Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении особенностей категории пространства в рассказах О. Генри.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие
задачи:
• сбор фактического материала;
• исследование понятия «пространство» и «время»;
• исследование художественных особенностей языка писателя;
• выработка методики исследования;
• анализ англоязычных текстов;
Введение
Глава 1.
1. 1. Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте
1. 2. Особенности художественного пространства
Глава 2.
2. 1. Характеристика творчества и языковых приемов О. Генри
2. 2. Анализ категории пространства в художественном тексте
2. 3. Особенности категории пространства в рассказах О'Генри
Заключение
Библиографический список
Пространство
– одно из основных проявлений реальности,
с которой сталкивается человек,
как только он начинает осознавать
себя и познавать окружающий мир.
Оно воспринимается как нечто
существующее вне, вокруг человека –
наблюдателя, находящегося в центре
пространства. Оно заполнено вещами,
людьми, оно предметно и
Что касается научной интерпретации этой категории, то ученые обычно выделяют два варианта осмысления пространства: по Ньютону и по Лейбницу. Е. С. Кубрякова приходит к заключению, что Ньютон говорит о геометрическом пространстве как о физическом, тогда как Лейбниц считает пространство феноменом познающего мир человека…Таким образом, здесь речь идет о разных типах пространства – одном физическом, другом – ментальном, феноменальном».
Данная концептуальная структура в свернутом виде содержит указания на важнейшие характеристики пространства, отмечаемые обычно исследователями данной категории:
Дуализм
восприятия пространства проявляется
в традиции передавать его существенные
свойства в виде оппозиций, словесных
пар с противоположным
Проведенный рядом ученых ( М. М. Бахтин, М. Ю. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др. ) анализ художественного пространства показал, что пространство в художественном тексте структурировано, как и любая другая моделирующая система.
В
художественном тексте, с одной стороны,
находят отражение все
Таким образом, литературно – художественный образ пространства имеет психолого – концептуальные основания. Как убедительно показал, Ю. М. Лотман, художественное пространство – это индивидуальная модель мира определенного автора, выражение его пространственных представлений. Это континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие. Оно имеет не физическую природу, так как оно не пассивное вместилище героев и сюжетных эпизодов. Для характеристики литературно – художественного пространства имеет значение характер и объем, параметры объектов, заполняющих пространство вокруг субъекта: оно может быть замкнутым, ограниченным телом субъекта (микрокосм) или ближайшими границами (дом, комната…),а может быть открытым, протяженным, панорамным (макрокосм). Оно может быть также сжатым, суженным и расширенным, увеличенным. [Лотман, 1988]
Учитывая,
во – первых, степень и характер
объектной наполненности
Выделенные
типы литературно – художественного
пространства не отрицают друг друга
и чаще всего в целостном
Большое значение для выявления специфики художественного пространства, как показали исследования М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, имеет анализ взаимодействия мира и человека, изображенного в литературно – художественном произведении, анализ взаимодействия сюжета и текстового пространства, анализ пространства в аспекте авторской точки зрения. Так, Б. А. Успенский специально исследовал текстовую категорию пространства в свете категории авторской точки зрения, особое внимания уделяя пространственной перспективе построения повествования, которое он понимал как систему передачи изображаемого трех – или четырехмерного пространства в условиях художественных приемов искусства. [Успенский, 1970]
М.
М. Бахтину принадлежит
1) мир изображается извне – как окружение человека и
2) мир изображается изнутри – кругозор человека. [Бахтин, 1975]
В первом случае наблюдается внешне формальное сочетание объектов мира пластически – животного характера: в гармонии красок, линии, в симметрии и прочих эстетических сочетаниях, воспринимается целостно. Во втором случае мир изображается как кругозор действующего, поступающего сознания, наблюдается ориентация в мире как событии.
Ю. М. Лотман в серии работ, посвященных общей проблеме семиотики пространства большое внимание уделил раскрытию природы художественного пространства, его связи с формальными системами других моделей. Особое внимание он уделил развитию сюжета литературных произведений в пределах определенного текстового пространства. [Лотман, 1988]
Лингвисты, занимавшиеся выявлением средств естественного языка, с помощью которых выражаются пространственные отношения (В. Г. Гак, И. М. Кобозева, М. В. Всеволодова, И. Р. Гальперин и др.) подчеркивали, что репрезентация этих отношений зависит от характера изображаемого пространства и признаков самих объектов, заполняющих его. В художественном тексте большое значение имеют к тому же точка зрения автора, воплощающего тот или иной тип пространства, и точки зрения персонажей, помещенных в это пространство и созерцающих его.
Человек в пространстве конкретен, он привязан к месту, вследствие чего, по утверждению И. Р. Гальперина, «пространственный континуум в художественных текстах значительно более точен, чем временной. Географические названия места действия и описание этих мест нередко даны в абсолютно реалистичном плане». [Гальперин, 1991]В то же время точная пространственная адресация облегчает восприятие художественного текста, настраивает читателя на информацию определенного рода. Обычно она дается в начале произведения или текстового фрагмента и очень часто выполняет функцию заглавия. Кроме того, в качестве носителя информации об определенном пространстве используются топонимы. Как известно, топонимы – это собственное название отдельного географического места (населённого пункта, реки, угодья и др.) Это отдельная категория имен собственных, обладающая особыми свойствами. Так же топонимы несут особую смысловую нагрузку, особенно для носителя данного языка. Топографические реалии отражают определенный уклад жизни. Большой вклад в раскрытии значения топонимов и других реалий Г. Д. Томахин. В художественном тексте они выполняют текстообразующую, моделирующую функцию. Помещая персонаж в определенную среду, называя и именуя место его пребывания, автор, с одной стороны, осуществляет географическую конкретизацию описываемого события, приближая его к действительности, а также определенным образом характеризует персонаж, предопределяя его характер и дальнейшее развитие сюжета. С другой стороны, зачастую топоним в тексте представляет собой свернутый текст, обладающий потенциальном культурно – исторических знаний, сознательно пробуждаемых автором и создающих ассоциативный пространственно – временной континуум. [Томахин, 1982]
Можно сказать о том, что топонимы выполняют различные текстовые функции, при этом их основная функция вне текста – наименование точки географического пространства – может быть не основной в условиях литературно – художественного целого, когда главным становится пробуждение в сознании читателя исторических. Социальных, культурных коннотаций топонимов, аккумулированных ими в процессе их исторического существования. Топонимия, а также лексика с пространственным значением, характерная для литературно – художественных произведений, в дальнейшем вбирают в себя содержание всего текста и приобретают символическое значение. Становясь знаками тех или иных исторических событий, изображенных в тексте, например «Тихий Дон» (М. Шолохов) или «Собор Парижской Богоматери» (В. Гюго).
Таким образом, стоит сделать вывод о том, насколько важно для понимания особенностей пространства провести анализ топонимов, имеющих место в тексте. Именно они дают наиболее конкретную и ясную информацию, из которой можно делать выводы о характере пространства в данном тексте. Так, например, если в тексте используется топоним, то есть, назван конкретный географический объект, в котором происходит действие, мы сразу может охарактеризовать пространство в данном тексте как конкретное, географическое. Это позволяет нам лучше понять текст и особенности текстового пространства.
Лексические экспликаторы художественного пространства, употребляющиеся в разных текстовых фрагментах, функционально – семантически сближаются и образуют в тексте функционально – текстовые парадигмы слов с пространственным значением. Анализ их семантики в соотнесенности с развитием сюжета позволяет говорить о монотопической и политопической структурах литературно – художественного пространства. В первом случае текстовое пространство организуется вокруг одной точки: это может быть город, комната, деревня. При этом пространственная конкретизация достигается благодаря дискретизации, выделению и описанию частных пространственных объектов внутри основного пространства. Для этой структуры характерно описание конкретного места и ближайших окрестностей, то есть основной точки локализации описывемого события и множества точек субъектно – объектной локализации, близких по расстоянию к основной и окружающих ее. Это тип замкнутого пространства.
Во втором случае, когда текстовое пространство имеет политопическую структуру, оно организуется вокруг двух и более точек локализации событий и создается расстояниями между этими точками. Для формирования таково пространства важны идеи расстояний. Их измерения в параметрах «далеко – близко», и идея перемещения из одной точки в другую как по горизонтали, так и по вертикали.
Информация о работе Особенности выражения пространства в рассказах О. Генри