Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "История Языкознания".
10. Фонологические и
Одним
из ведущих деятелей Петербургской
школы был выдающийся языковед, оригинальный
мыслитель, теоретик и экспериментатор
Лев Владимирович Щерба (1880--1944). Диалектологические
исследования на материале тосканских
диалектов в Италии и одного из
лужицких диалектов на территории Германии
были его первыми научными опытами.
Они послужили формированию исходных
идей о функциональной природе звуков
речи, способствуя становлению
С позиций общего языкознания Щерба рассматривал
все вопросы языка: проблемы системы языка, фонетики и фонологии,
роли сравнительно-исторического языкознания,
задач синтаксиса.
Различая речевую деятельность (т. е. процессы
говорения и понимания), языковой материал
(т. е. совокупность всего говоримого и
понимаемого в определенной конкретной
обстановке в ту или другую эпоху жизни
данной общественной группы) и систему
языка, он видел основную задачу лингвистики в изучении
системы языка. Свои взгляды на понимание языка как системы Щерба излагает в статье «О трояком аспекте языковых явлений
и об эксперименте в языкознании» (1931).
В языковой системе он видит некую социальную
данность, нечто единое и общеобязательное
для всех членов данной общественной группы
в условиях ее жизни. В языковую систему
входят слова, образующие в каждом языке
свою очень сложную систему, а также схемы
или правила построения различных языковых
единств. В языке Щерба выделяет речь, к ней относятся
процессы говорения и понимания. Все
подлинно индивидуальное, считает он,
не вытекающее из языковой системы, не
заложенное в ней потенциально.
Языковую систему, т. е. словарь и грамматику
данного языка, по мнению Щербы, следует
выводить из соответствующих текстов,
т. е. из соответствующего языкового материала. Продолжая
линию Бодуэиа де Куртенэ, он подчеркивает
принципиальную важность исследования
современных живых языков и говоров. Только
при изучении живых языков лингвист может
выработать точные методы создания грамматик
и словарей, отражающих действительное
состояние языка. Сравнительно-
Щерба, пользуясь психологическими терминами,
строит теорию фонемы на семант ической
основе. Фонема - кратчайшее общее фонетическое
представление данного языка, которое
способно ассоциироваться со смысловыми
представлениями и дифференцировать слова,
а также может быть выделено из речи без
искажения фонетического состава слова.Подчеркивая
в первую очередь связь фонемы со значением,
Щерба стремился объединить определения
фонемы и оттенка (варианта) фонемы. В «Фонетике
французского языка» Щерба определяет фонему
как звуковой тип, способный дифференцировать
слова и их формы, а оттенок фонемы — как
реально произносимые различные звуки,
являющиеся тем частным, в котором реализуется
фонема (общее). В определение
сущности фонемы Щерба считает необходимым
ввести элемент противопоставления («все фонемы каждого данного языка образуют
единую систему противоположностей, где
каждый член определяется серией различных
противоположений как отдельных фонем,
так и их групп».
Он полагает, что нет четкой границы между фонемами и
оттенками (вариантами) фонем, что существуют фонемы более самостоятельные
и менее самостоятельные, а некоторые
оттенки близки к тому, чтобы стать фонемами,
и наоборот. В фонологической концепции Пражской
школы функциональной лингвистики четко
разделяется фонетика и фонология. Щерба
исходит из того, что язык и речь существуют
как два аспекта одного явления, которое
практически неразделимо. Следовательно,фонетика
невозможна без фонологии, ибо установление
фонологических противопоставлении основывается
на произносительных навыках. Теоретические положения Щербы по вопросам
фонетики развивались его учениками —
Г. С. Ахвледиани, А. П. Баранниковым, Е.
Д. Поливановым и др. В области
синтаксиса Щербе принадлежит учение
об активном и пассивном аспектах грамматики. К
пассивному синтаксису относится изучение
синтаксически выразительных средств
языка — порядка слов,сочетаний слов,
фразового ударения и фразовой интонации. В
активном же синтаксисе «рассматриваются
вопросы о том, как выражается та или иная
мысль. Например, как, какими языковыми
средствами выражается предикативность
вообще? Как выражается описание того
или иного куска действительности? Как
выражается логическое суждение с его
субъектом и предикатом? Как выражается
независимость действия от воли какого-либо
лица действующего? Как выражается предикативное
качественное определение предмета (в
русском языке причастными оборотами
и оборотами с который и т. д.)? Как выражается
количество вещества? В основе
синтаксиса у Щербы лежит понятие не предложения,
а синтагмы. Синтагма — это фонетическое единство, выражающее
единое смысловое целое в процессе речи-мысли
и могущее состоять из слова, словосочетания
или группы словосочетаний. В русском
языке синтагма характеризуется усилением
последнего словесного ударения (резать
яблоко, разъезжать по разным городам
и т. д.). Синтагмы могут объединяться в группы
высшего порядка с разной интонацией и
в конце концов образуют фразу — «законченное
целое, которое может состоять из группы
синтагм, но может состоять и из одной
синтагмы, и которое нормально характеризуется
конечным понижением тона». Существуют
два основных типа фразы — одночленный и двучленный, независимо
от числа более мелких членений внутри
каждой из них (одночленные: Пожар; Это
безобразие; Он пошёл в театр); двучленные:
Ленинград — большой город; Наш милейший
дядюшка был большой чудак). Щерба не указывает разницы между фразой
и предложением, зачастую употребляя эти
термины как синонимы. В послереволюционные
годы Щерба ведет большую работу по составлению
словарей различных типов; теоретические
результаты этой работы он обобщил в статье
«Опыт общей теории лексикографии» (1940). Завершая
свои рассуждения о фонеме, Щерба дает
следующее окончательное определение:
«Фонемой называется кратчайшее общее
фонетическое представление данного языка,
способное ассоциироваться со смысловыми
представлениями и дифференцировать слова
и могущее быть выделяемо в речи без искажения
фонетического состава слова».