Подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Аспект «Аудирование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 01:16, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – разработать систему упражнений, способствующую наиболее эффективной подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ЕГЭ по аудированию и разработка методических рекомендаций для учителей английского языка по работе над аудированием в свете требований ЕГЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Единый государственный экзамен как современное средство оценивания результатов. Аудирование в свете ЕГЭ.…………………………..7
1.1. Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку..………………………………………………...7
1.2. Понятие и механизмы аудирования как вида речевой деятельности. Анализ раздела «Аудирование» ЕГЭ…………….10
1.3. Система оценивания результатов по аудированию в ЕГЭ ...….16
1.4. Причины и способы устранения типичных ошибок при выполнении раздела «Аудирование» ЕГЭ………………….……18
Выводы по главе I………………………………………………………………..22
ГЛАВА ІI Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ………………………………………………………..……24
2.1. Анализ УМК «New Millennium English – 11» с целью определения эффективности используемых аудиоматериалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении аудированию……………24
2.2. Анализ практики использования аудиоматериалов в 11 «а» классе учителями английского языка СОШ №3………………………...32
2.3. Технология работы с аудиотекстами УМК «New Millennium English – 11» для успешной подготовки учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ…………………………….35
2.4. Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по аудированию………………………………………………………..47
Выводы по главе ІI………………………………………………………………52
Заключение ………………………………………………………………………54
Используемая литература ………………………………………………………57
Приложения……………………………………………………………………...62

Работа состоит из  1 файл

диплом но немой.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)

     2.1. Подготовительный этап (до прослушивания):

     а) работа с графическим текстом;

     б) работа с аудитивными текстами-упражнениями;

     в) выполнение тренировочных упражнений на восприятие отдельных

     языковых  явлений на слух;

     г) самостоятельное аудирование.

     2.2. Основной этап – слушание целевого текста;

     3. Заключительный этап (после прослушивания):

     а) контроль/самоконтроль понимания текста;

     б) анализ результатов аудирования

    1. В результате проведенного исследования удалось установить, что:

     – аудирование аутентичных текстов  представляет большую трудность

     для учащихся;

     – в процессе аудирования учащиеся стараются распознать, в основном,

     речевые формы и недостаточно заботятся  о смысле звукового сообщения;

     – в процессе аудирования аутентичных  текстов учащиеся допускают практически одни и те же ошибки;

     ― особую трудность для учащихся представляют темп предъявляемых

     сообщений и индивидуальные особенности произношения.

  1. Предложенный комплекс упражнений для учащихся и методические рекомендации для учителей представляются эффективными в процессе обучения аудированию и могут использоваться в школах при подготовке к сдаче раздела «Аудирование» в ЕГЭ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

     Цель  проведенной нами работы состояла в разработке такой системы упражнений для учащихся и методических рекомендаций для учителей, наиболее эффективно помогающих подготовить учащихся к успешному выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ. Подводя итоги данной дипломной работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Теоретические положения, которые были подвергнуты анализу в первой части работы, были рассмотрены и конкретизированы применительно к объекту исследования – подготовке учащихся общеобразовательной школы к сдаче Единого государственного экзамена.
  2. Единый Государственный Экзамен представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов, выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. ЕГЭ по иностранному языку основан на тестовых технологиях. Цель экзаменационного теста – проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений в рамках ЕГЭ по иностранному языку (английский язык).
  3. Посредством тестовых заданий различных типов и уровней сложности, через различные виды речевой деятельности в ЕГЭ оценивается уровень сформированности коммуникативной компетенции участников экзамена
  4. Аудирование – это восприятие и понимание иностранной речи на слух. От уровня сформированности аудитивных навыков во многом зависит успех овладения языком в целом – общение невозможно без умения понять речь других людей.
  5. Аудирование помогает сформировать не только аудитивные навыки, но и навыки и умения говорения, чтения и письма. А также способствует ознакомлению с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.
  6. В ходе исследования были выявлены наиболее частые ошибки, совершаемые учащимися в процессе аудирования аутентичных текстов и составлена их типология.
  7. Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. О том, что аудирование является самым сложным разделом при подготовке к сдаче ЕГЭ, свидетельствуют данные проведенного нами анкетирования среди учащихся средней школы и беседа с учителем английского языка.
  8. Одной из самых важных и насущных проблем в обучении иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий. Идеальных учебников не существует, но мы остановили свой выбор на «New Millennium English»
  9. Анализ использования аудиоматериалов в данном УМК выявил, что предложенные в нем аудио (и прочие) материалы отвечают параметрам и критериям аутентичности, и, следовательно, использование данного УМК именно на старшем этапе не только целесообразно, но и необходимо, так как этот вид речевой деятельности обеспечивает приобретение тех умений и навыков, которые реально помогут выпускникам общаться на иностранном языке, не испытывая трудностей, связанных с пониманием иноязычной речи на слух, а самое главное, поможет им преодолеть трудности в подготовке к сдаче ЕГЭ.
  10. Разработанный и апробированный на педагогической практике комплекс упражнений подтвердил эффективность предлагаемой технологии обучения аудированию при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
  11. На основе различных учебных пособий по подготовке к ЕГЭ по английскому языку нами были отобраны методические рекомендации, предназначенные оказать помощь учителям по проведению подготовки учащихся к успешному выполнению заданий раздела «Аудирование» ЕГЭ, а также могут быть использованы абитуриентами как дополнительный материал в подготовке к экзамену.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопросы к беседе с учителем

     Время проведения: 10 декабря 2010

     Место проведения: Заболотовская СОШ №3

     Постановка  проблемы: Какое учебно-методическое пособие в лучшей степени помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

     Основные  вопросы беседы:

  1. Ф.И.О., стаж работы.
  2. Считаете ли Вы проведение внешнего независимого оценивания адекватно отражающим знания и умения учеников?
  3. Какой из разделов ЕГЭ оказался наиболее сложным для учащихся?
  4. По каким учебно-методическим пособиям в Вашей школе проводится подготовка учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку?
  5. Какие учебно-методические комплексы, на Ваш взгляд в лучшей степени помогают сформировать у учащихся аудитивные навыки для успешной сдачи ЕГЭ. Почему?
  6. Используете ли вы дополнительные материалы для развития аудитивных навыков учащихся?
  7. Как часто Вы проводите аудирование на своих уроках?
  8. Соответствуют ли результаты Ваших учащихся шкале оценивания, представленной в ЕГЭ?
  9. Какие основные трудности при аудировании возникают у Ваших учащихся?
 
 
 
 
 
 
 

АНКЕТА 

«РАЗДЕЛ «АУДИРОВАНИЕ» В ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» 

Название  учебного заведения                                                                                                Дата опроса:____________

_________________________________________________

                                 

Класс: _____________    

                                                                                                                  

№ п/п

Содержание вопроса

Выбранный ответ (отметьте галочкой)
1 Владеете ли вы информацией о содержании и типах заданий в ЕГЭ?  
А) ДА  
Б) НЕТ  
В) Затрудняюсь ответить  
2 На Ваш взгляд в достаточной ли степени Вы подготовлены к сдаче ЕГЭ?  
      А) ДА  
      Б) НЕТ  
     В) Затрудняюсь ответить  
3 Выполняли ли Вы задания сходные по структуре  и содержанию ЕГЭ?  
А) ДА, на каждом уроке  
Б) Иногда  
В) Выполняли, но редко  
Г) Никогда  
4 Задания какого раздела оказались для Вас  наиболее трудными для выполнения?  
А) Грамматика и лексика  
Б) Чтение  
В) Письмо  
Г) Аудирование  
5 Какие из предложенных материалов на Ваш взгляд наиболее эффективны для подготовки к ЕГЭ? Оцените по 5-ти балльной шкале.  
А) Аудио ресурсы по подготовке к  ЕГЭ, содержащиеся в сети Интернет  
Б) Материалы школьного учебника  
В) Прослушивание радио и ТВ программ на английском языке  
  Г) Аудиокниги  
  Д) Непосредственное общение с носителем языка  
6 По материалам какого учебного пособия Вы занимаетесь  на уроках английского языка?  
  Напишите:  
     
     
7 Использовались  ли на занятиях по английскому языку  дополнительные учебные материалы  для подготовки к ЕГЭ? Если Да, то какие?  
  Напишите:  
     
     
8 Достаточно  ли в Вашем учебном пособии  заданий на аудирование?  
  А) Да  
  Б) Нет  
  В) Затрудняюсь ответить  
  Г) Другое:  
9 Какое из учебных  пособий, по которому Вы занимались, в  наибольшей степени помогло Вам  улучшить умение в аудировании? И  почему?  
  Напишите:  
     
     
10 Достаточно  ли часто Вы занимались аудированием на уроках английского языка?  
  А) На каждом уроке  
  Б) Очень редко  
  В) Иногда  
  Г) Никогда не занимались  
11 С какими трудностями  Вы сталкиваетесь в заданиях на аудирование?  
  А) Большое количество незнакомой лексики, которая мешает пониманию  
  Б) Мне сложнее  воспринимать мужскую речь  
  В) мне сложнее  воспринимать женскую речь  
  Г) Трудность, связанная  с пониманием речи носителей языка  
  Д) Быстрый темп речи диктора  
  Е) у меня не возникает никаких проблем с аудированием  
  Ж) Другое:  

                               

Благодарим  за участие в анкетировании! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература 

  1. Аванесов  В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5.10. 2000г. Подробнее: Аванесов В.С. «Куда ведут реформы образования?» Народное образование, № 5, 2001 г. стр. 26-32.
  2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М: МГУП, 2000. – 161 с.
  3. Баккер С. Экспертное заключение. В сб.: «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Межд. конф. 13-15 декабря 2004г. Стр. 258. – М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. – 279с.
  4. Баранов СП. Сущность процесса обучения. М., 1986
  5. Бим И.Л., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе. // ИЯШ - 1995, № 3 - С. 6 - 11.
  6. Болотов В.А. Единый государственный экзамен в общероссийской системе оценки качества образования. с.11-12. В сб.: «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 13-15 декабря 2004г. – М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. – 279с.
  7. Болотов В.А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. – М.: Логос, 2002. – 208 с.
  8. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002.
  9. Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. – 2000. –  № 9. – С. 177 – 180.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. М., 1983.
  11. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению /Н.И. Гез //Иностранные языки в школе – 1981 - №5 – С. 32
  12. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществознание /Под ред.  Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2003.
  13. Зиновьев А.А. Введение в логическую социологию. Социально-гуманитарные знания , Москва 2000 , № 4
  14. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Звонников, М. Б. Челышкова.- М.: Академия, 2007. -224с.
  15. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. – М.: Минобразования РФ, 2002. – 233 с
  16. Елухина Н.В Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе – 1987 - №1 - С. 18.
  17. Книга для учителя к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа // - М.: Глобус, - 2001. – 178 с.
  18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод. пособие/Сост. В.В.Копылова. – М.: ООО “Издательство АСТ”:ООО “Издательство Астрель”, 2004. - 446 с.
  19. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005. – 208с.
  20. З.А.Кочкина, статья «Аудирование: Что это такое?» впервые была//журнал «Иностранные языки в школе»//.- 1964, №5.
  21. Маркс К; Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т. 13, с. 7.
  22. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова // - М.: Просвещение, 1991. – 385 с.
  23. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник /   Н.И.Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбова / – М.: Высш. школа, 1982. – 373 с.
  24. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.
  25. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе/Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина //М.: Просвещение - 1988 – 306 с.
  26. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению.//Инлстр.яз.в школе. - №1, 1999. – С. 15 – 18
  27. Министерство образования Российской Федерации Приказ №1306, 09.04.02. «Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена. Зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420.
  28. Натальин В.П., Натальина С.А., Паращук В.Ю. Тестовый контроль аудирования на уроках английского языка в 8 классе. // ИЯШ - 1991, № 1 - С.46 - 48.
  29. Нейман Ю.М. Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. Москва: Прометей, 2000.
  30. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. – М: ЦТМО, 2002.
  31. Общая методика  обучения иностранным языкам: учебник / М.В. Ляховицкий // - М., 1991. –  290 с.
  32. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух / М.Л. Вайсбурд // - М.: Просвещение, 1985. – 168 с.
  33. Основы обучения устной  иноязычной  речи / А.П. Старков // М.:  Просвещение,  1988. – 215 с.
  34. О теоретико-информационных параметрах устной и письменной форм языка//Проблемы структурной лингвистики / Р.Г. Пиотровский // М.: Просвещение, - 1982. – 315 с.
  35. Полат Е. С. Технология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат // Наука и школа. – 1997. –  № 4. – С. 31 – 32
  36. Практическая методика обучения  иностранному языку: учебник / Я.М. Колкер // - М., - 2000. – 193 с.
  37. Психология обучения иностранному языку: учебник / В.А. Артемов // М.: Просвещение -  1969. – 180 с.
  38. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебник / И.А. Зимняя / - М., - 1991. –  263 с.
  39. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2003.- С. 124-139.
  40. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И. Карлайл М.С. О речи учителей на уроке". - ИЯШ - 1984 - №2 - с. 57.
  41. Ткаченко Р.Г., Роговская Ф.И., Карлайл М.С. Урок английского на английском. – М., 1993.
  42. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика: учебник / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез / - М.: Высш. школа, 1986. – С. 284
  43. Фурсенко, А. Образовательные стандарты нуждаются в изменении. 2005. http://www.nonews.ru/
  44. Хлебников В.А. (редактор)  Развитие системы тестирования в России. – Материалы ежегодной Всероссийской конференции. – М: ЦТМО, 2001-2003.
  45. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов/ М.Б.Челышкова. – М., 2001.- 260с.
  46. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. – М: МИСИС, 1995.
  47. Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. Ж. Завуч 1,1998г.
  48. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. М., 2004
  49. Шмелев А.Г. (редактор) Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Телетестинг.– Москва: Первое сентября, 2000.  – 132с
  50. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для препод. и студ. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
  51. Язык, речь, речевая деятельность / А. Леонтьев // М.: Просвещение, - 1985. – 330 с.
  52. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349с.
  53. Уайзер Г., Фоломкина С. Развитие понимания устной речи в 5 - 6 классах
  54. http://www.spasem-shkolu.p-rossii.ru/; http://testolog.narod.ru/ и др.
  55. http://www.5ballov.ru/news/edu_rus/index.shtml?2005/11/23/49511
  56. http://www1.ege.edu.ru
  57. http://www.fipi.ru
  58. www.regnum.ru/news/268128.html

Информация о работе Подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Аспект «Аудирование»