Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:01, дипломная работа
Цель исследования заключается в установлении роли категорий связности и целостности в обеспечении организации современного английского текста. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Уточнить определения текста;
Рассмотреть структуру и категории текста;
Определить сущность и статус понятий целостности и связности в организации текста;
Выявить проявление категорий целостности и связности в современных английских текстах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕКСТ КАК ЗАКОНЧЕННОЕ ИНФОРМАТИВНОЕ И СТРУКТУРНОЕ ЦЕЛОЕ …………………………………………..
Структура текста…………………………………….
Категории текста……………………………
ГЛАВА 2
ЦЕЛОСТНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ КАК КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
2.1 Понятие целостности текста в современной лингвистике........
2.2 Общая характеристика различных видов связности текста...........
2.3 Средства связности современного английского текста……………………
ГЛАВА 3
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ И СВЯЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ТЕКСТЕ
3.1 Анализ современного художественного английского текста
3.2 Анализ современного научного английского текста
3.3 Анализ современного публицистического английского текста
3.4 Анализ современного официально - делового английского текста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..
Что
вы посоветуете переделать, добавить
или убрать с данного раздела? Может
стоит что-то поменять местами или на чем-то
акцентировать внимание?
1.2 Категории
текста
И.Р. Гальперин утверждал, что нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
В сфере научной и философской мысли категория понимается как «предельно общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности и познания, последний результат абстрагирования от предметов их особенных признаков» [с. 481]Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983.. Следовательно, назвать текстообразующие категории – значит выделить существенные, дифференциальные признаки текста, позволяющие отграничить его от других единиц, в частности от случайного соположения предложений в том или ином акте коммуникации.
Изучение отдельных текстовых
категорий связано с их
В составе текстообразующих, несмотря на формально-смысловую и функциональную нерасторжимость текста, выделяются и рассматриваются поаспектно содержательные и формально-структурные (формальные и функциональные) категории, причем взаимообусловленные: «Формально-структурные категории имеют содержательные характеристики, а содержательные категории выражены в структурных формах» [с. 5] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981..
Деление это достаточно условно и определяется наличием того или иного доминирующего компонента, который и выполняет классифицирующую функцию.
Категории текста являются универсальными, так как присущи текстам разных типов. Каждая категория имеет план содержания (значения) и план выражения (языковые средства). Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
На этапе становления лингвистики текста как раздела общего языкознания И.Р. Гальперин отмечал, что в характеристике текста существенным является параметр объема или количественный параметр. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
У многих исследователей имеется своя точка зрения на размеры отрезка письменной/ устной речи, который выделяется как текст. Некоторые трактуют в качестве текста любое двустороннее языковое образование (от одной графемы или одного слова до целостного множества предложений-высказываний) [с. 23] Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М., 2004.. Отлично от этой точки зрения мнение А.И. Новикова, который считает, что текст не может состоять из одного предложения: «Это всегда некоторая последовательность связанных между собой предложений, которые реализуют содержательное развертывание замысла» [с. 213]. Новиков А.И., Сунцова Н.Л. Концептуальная модель порождения вторичного текста // Обработка текста и когнитивные технологии. – 1999. – № 3. – С. 158– 166.
В качестве компонентов текста выделялись разные единицы его членения: абзац, сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое и др. В результате такого имманентного анализа лингвистика текста стала теорией связности, описывающей разные модели когезии или когерентности текста: логические, грамматические, лексические, стилистические, образные. Количество категорий текста, выделенных таким образом, умножилось до нескольких десятков (когезия, когерентность, интеграция, континуум, цельность, тематичность, последовательность, целостность, завершенность, коммуникативность, информативность, текстовость, эмотивность, интенциональность, акцептуальность, ситуативность и т.п.). Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.
Подобные
категории, а именно связность,
единство и цельность текста,
называет А.А. Леонтьев (1979, 1998). Все
они, так или иначе, объясняют
отдельные части механизма
В иностранной литературе авторы по отношению к категориям связности и целостности придерживаются терминов когезия и когерентность. Тут нужна иностранная литература ссылки. Авторы и доработать!!! Также в этом разделе привести примеры.
Наряду с когезией выделяется еще одна категория текста – когерентность, которая понимается как смысловая связь предложений и которую не следует отождествлять с когезией. Под когерентностью текста мы понимаем набор семантических связей, отражающих прагматический аспект языка и когнитивные механизмы. По мнению И.Р. Гальперина, для «грамматического» направления существенными являются связи внутри сверхфразовых единств между отдельными предложениями, а при целостном подходе к тексту именно эта связь является основной, доминирующей. В результате связи частей текста между собой создается его целостность, являющаяся одной из основных его характеристик. Такую связь, приводящую к целостности текста, И.Р. Гальперин называет когерентностью (с. 126) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.
Таким образом, одним из
Проблема связности текста еще не изучена достаточно полно и продолжает привлекать внимание ученых. В современной лингвистике текст выступает в виде когерентного дискурса, который вследствие взаимодействия речевых субъектов наполняет его контекстом. Системно-структурное рассмотрение речевого текста не исчерпывает существенных признаков текста как целого, поскольку текст не характеризуется только грамматической структурой. Связность и целостность текста могут быть различными по своей природе. Рассматривая текст как процесс и результат, можно заметить, что актуализация в системе индивида любого вида отношений с помощью текста ведет к актуализации остальных видов отношений. Таким образом, сущность текста кроется в смысловой фиксации представляемой информации. С. 73 (Гришучкова И.Б. Некоторые виды когезии в речевых текстах анималистического жанра // 58/2008 Вестник Ставропольского государственного университета стр.68-74)
Выводы к первой главе
ГЛАВА 2
ЦЕЛОСТНОСТЬ
И СВЯЗНОСТЬ КАК КОНСТРУКТИВНЫЕ
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
Целостность и связность – эти, по существу, основные, конструктивные признаки текста – отражают содержательную и структурную сущность текста. При этом исследователи, в частности, различают локальную связность и глобальную связность. Локальная связность – это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Валгина Н.С.ТЕОРИЯ ТЕКСТА Учебное пособие Москва, Логос. 2003 г.-280 c с-31
Локальная связность определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видо-временными формами глаголов, лексическими повторами, порядком слов, союзами и др.).
Глобальная связность (она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова, тематически и концептуально объединяющие текст в целом или его фрагменты.
Связность
текста проявляется через внешние
структурные показатели, через формальную
зависимость компонентов
Целостность же текста усматривается в связи тематической, концептуальной, модальной.
Значит, понятие целостности текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации, а понятие связности – к форме, структурной организации.
Информация о цельности текста в ряде работ даётся либо очень обще, многопланово, либо неопределённо, а в некоторых случаях недостаточно дифференцированно относительно другого качества текста – связности. Сравним ряд интерпретаций:
1) Целостность текста обеспечивается смысловой нитью, которая проходит через весь текст. Целостность текста как литературного единства не соотносится непосредственно с лингвистическими единицами и имеет психолингвистическую структуру. Она достигается единством замысла и точностью построения текста, целостностью образного осмысления материала, ясностью логического развёртывания мысли, стилистическим единством текста. В данном определении справедливо подчёркивается связь цельности с замыслом автора и психолингвистическая природа цельности, остальные же признаки относятся скорее к другому качеству текста – связности.
2) Целостность и связность, с точки зрения Н.С. Валгиной, « отражают содержательную и структурную сущность текста». Дифференцируя далее локальную и глобальную связность, автор отождествляет глобальную связность с цельностью: « Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового, ее внутренняя цельность». Наряду с этим целостность рассматривается исследователем обобщенно, включая такие признаки текста, как информативность, смысловая завершенность и др. Вполне очевидно, что все качества текста системно организованы, связаны друг с другом, однако отождествлять их вряд ли целесообразно.
3)
В «Стилистическом
а) «как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержательно – функциональным единством, не определяемое лингвистически (А. А. Леонтьев) это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (Л.В. Сахарный)…»
б) как «целостность восприятия текста, осознание отношений « части целого» (« герменевтический круг» - по Г.П. Щедровицкому) ….»
в) как осознание «синтеза смысла на разных уровнях понимания текста…»
г) « как интегрирующая текстовая категория, т.е. структурно – смысловое понятие…»
(
Болотнова, стр146)
Данные
качества текста признаются всеми исследователями
как основные, значимые для его
порождения и восприятия. Именно поэтому
они заслуживают особого
Поискать
авторов Селиванову и Десницкую.
Спросить у научного.
2.1
Понятие целостности текста в современной
лингвистике.
Смысловая целостность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.
Мельчайшая частная тема – тема, заключенная в межфразовом единстве (она обычно дается в зачине, первой фразе единства). Межфразовое единство монотематично. Переход от одной темы к другой есть сигнал границы межфразовых единств. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов через синонимизацию ключевых слов, через повторную номинацию. Единство темы обеспечивается тождеством референции, т.е. соотношением слов (имен и их заместителей) с одним и тем же предметом изображения. С единством темы, наконец, связано явление импликации, основанное на ситуативных связях. Наличие одних отображаемых предметов предполагает наличие и других, ситуативно связанных с ними. Валгина Н.С.ТЕОРИЯ ТЕКСТА Учебное пособие Москва, Логос. 2003 г.-280 c. С-33