Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении особенностей категории пространства в рассказах О. Генри.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие
задачи:
• сбор фактического материала;
• исследование понятия «пространство» и «время»;
• исследование художественных особенностей языка писателя;
• выработка методики исследования;
• анализ англоязычных текстов;
Введение
Глава 1.
1. 1. Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте
1. 2. Особенности художественного пространства
Глава 2.
2. 1. Характеристика творчества и языковых приемов О. Генри
2. 2. Анализ категории пространства в художественном тексте
2. 3. Особенности категории пространства в рассказах О'Генри
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
Глава 1.
Глава 2.
2. 2. Анализ категории пространства в художественном тексте
2. 3. Особенности категории пространства в рассказах О'Генри
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Исследование художественного пространства – времени оказалось одной из отличительных черт литературоведения XX-XXI века, что обусловлено как произошедшими в начале и первой половине 20 столетия изменениями в общенаучной картине мира, так и одновременно перемещением центра внимания наук об искусстве с историей процесса на феномен произведения.
Художественное пространство и время являются неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу, театр и др. Время и пространство имеют, прежде всего, сюжетное значение, являются организационными центрами основных описываемых автором событий, служат как средство познания и осмысления действительности.
Пространство как важнейшая
категория бытия и универсалия
человеческого опыта служит основой
для моделирования сюжетной и
смысловой структуры
Восходя еще к попытке Лессинга определить отношения между произведением искусства, пространством и временем, исследование художественного пространства велось в самых разных направлениях. На современном этапе своего развития теория художественного пространства приобрела новое звучание в связи с развитием концепции семиотических систем, появлением новых данных о восприятии человеком пространства и способах представления знаний о пространстве в языке.
Изучение специфики
У истоков изучения художественного времени и пространства в отечественном литературоведении стояли В. Пропп, Ф. Зелинский, В. Виноградов, А. Цейтлен. Перу А. Цейтлен принадлежит одно из первых определений понятия художественного времени в «Литературной энциклопедии».
Мы можем утверждать, что проблема, затронутая в данной курсовой работе, является мало исследованной. Разумеется, существует множество работ, посвященных особенностям творчества известного английского писателя О. Генри. Но категория пространства в произведениях писателя осталась темой неизученной. Мы считаем, что данная проблема требует особого к себе внимания и тщательного рассмотрения, что и обусловило актуальность и определило тему данной работы.
Объект исследования - рассказы английского писателя О. Генри.
Предмет исследования - особенности выражения категории пространства в произведениях О. Генри.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей категории пространства в рассказах О. Генри.
задачи:
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
Цель и задачи исследования определяют структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из нескольких подразделов, заключения, списка использованной литературы.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте
Изучение специфики
Этот вопрос рассматривался еще в трудах Г.Э. Лессинга и Г.Ф. Гегеля, научных работах А.А. Потебни, М.М. Бахтина, Я. Мукаржовского, В.Б. Шкловского, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Д.С. Лихачева и И.Б. Роднянской, С.И. Сухих, А.Б. Есина и др.
Лингвистический анализ художественного текста в пространственном измерении осуществляется в двух аспектах: по – первых, сам текст рассматривается как определенным образом организованное семантическое, формально – грамматическое и графическое пространство; во – вторых, исследуются пространственно – временные отношения, характерные для моделей мира, воплощенные в художественном тексте. В данном подразделе именно второй аспект является основным предметом рассмотрения.
В реальности наблюдается нерасчлененность существования во времени и пространстве. Все существующие модели мира, в том числе индивидуально – художественные, отражают это нерасторжимое единство времени и пространства, хотя хронологическая последовательность в художественном тексте вступает в противоречие с реальным течением времени.
Время и пространство уникальны, ибо имеют не объективную основу своего существования, а субъективную: в художественном тексте автор создает условное время и пространство, именно автор определяет местоположение персонажей и временной период развития сюжета. Писатель «отражает в создаваемом им произведении реальные пространственно-временные связи, выстраивая параллельно реальному ряду свой, перцептуальный, творит и новое - концептуальное - пространство, которое становится формой осуществления авторской идеи».
Итак, мы выяснили, что художественное пространство неразрывно связано с художественным временем.
Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте выражается в следующих основных аспектах:
Осознание взаимосвязи пространства-
В лингвистике текста чаще всего вместо термина «хронотоп» используют термин «континуум».
Многое сделал для обоснования
необходимости введения в лингвистический
анализ текста категории континуума
и для раскрытия ее существенных
признаков И. Р. Гальперин. Он подчеркивал,
что данная категория связана
с отображением в тексте нерасчлененного
потока движения во времени и пространстве,
которое заключается в
Кроме того, хронотоп имеет определенную структуру: на его основе вычленяются сюжетообразующие мотивы - встреча, разлука и т.п. Обращение к категории хронотопа позволяет построить определенную типологию пространственно-временных характеристик, присущих тематическим жанрам: различаются, например, идиллический хронотоп, который характеризуется единством места, ритмической цикличностью времени, прикрепленностью жизни к месту - родному дому и т.п., и авантюрный хронотоп, для которого характерен широкий пространственный фон и время «случая». Художественное пространство, как и художественное время, исторически изменчиво, что отражается в смене хронотопов и связано с изменением концепции пространства-времени.
Например, в XX в. относительно стабильная предметно-пространственная концепция сменяется нестабильной (см., например, импрессионистическую текучесть пространства во времени). Смелое экспериментирование со временем дополняется столь же смелым экспериментированием с пространством. Так, романам «одного дня» часто соответствуют романы «замкнутого пространства». В тексте одновременно могут совмещаться пространственная точка зрения «с птичьего полета» и изображение локуса с конкретной позиции. Взаимодействие временных планов сочетается с нарочитой пространственной неопределенностью. Писатели обращаются к деформации пространства, что отражается в особом характере речевых средств. Так, например, в романе К. Симона «Дороги Фландрии» устранение точных временных и пространственных характеристик связано с отказом от личных форм глагола и заменой их формами причастий настоящего времени. Усложнение повествовательной структуры обусловливает множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие.
Одновременно в литературе XX в. усиливается интерес к мифопоэтическим образам и мифопоэтической модели пространства-времени. Таким образом, изменения концепции времени-пространства в науке и в мировосприятии человека неразрывно связаны с характером пространственно-временного континуума в произведениях литературы и типами образов, воплощающих время и пространство.
Воспроизведение
пространства в тексте определяется
также литературным направлением, к
которому принадлежит автор: для
натурализма, например, стремящегося создать
впечатление подлинной
Таким
образом, на основе всего вышеперечисленного,
можно сделать следующие
Но неизменным остается тот факт, что континуум как особая категория художественного текста, обозначающая пространственно – временное единство играет исключительно важную роль в организации его содержания и в отображение знаний автора об устройстве мира. При этом пространство и время, неотделимые друг от друга в реальности, в тексте также воплощаются в их нерасторжимом единстве. В то же время практический лингвистический анализ этих категорий предполагает их рассмотрение по отдельности. В данном конкретном случае, нас интересует более подробное рассмотрение теоретические аспекты категории пространства.
Информация о работе Особенности выражения пространства в рассказах О. Генри