Подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Аспект «Аудирование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 01:16, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – разработать систему упражнений, способствующую наиболее эффективной подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ЕГЭ по аудированию и разработка методических рекомендаций для учителей английского языка по работе над аудированием в свете требований ЕГЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Единый государственный экзамен как современное средство оценивания результатов. Аудирование в свете ЕГЭ.…………………………..7
1.1. Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку..………………………………………………...7
1.2. Понятие и механизмы аудирования как вида речевой деятельности. Анализ раздела «Аудирование» ЕГЭ…………….10
1.3. Система оценивания результатов по аудированию в ЕГЭ ...….16
1.4. Причины и способы устранения типичных ошибок при выполнении раздела «Аудирование» ЕГЭ………………….……18
Выводы по главе I………………………………………………………………..22
ГЛАВА ІI Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ………………………………………………………..……24
2.1. Анализ УМК «New Millennium English – 11» с целью определения эффективности используемых аудиоматериалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении аудированию……………24
2.2. Анализ практики использования аудиоматериалов в 11 «а» классе учителями английского языка СОШ №3………………………...32
2.3. Технология работы с аудиотекстами УМК «New Millennium English – 11» для успешной подготовки учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ…………………………….35
2.4. Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по аудированию………………………………………………………..47
Выводы по главе ІI………………………………………………………………52
Заключение ………………………………………………………………………54
Используемая литература ………………………………………………………57
Приложения……………………………………………………………………...62

Работа состоит из  1 файл

диплом но немой.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)
ify">     Такая новая форма экзамена требует  хороших знаний предмета, предварительной  психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

     В современном мире экзамен по иностранному языку должен проверять уровень  активного владения им в различных  жизненных ситуациях. В нашей  стране экзамен апробирован в нескольких городах. Единый государственный экзамен основан на тестовых заданиях и разработан в традициях современных европейских экзаменационных технологий. Учителя, готовящие учащихся к единому государственному экзамену, должны хорошо представлять его построение, иметь пробные материалы, которые издаются издательством “Дрофа”, «Просвещение» и различными учебными пособиями.

     Что характеризует Единый Государственный Экзамен по английскому языку:

    • Оценивает умение говорить, писать, читать на английском языке и воспринимать английскую речь на слух в жизненных ситуациях.
    • Гарантирует объективную оценку, (все экзаменаторы проходят специальную подготовку, каждая работа проверяется дважды, двумя независимыми экспертами-экзаменаторами).
    • Соответствует международным стандартам, поэтому, готовясь к этому экзамену, выпускники готовятся к различным международным экзаменам.
    • Соответствует требованиям российского образовательного стандарта по английскому языку и экзаменационной программе.
    • Выпускники имеют возможность заранее подробно ознакомиться с теми требованиями, которые будут предъявляться на экзамене, а также с базовыми принципами его проведения.

     Новый экзамен ориентирует учителя  на использование современных технологий на уроках английского языка школьными  учителями. 
 
 

    1. Понятие и механизмы аудирования  как вида речевой  деятельности. Анализ раздела «Аудирование»  ЕГЭ
 

     Термин  «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух» [20].

          По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н «аудирование» - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой

Перцептивную, мыслительную, мнемическую деятельность. Перцептивную-

потому  что осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную – потому что ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти [25;117].

     Гальскова Н.Д. и Гез Н.И.  охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [23;161].

          Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:

  • аудирование реализует устное и непосредственное общение;
  • оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения;
  • основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная.

     Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность 
общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение - процесс 
двусторонний, то недооценка аудирования, то есть восприятия и 
понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на 
языковой подготовке школьников. Так как часто именно 
несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения 
общения. Высказывания учащихся о том, что они порой не понимают 
обращённых к ним вопросов, подтверждает тот факт, что пониманию 
речи на иностранном языке нужно учить специально. Навыки 
аудирования формируются только в процессе восприятия речи на 
слух. При этом есть потребность понимать речь разного темпа, 
разного интонационного оформления и разного уровня правильности. 
Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на 
иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, 
основополагающих для данного вида речевой деятельности:

          1)   опознание звукового потока;

          2)   восприятие  значения аудируемых единиц;

          3) выявление значимой информации в аудируемом тексте     (И.А.Зимняя) 
      В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты 
понимания информации различаются два вида аудирования:

  • аудирование с полным пониманием;
  • аудирование с пониманием основного содержания текста    

(И.Л. Бим).

     В.П. Кузовлёв, по УМК которого работает большинство  
общеобразовательных школ на данный момент, выделяет ещё один вид  
аудирования - аудирование с целью извлечения нужной или 
интересующей информации. 

     В современной методике аудирование может выступать как цель и как средство обучения. В реальной школьной практике эти две функции, 
естественно, тесно переплетаются. Аудирование как средство 
обучения обеспечивает знакомство учащихся с новым языковым и 
речевым материалом, выступает как средство формирования навыков и 
умений во всех других видах речевой деятельности, способствует 
поддержанию достигнутого уровня владения речью, формирует 
собственно аудитивные навыки. Как цель обучения аудирование 
понимают, когда учащиеся средствами аудирования получают 
какую-либо информацию. Это может быть текст, фильм и т.д.

     При отборе текста для аудирования учитываются  его языковые 
особенности, содержательная характеристика и композиционные 
особенности. При оценке психологических особенностей обучаемого, 
прежде всего, учитываются его речевой слух, внимание и память, 
способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, 
уровень развития внутренней речи и мотивация.

     Как известно, речь – основная составляющая мышления. На основе этого можно сделать вывод, что без овладения речью во всех ее видах невозможно научиться правильно читать, а аудирование – прекрасный способ для тренировки проговаривания. Аналогично дело обстоит и с письмом, где наряду с памятью у человека работает еще и внутренняя речь, и, не отдавая себе отчета, человек проговаривает то, что пишет. Что касается говорения, то, как уже указывалось выше, оно не возможно без умения слушать и понимать речь собеседника, а так как основными формами общения на уроке иностранного языка являются диалог и монолог, то обучение аудированию очень важно для свободной коммуникации учащихся.

     Таким образом, мы видим, что  аудирование как вид речевой  деятельности может выступать как целью, так и средством при обучении аудированию в средней школе.

     В Едином Государственном Экзамене аудирование  рассматривается как цель обучения. В ЕГЭ по английскому языку включены задания на проверку сформированности умений следующих видов аудирования:

  1. Извлечение необходимой информации (задание B1-В6).              По-английски это звучит как listening for specific information или selective listening. Цель данного вида аудирования - вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. При этом орфографические и грамматические ошибки не учитываются. Продолжительность звучания текстов - две минуты.
  2. Понимание основного содержания, с извлечением основной информации (задание B8). По-английски это звучит как listening for gist или skill listening. Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного.

     Тренировочные задания, нацеливающие на этот вид аудирования, включают в себя ответы на вопросы  по основному содержанию, определение темы и коммуникативного намерения говорящего, составление/выстраивание плана прослушанного аудиотекста, перечисление основных фактов, прогнозирование содержания по заголовку перед прослушиванием. Пять человек (по 40-50 секунд каждый) высказывают свою точку зрения на одну и ту же проблему (чем должна быть школа, какую одежду они носят и почему, роль английского языка в мире и т. д.)

  1. Полное понимание содержания и смысла (задания А8-А14).  По-английски это звучит как listening for detailed comprehension. В отечественной методике также используется термин детальное аудирование. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.

     Таким образом, в рамках содержательного аспекта должно происходить развитие и совершенствование различных видов аудирования как комплексного речевого умения. Технологический аспект предполагает знакомство со спецификой заполнения бланков ответов ЕГЭ, тренировку в выполнении тестовых заданий различного типа.

     На практике умение аудирования остаётся одним из наиболее сложных речевых умений, а раздел «Аудирование» – одной из наиболее трудных частей ЕГЭ. С самого начала обучения английскому языку в школе необходимо выбирать учебники и пособия, снабжённые качественными и интересными для соответствующего возраста аудиоматериалами, направленных на формирование слухо-произносительных и рецептивных лексико-грамматических навыков, на совершенствование слуховой памяти, внутренней речи и т.д.

     Умения  в аудировании с различными целями (для понимания основной информации, для извлечения специфической информации, для полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом. Среди них следует назвать:

      •   умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;

      • умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);

      •   умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;

      •   умение прогнозировать развитие высказывания;

      •     умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;

      •    умение понимать причинно-следственные связи в тексте;

      • умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);

      •   умение делать выводы из услышанного;

      •   умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания);

     Формирование  необходимых навыков данного  вида аудирования происходит во время выполнения послетекстовых заданий, а именно ответить на вопросы по всем фактам, определить последовательность фактов и событий, догадаться о значении незнакомых слов и выражений из контекста, сделать выводы, обобщить и интерпретировать информацию из прослушанного текста. Интервью звучит 3-3,5 минуты. Нужно выбрать наиболее подходящий ответ из трех предложенных. Каждая запись звучит дважды. В таблице №1 показана структура и содержание раздела «Аудирование»:

                                                                                                         Таблица №1

Уровень Вид аудирования Кол-во вопросов/ заданий Проверяемые умения Тип текста Тип задания
Базовый Извлечение  необходимой информации      6 Извлекать необходимую  информацию Объявления Краткий ответ/дополнение
Повышенный Понимание основного  содержания      5 Определять  основную мысль 5 коротких высказывания Установление  соответствия
Высокий Полное понимание  услышанного      7 Делать выводы Итнервью Множественный выбор

Информация о работе Подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Аспект «Аудирование»