2.1.
Подготовительный этап (до прослушивания):
а)
работа с графическим текстом;
б)
работа с аудитивными текстами-упражнениями;
в)
выполнение тренировочных упражнений
на восприятие отдельных
языковых
явлений на слух;
г)
самостоятельное аудирование.
2.2.
Основной этап – слушание целевого текста;
3.
Заключительный этап (после прослушивания):
а)
контроль/самоконтроль понимания текста;
б)
анализ результатов аудирования
- В результате
проведенного исследования удалось установить,
что:
–
аудирование аутентичных текстов
представляет большую трудность
для
учащихся;
–
в процессе аудирования учащиеся
стараются распознать, в основном,
речевые
формы и недостаточно заботятся
о смысле звукового сообщения;
–
в процессе аудирования аутентичных
текстов учащиеся допускают практически
одни и те же ошибки;
―
особую трудность для учащихся представляют
темп предъявляемых
сообщений
и индивидуальные особенности произношения.
- Предложенный
комплекс упражнений для учащихся и методические
рекомендации для учителей представляются
эффективными в процессе обучения аудированию
и могут использоваться в школах при подготовке
к сдаче раздела «Аудирование» в ЕГЭ.
Заключение
Цель
проведенной нами работы состояла в разработке
такой системы упражнений для учащихся
и методических рекомендаций для учителей,
наиболее эффективно помогающих подготовить
учащихся к успешному выполнению заданий
раздела «Аудирование» ЕГЭ. Подводя итоги
данной дипломной работы, мы пришли к следующим
выводам:
- Теоретические
положения, которые были подвергнуты анализу
в первой части работы, были рассмотрены
и конкретизированы применительно к объекту
исследования – подготовке учащихся общеобразовательной
школы к сдаче Единого государственного
экзамена.
- Единый Государственный
Экзамен представляет собой экзамен с
использованием заданий стандартизированной
формы – контрольных измерительных материалов,
выполнение которых позволяет установить
уровень освоения участниками ЕГЭ федерального
государственного стандарта среднего
(полного) общего образования. ЕГЭ по иностранному
языку основан на тестовых технологиях.
Цель экзаменационного теста – проверить
уровень сформированности речевых и языковых
умений выпускников общеобразовательных
учреждений в рамках ЕГЭ по иностранному
языку (английский язык).
- Посредством
тестовых заданий различных типов и уровней
сложности, через различные виды речевой
деятельности в ЕГЭ оценивается уровень
сформированности коммуникативной
компетенции участников экзамена
- Аудирование
– это восприятие и понимание иностранной
речи на слух. От уровня сформированности
аудитивных навыков во многом зависит
успех овладения языком в целом – общение
невозможно без умения понять речь других
людей.
- Аудирование
помогает сформировать не только аудитивные
навыки, но и навыки и умения говорения,
чтения и письма. А также способствует
ознакомлению с новым языковым (фонетическим,
лексическим, грамматическим) или речевым
материалом.
- В ходе исследования
были выявлены наиболее частые ошибки,
совершаемые учащимися в процессе аудирования
аутентичных текстов и составлена их типология.
- Практический
опыт обучения иностранному языку, практика
устного перевода и просто общения на
иностранном языке убеждают в том, что
аудирование является одним из самых сложных
видов речевой деятельности. О том, что
аудирование является самым сложным разделом
при подготовке к сдаче ЕГЭ, свидетельствуют
данные проведенного нами анкетирования
среди учащихся средней школы и беседа
с учителем английского языка.
- Одной из
самых важных и насущных проблем в обучении
иностранным языкам на современном этапе
является проблема выбора средств обучения,
а именно учебников и учебных пособий.
Идеальных учебников не существует, но
мы остановили свой выбор на «New Millennium
English»
- Анализ использования
аудиоматериалов в данном УМК выявил,
что предложенные в нем аудио (и прочие)
материалы отвечают параметрам и критериям
аутентичности, и, следовательно, использование
данного УМК именно на старшем этапе не
только целесообразно, но и необходимо,
так как этот вид речевой деятельности
обеспечивает приобретение тех умений
и навыков, которые реально помогут выпускникам
общаться на иностранном языке, не испытывая
трудностей, связанных с пониманием иноязычной
речи на слух, а самое главное, поможет
им преодолеть трудности в подготовке
к сдаче ЕГЭ.
- Разработанный
и апробированный на педагогической практике
комплекс упражнений подтвердил эффективность
предлагаемой технологии обучения аудированию
при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
- На основе
различных учебных пособий по подготовке
к ЕГЭ по английскому языку нами были отобраны
методические рекомендации, предназначенные
оказать помощь учителям по проведению
подготовки учащихся к успешному выполнению
заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ, а
также могут быть использованы абитуриентами
как дополнительный материал в подготовке
к экзамену.
Вопросы
к беседе с учителем
Время
проведения: 10 декабря 2010
Место
проведения: Заболотовская СОШ №3
Постановка
проблемы: Какое учебно-методическое пособие
в лучшей степени помогает подготовить
учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Основные
вопросы беседы:
- Ф.И.О., стаж
работы.
- Считаете
ли Вы проведение внешнего независимого
оценивания адекватно отражающим знания
и умения учеников?
- Какой из
разделов ЕГЭ оказался наиболее сложным
для учащихся?
- По каким
учебно-методическим пособиям в Вашей
школе проводится подготовка учащихся
11-х классов к сдаче ЕГЭ по английскому
языку?
- Какие учебно-методические
комплексы, на Ваш взгляд в лучшей степени
помогают сформировать у учащихся аудитивные
навыки для успешной сдачи ЕГЭ. Почему?
- Используете
ли вы дополнительные материалы для развития
аудитивных навыков учащихся?
- Как часто
Вы проводите аудирование на своих уроках?
- Соответствуют
ли результаты Ваших учащихся шкале оценивания,
представленной в ЕГЭ?
- Какие основные
трудности при аудировании возникают
у Ваших учащихся?
АНКЕТА
«РАЗДЕЛ
«АУДИРОВАНИЕ» В ЕГЭ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
Название
учебного заведения
Дата опроса:____________
_________________________________________________
Класс:
_____________
№
п/п |
Содержание вопроса |
Выбранный
ответ (отметьте галочкой) |
1 |
Владеете ли
вы информацией о содержании и типах
заданий в ЕГЭ? |
|
А)
ДА |
|
Б)
НЕТ |
|
В)
Затрудняюсь ответить |
|
2 |
На Ваш взгляд
в достаточной ли степени Вы подготовлены
к сдаче ЕГЭ? |
|
А) ДА |
|
Б) НЕТ |
|
В) Затрудняюсь ответить |
|
3 |
Выполняли ли Вы
задания сходные по структуре
и содержанию ЕГЭ? |
|
А)
ДА, на каждом уроке |
|
Б)
Иногда |
|
В)
Выполняли, но редко |
|
Г)
Никогда |
|
4 |
Задания какого
раздела оказались для Вас
наиболее трудными для выполнения? |
|
А)
Грамматика и лексика |
|
Б)
Чтение |
|
В)
Письмо |
|
Г)
Аудирование |
|
5 |
Какие из предложенных
материалов на Ваш взгляд наиболее
эффективны для подготовки к ЕГЭ?
Оцените по 5-ти балльной шкале. |
|
А)
Аудио ресурсы по подготовке к
ЕГЭ, содержащиеся в сети Интернет |
|
Б)
Материалы школьного учебника |
|
В)
Прослушивание радио и ТВ программ
на английском языке |
|
|
Г) Аудиокниги |
|
|
Д) Непосредственное
общение с носителем языка |
|
6 |
По материалам
какого учебного пособия Вы занимаетесь
на уроках английского языка? |
|
|
Напишите: |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Использовались
ли на занятиях по английскому языку
дополнительные учебные материалы
для подготовки к ЕГЭ? Если Да, то
какие? |
|
|
Напишите: |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Достаточно
ли в Вашем учебном пособии
заданий на аудирование? |
|
|
А) Да |
|
|
Б) Нет |
|
|
В) Затрудняюсь
ответить |
|
|
Г) Другое: |
|
9 |
Какое из учебных
пособий, по которому Вы занимались, в
наибольшей степени помогло Вам
улучшить умение в аудировании? И
почему? |
|
|
Напишите: |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Достаточно
ли часто Вы занимались аудированием
на уроках английского языка? |
|
|
А) На каждом уроке |
|
|
Б) Очень редко |
|
|
В) Иногда |
|
|
Г) Никогда не
занимались |
|
11 |
С какими трудностями
Вы сталкиваетесь в заданиях на аудирование? |
|
|
А) Большое количество
незнакомой лексики, которая мешает
пониманию |
|
|
Б) Мне сложнее
воспринимать мужскую речь |
|
|
В) мне сложнее
воспринимать женскую речь |
|
|
Г) Трудность, связанная
с пониманием речи носителей языка |
|
|
Д) Быстрый темп
речи диктора |
|
|
Е) у меня не возникает
никаких проблем с аудированием |
|
|
Ж) Другое: |
|
Благодарим
за участие в анкетировании!
Используемая
литература
- Аванесов
В.С. Два лика образовательной политики.
«Независимая газета», 5.10. 2000г. Подробнее:
Аванесов В.С. «Куда ведут реформы образования?»
Народное образование, № 5, 2001 г. стр. 26-32.
- Балыхина
Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии.
– М: МГУП, 2000. – 161 с.
- Баккер С.
Экспертное заключение. В сб.: «Оценка
образовательных достижений в рамках
национальных экзаменов». Материалы и
тезисы докладов Межд. конф. 13-15 декабря
2004г. Стр. 258. – М.: Изд-во «Уникум-центр»,
2005. – 279с.
- Баранов СП.
Сущность процесса обучения. М., 1986
- Бим И.Л., Каменецкая
Н.П. О преподавании иностранных языков
на современном этапе. // ИЯШ - 1995, № 3 - С.
6 - 11.
- Болотов В.А.
Единый государственный экзамен в общероссийской
системе оценки качества образования.
с.11-12. В сб.: «Оценка образовательных достижений
в рамках национальных экзаменов». Материалы
и тезисы докладов Международной конференции.
13-15 декабря 2004г. – М.: Изд-во «Уникум-центр»,
2005. – 279с.
- Болотов В.А.
(редактор) Единый государственный экзамен.
Сборник статей. – М.: Логос, 2002. – 208 с.
- Буланова-Топоркова
М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков
Г.В. Педагогические технологии: учеб.
пособие для студ. педагогических специальностей.
Р.-на Дону, 2002.
- Васильев
В. Проектно – исследовательская технология:
развитие мотивации / В. Васильев // Народное
образование. – 2000. – № 9. – С. 177 – 180.
- Выготский
Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. М., 1983.
- Гез. Н.И.
Роль условий общения при обучении слушанию
и говорению /Н.И. Гез //Иностранные языки
в школе – 1981 - №5 – С. 32
- Готовимся
к единому государственному экзамену:
Обществознание /Под ред. Л.Н.Боголюбова.
– М.: Дрофа, 2003.
- Зиновьев
А.А. Введение в логическую социологию.
Социально-гуманитарные знания , Москва
2000 , № 4
- Звонников,
В.И. Современные средства оценивания
результатов обучения: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Звонников,
М. Б. Челышкова.- М.: Академия, 2007. -224с.
- Единый государственный
экзамен. Сборник нормативных документов.
– М.: Минобразования РФ, 2002. – 233 с
- Елухина
Н.В Основные трудности аудирования и
пути их преодоления / Н.В. Елухина // Иностранные
языки в школе – 1987 - №1 - С. 18.
- Книга для
учителя к учебнику для 8 класса общеобразовательных
учреждений / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа // -
М.: Глобус, - 2001. – 178 с.
- Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010 года//Настольная книга
учителя иностранного языка: Справ.-метод.
пособие/Сост. В.В.Копылова. – М.: ООО “Издательство
АСТ”:ООО “Издательство Астрель”, 2004.
- 446 с.
- Конышева
А.В. Организация самостоятельной работы
учащихся по иностранному языку. - С-Пб.:
КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”,
2005. – 208с.
- З.А.Кочкина,
статья «Аудирование: Что это такое?» впервые
была//журнал «Иностранные языки в школе»//.-
1964, №5.
- Маркс К;
Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т. 13, с. 7.
- Методика
обучения английскому языку на начальном
этапе в средней школе / Т.Е. Сахарова, Ф.М.
Рабинович, Г.В. Рогова // - М.: Просвещение,
1991. – 385 с.
- Методика
обучения иностранным языкам в средней
школе: учебник / Н.И.Гез, М.В. Ляховицкий,
А.А. Миролюбова / – М.: Высш. школа, 1982. –
373 с.
- Методика
обучения иностранным языкам в начальной
и основной общеобразовательной школе
(Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: “Феникс”,
2004.
- Методика
обучения английскому языку на начальном
этапе в средней школе/Г.В. Рогова, И.Н.
Верещагина //М.: Просвещение - 1988 – 306 с.
- Мильруд
Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному
говорению.//Инлстр.яз.в школе. - №1, 1999.
– С. 15 – 18
- Министерство
образования Российской Федерации Приказ
№1306, 09.04.02. «Об утверждении Положения
о проведении единого государственного
экзамена. Зарегистрировано Минюстом
России 08.05.2002 № 3420.
- Натальин
В.П., Натальина С.А., Паращук В.Ю. Тестовый
контроль аудирования на уроках английского
языка в 8 классе. // ИЯШ - 1991, № 1 - С.46 - 48.
- Нейман Ю.М.
Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования
и параметризации педагогических тестов.
Москва: Прометей, 2000.
- Нейман Ю.М.
Шкалирование результатов единого госэкзамена.
– М: ЦТМО, 2002.
- Общая методика
обучения иностранным языкам: учебник
/ М.В. Ляховицкий // - М., 1991. – 290 с.
- Обучение
учащихся средней школы пониманию иностранной
речи на слух / М.Л. Вайсбурд // - М.: Просвещение,
1985. – 168 с.
- Основы обучения
устной иноязычной речи / А.П. Старков
// М.: Просвещение, 1988. – 215 с.
- О теоретико-информационных
параметрах устной и письменной форм языка//Проблемы
структурной лингвистики / Р.Г. Пиотровский
// М.: Просвещение, - 1982. – 315 с.
- Полат Е.
С. Технология телекоммуникационных проектов
/ Е. С. Полат // Наука и школа. – 1997. –
№ 4. – С. 31 – 32
- Практическая
методика обучения иностранному языку:
учебник / Я.М. Колкер // - М., - 2000. – 193 с.
- Психология
обучения иностранному языку: учебник
/ В.А. Артемов // М.: Просвещение - 1969.
– 180 с.
- Психология
обучения иностранным языкам в школе:
учебник / И.А. Зимняя / - М., - 1991. – 263
с.
- Соловова
Е.Н. Методика обучения иностранным языкам:
Базовый курс лекций: Пособие для студентов
пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение,
2003.- С. 124-139.
- Ткаченко
Р.Г., Роговская Б.И. Карлайл М.С. О речи
учителей на уроке". - ИЯШ - 1984 - №2 - с.
57.
- Ткаченко
Р.Г., Роговская Ф.И., Карлайл М.С. Урок английского
на английском. – М., 1993.
- Теория обучения
иностранному языку. Лингводидактика
и методика: учебник / Н.Д. Гальскова, Н.И.
Гез / - М.: Высш. школа, 1986. – С. 284
- Фурсенко,
А. Образовательные стандарты нуждаются
в изменении. 2005. http://www.nonews.ru/
- Хлебников
В.А. (редактор) Развитие системы тестирования
в России. – Материалы ежегодной Всероссийской
конференции. – М: ЦТМО, 2001-2003.
- Челышкова,
М.Б. Теория и практика конструирования
педагогических тестов/ М.Б.Челышкова.
– М., 2001.- 260с.
- Челышкова
М.Б. Разработка педагогических тестов
на основе современных математических
моделей. – М: МИСИС, 1995.
- Шамова Т.И.,
Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации
школьников. Ж. Завуч 1,1998г.
- Шаповалов
В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила
и приемы успешной сдачи экзаменов. М.,
2004
- Шмелев А.Г.
(редактор) Тесты для старшеклассников
и абитуриентов. Телетестинг.– Москва:
Первое сентября, 2000. – 132с
- Щукин А.Н.
Обучение иностранным языкам: Теория и
практика: Учеб. пособие для препод. и студ.
2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006.
– 480 с.
- Язык, речь,
речевая деятельность / А. Леонтьев // М.:
Просвещение, - 1985. – 330 с.
- Якунин В.А.
Педагогическая психология: Учеб. пособие.
– СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349с.
- Уайзер Г.,
Фоломкина С. Развитие понимания устной
речи в 5 - 6 классах
- http://www.spasem-shkolu.p-rossii.ru/;
http://testolog.narod.ru/ и др.
- http://www.5ballov.ru/news/edu_rus/index.shtml?2005/11/23/49511
- http://www1.ege.edu.ru
- http://www.fipi.ru
- www.regnum.ru/news/268128.html