Особенности выражения пространства в рассказах О. Генри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении особенностей категории пространства в рассказах О. Генри.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие
задачи:
• сбор фактического материала;
• исследование понятия «пространство» и «время»;
• исследование художественных особенностей языка писателя;
• выработка методики исследования;
• анализ англоязычных текстов;

Содержание

Введение
Глава 1.
1. 1. Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте
1. 2. Особенности художественного пространства
Глава 2.
2. 1. Характеристика творчества и языковых приемов О. Генри
2. 2. Анализ категории пространства в художественном тексте
2. 3. Особенности категории пространства в рассказах О'Генри
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по английскому языку.docx

— 72.60 Кб (Скачать документ)
  1. 2. Характеристика художественного пространства

Пространство  – одно из основных проявлений реальности, с которой сталкивается человек, как только он начинает осознавать себя и познавать окружающий мир. Оно воспринимается как нечто  существующее вне, вокруг человека –  наблюдателя, находящегося в центре пространства. Оно заполнено вещами, людьми, оно предметно и антропоцентрично. Подобное представление о пространстве отличает мифопоэтическую и архаическую  модели мира.

Что касается научной интерпретации  этой категории, то ученые обычно выделяют два варианта осмысления пространства: по Ньютону и по Лейбницу. Е. С. Кубрякова приходит к заключению, что Ньютон говорит о геометрическом пространстве как о физическом, тогда как Лейбниц считает пространство феноменом познающего мир человека…Таким образом, здесь речь идет о разных типах пространства – одном физическом, другом – ментальном, феноменальном».

Данная  концептуальная структура в свернутом  виде содержит указания на важнейшие  характеристики пространства, отмечаемые обычно исследователями данной категории:

  1. Антропоцентричность – связь с мыслящим субъектом, воспринимающим среду и осознающим пространство, и с его точки зрения;
  2. Отчуждаемость от человека, осмысление его как вместилища, вне которого находится человек;
  3. Круговая форма организации пространства, в центре которого находится человек;
  4. Предметность – наполненность пространства вещами, предметами (в широком смысле слова);
  5. Непрерывность и протяженность пространства, наличие разной степени удаленности: близкое и далекое пространство;
  6. Ограниченность пространства: открытое – закрытое;
  7. Направленность пространства: горизонтальная и вертикальная его ориентации;
  8. Трехмерность: верх – низ, впереди – сзади, слева – справа;
  9. Включенность пространства во временное движение.

Дуализм восприятия пространства проявляется  в традиции передавать его существенные свойства в виде оппозиций, словесных  пар с противоположным значение, которые могут к тому же иметь  устойчивые оценочные (положительные  или отрицательные) коннотации: верх – низ, высокое – низкое, небо – земля, правый – левый, далеко – близко, восток – запад и  т. д.

Проведенный рядом ученых ( М. М. Бахтин, М. Ю. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др. ) анализ художественного пространства показал, что пространство в художественном тексте структурировано, как и любая другая моделирующая система.

В художественном тексте, с одной стороны, находят отражение все существенные свойства пространства как объективной  бытийной реальности, ибо в тексте отражается реальный мир. С другой стороны, репрезентация пространства в каждом отдельном художественном тексте уникальна, так как в нем воссоздаются творческим мышлением, фантазией автора воображаемые миры. Можно утверждать, что в художественном тексте  воплощается объективно – субъективное представление автора о пространстве. При этом объективность, достоверность  художественного образа пространства обусловлена гносеологической природой текста, тем, что в нем отображаются знания автора об объективной реальности. Субъективность, в свою очередь, обусловлена  тем, что в нем отображаются знания автора об объективной реальности. Которые детерминированы намерениями и установками автора, его творческим замыслом, мировоззрением, концептуальными основами литературно – художественного произведения, ценностными и другими ориентирами. В художественном тексте выделяется осмысление пространственных координат с позиций определенного эстетического идеала. При этом, учитывая множественность голосов, точек зрения в художественном тексте, можно говорить и о множественной антропологической обусловленности изображенного пространства  с точки зрения субъекта – автора художественного текста и с точки зрения субъектов – персонажей текста.

Таким образом, литературно – художественный образ пространства имеет психолого  – концептуальные основания. Как  убедительно показал, Ю. М. Лотман, художественное пространство – это индивидуальная модель мира определенного автора, выражение его пространственных представлений. Это континуум, в  котором размещаются персонажи  и совершается действие. Оно имеет не физическую природу, так как оно не пассивное вместилище героев и сюжетных эпизодов. Для характеристики литературно – художественного пространства имеет значение характер и объем, параметры объектов, заполняющих пространство вокруг субъекта: оно может быть замкнутым, ограниченным телом субъекта (микрокосм) или ближайшими границами (дом, комната…),а может быть открытым, протяженным, панорамным (макрокосм). Оно может быть также сжатым, суженным и расширенным, увеличенным. [Лотман, 1988]

Учитывая, во – первых, степень и характер объектной наполненности литературно  – художественного пространства; во – вторых, явно (неявно) выраженный характер взаимодействия субъекта и окружающего пространства; в – третьих, фокус, точку зрения наблюдателя, в том числе автора и персонажа, принято различать следующие типы литературно – художественных моделей пространства:

  1. Психологическое (замкнутое в субъекте) пространство, при воссоздании его наблюдается погруженность во внутренний мир субъекта, точка зрения при этом может быть как жесткой, зафиксированной, статичной, так и подвижной, передающей динамику внутреннего мира субъекта. Локализаторами при этом обычно выступают номинации органов чувств.
  2. Близкое к реальному географическое пространство, в том числе, это может быть конкретное место, обжитая среда: городская. Деревенская, природная. Точка зрения может быть как жесткой, закрепленной, так и движущейся. Это плоскостное линеарное пространство, которое может быть направленным и ненаправленным, горизонтально ограниченным и открытым, близким и далеким.
  3. Точечное, внутренне ограниченное пространство: дом, комната, палата и т. п. Это пространство какого – либо определенного места, имеющего обозримые границы, пространство наблюдаемое. Точка зрения при этом может быть как статичной, так и динамичной.
  4. Фантастическое пространство наполнено нереальными с научной точки зрения и с точки зрения обыденного сознания существами и событиями. Оно может иметь как горизонтальную, так и вертикальную линеарную организацию, это чужое для человека пространство. Этот тип пространства является жанрообразующим, вследствие чего в отдельный жанр выделяется фантастическая литература. Но данный тип пространства обнаруживается и в литературно – художественных произведениях, которые нельзя однозначно отнести к фантастике, так как многообразие форм проявления фантастического мотивирует и разнообразие его художественного переосмысления.
  5. Космическое пространство, которое характеризуется вертикальной ориентацией, является далеким для человека пространством, наполненным свободными и независимыми от человека телами (Солнце, Луна, звезды и др.)
  6. Социальное пространство субъекта – деятеля, субъекта – преобразователя. Это свое для человека, освоенное им пространство, в котором в основном протекает его сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально – общественную обусловленность. Модальность изображения подобного пространства может быть различной: от пафосной, оптимистической до сниженной, иронической.

Выделенные  типы литературно – художественного  пространства не отрицают друг друга  и чаще всего в целостном художественном тексте взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга.

Большое значение для выявления специфики  художественного пространства, как  показали исследования М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, имеет анализ взаимодействия мира и человека, изображенного в литературно – художественном произведении, анализ взаимодействия сюжета и текстового пространства, анализ пространства в аспекте авторской точки зрения.  Так, Б. А. Успенский специально исследовал текстовую категорию пространства в свете категории авторской точки зрения, особое внимания уделяя пространственной перспективе построения повествования, которое он понимал как систему передачи изображаемого трех – или четырехмерного  пространства в условиях художественных приемов искусства. [Успенский, 1970]

М. М. Бахтину принадлежит антропоцентрическая  концепция пространства художественного  текста. Специально рассмотрев вопрос о пространственной форме героя, ученый пришел к выводу, что в литературно – художественном произведении находит отражение двоякое сочетание мира с человеком:

1) мир изображается извне – как  окружение человека и

2) мир изображается изнутри –  кругозор человека. [Бахтин, 1975]

В первом случае наблюдается внешне формальное сочетание объектов мира пластически  – животного характера: в гармонии красок, линии, в симметрии и прочих эстетических сочетаниях, воспринимается целостно. Во втором случае мир изображается как кругозор действующего, поступающего сознания, наблюдается ориентация в  мире как событии.

Ю. М. Лотман в  серии работ, посвященных общей проблеме семиотики пространства большое внимание уделил раскрытию природы художественного пространства, его связи с формальными системами других моделей. Особое внимание он уделил развитию сюжета литературных произведений в пределах определенного текстового пространства. [Лотман, 1988]

Лингвисты, занимавшиеся выявлением средств естественного  языка, с помощью которых выражаются пространственные отношения (В. Г. Гак, И. М. Кобозева, М. В. Всеволодова, И. Р. Гальперин и др.) подчеркивали, что репрезентация этих отношений зависит от характера изображаемого пространства и признаков самих объектов, заполняющих его. В художественном тексте большое значение имеют к тому же точка зрения автора, воплощающего тот или иной тип пространства, и точки зрения персонажей, помещенных в это пространство и созерцающих его.

Человек в пространстве конкретен, он привязан к месту, вследствие чего, по утверждению  И. Р. Гальперина, «пространственный  континуум в художественных текстах  значительно более точен, чем  временной. Географические названия места  действия и описание этих мест нередко  даны в абсолютно реалистичном плане». [Гальперин, 1991]В то же время точная пространственная адресация облегчает восприятие художественного текста, настраивает читателя на информацию определенного рода. Обычно она дается в начале произведения или текстового фрагмента и очень часто выполняет функцию заглавия. Кроме того, в качестве носителя информации об определенном пространстве используются топонимы. Как известно, топонимы – это собственное название отдельного географического места (населённого пункта, реки, угодья и др.) Это отдельная категория имен собственных, обладающая особыми свойствами. Так же топонимы несут особую смысловую нагрузку, особенно для носителя данного языка. Топографические реалии отражают определенный уклад жизни. Большой вклад в раскрытии значения топонимов и других реалий Г. Д. Томахин. В художественном тексте они выполняют текстообразующую, моделирующую функцию. Помещая персонаж в определенную среду, называя и именуя место его пребывания, автор, с одной стороны, осуществляет географическую конкретизацию описываемого события, приближая его к действительности, а также определенным образом характеризует персонаж, предопределяя его характер и дальнейшее развитие сюжета. С другой стороны, зачастую топоним в тексте представляет собой свернутый текст, обладающий потенциальном культурно – исторических знаний, сознательно пробуждаемых автором и создающих ассоциативный пространственно – временной континуум. [Томахин, 1982]

Можно сказать о том, что топонимы выполняют  различные текстовые функции, при  этом их основная функция вне текста – наименование точки географического  пространства – может быть не основной в условиях литературно – художественного  целого, когда главным становится пробуждение в сознании читателя исторических. Социальных, культурных коннотаций топонимов, аккумулированных ими в процессе их исторического  существования. Топонимия, а также  лексика с пространственным значением, характерная для литературно  – художественных произведений, в  дальнейшем вбирают в себя содержание всего текста и приобретают символическое  значение. Становясь знаками тех  или иных исторических событий, изображенных в тексте, например «Тихий Дон» (М. Шолохов) или «Собор Парижской Богоматери» (В. Гюго).

Таким образом, стоит сделать вывод  о том, насколько важно для  понимания особенностей пространства провести анализ топонимов, имеющих  место в тексте. Именно они дают наиболее конкретную и ясную информацию, из которой можно делать выводы о характере пространства в данном тексте. Так, например, если в тексте используется топоним, то есть, назван конкретный географический объект, в котором происходит действие, мы сразу может охарактеризовать пространство в данном тексте как конкретное, географическое. Это позволяет нам лучше понять текст и особенности текстового пространства.

Лексические экспликаторы художественного пространства, употребляющиеся в разных текстовых  фрагментах, функционально – семантически сближаются и образуют в тексте функционально  – текстовые парадигмы слов с  пространственным значением. Анализ их семантики в соотнесенности с развитием сюжета позволяет говорить о монотопической и политопической структурах литературно – художественного пространства. В первом случае текстовое пространство организуется вокруг одной точки: это может быть город, комната, деревня. При этом пространственная конкретизация достигается благодаря дискретизации, выделению и описанию частных пространственных объектов внутри основного пространства. Для этой структуры характерно описание конкретного места и ближайших окрестностей, то есть основной точки локализации описывемого события и множества точек субъектно – объектной локализации, близких по расстоянию к основной и окружающих ее. Это тип замкнутого пространства.

Во  втором случае, когда текстовое пространство имеет политопическую структуру, оно  организуется вокруг двух и более  точек локализации событий и  создается расстояниями между этими  точками. Для формирования таково пространства важны идеи расстояний. Их измерения  в параметрах «далеко – близко», и идея перемещения из одной точки  в другую как по горизонтали, так  и по вертикали.

Информация о работе Особенности выражения пространства в рассказах О. Генри