических единиц со вторым компонентом – сочетанием лексем:
(as) different as chalk from cheese – “совершенно непохожие”;
(as) plain as the nose on your face – “ясно как дважды два четыре”;
(as) welcome as flowers in May – “долгожданный, желанный” и др.
Адъективные сравнения обозначают самые разнообразные качества и свойства как людей, так и предметов и явлений. Примеры адъективных сравнений, относящихся к людям:
(as) cool as a cucumber – “спокойный, невозмутимый”;
(as) brown as a berry – “загорелый, шоколадного цвета”;
(as) pretty as a picture – “хороша как картинка”;
(as) true as steel – “преданный душой и телом”;
(as) ugly as sin – “страшен как смертный грех”;
(as) vain as a peacock – “важный как павлин”;
(as) wise as Solomon – “мудрый как Соломон”;
(as) yellow as a guinea – “желтый как лимон” и др.
Обычно сравнения моносемантичны. Но встречаются сравнения с двумя фразеосемантическими вариантами. Полисемантичные сравнения крайне редки.
В сравнениях этого типа второй компонент выполняет не только усилительную функцию, но и является дифференциатором значения. Так, оборот (as) weak as water означает:
1) “слабенький, хилый”. Например: Sir, I am just getting well of a fever, and I am as weak as water.
2) “слабовольный, слабохарактерный”. Например: You are very fond of swearing and blistering and threatening, but when it comes to the point you are as weak as water.
У сравнения (as) sober as a judge тоже два фразеосемантических варианта, характеризующих человека с разных сторон:
1) “совершенно трезвый” = “ни в одном глазу”;
2) “трезвый в суждениях” = “здравомыслящий”.
Некоторые компаративные ФЕ применяются для описания частей человеческого тела:
(as) heavy as lead – “как свинцом налиты (веки, глаза)”;
(as) pale as ashes – “сильно побледневший”.
Компаративная ФЕ может обозначать свойство предмета и свойство человека. Например: (as) hard as a bone:
1) “твердый как камень”: Owing to the intense cold the ground was as hard as a bone.