Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:01, дипломная работа
Цель исследования заключается в установлении роли категорий связности и целостности в обеспечении организации современного английского текста. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Уточнить определения текста;
Рассмотреть структуру и категории текста;
Определить сущность и статус понятий целостности и связности в организации текста;
Выявить проявление категорий целостности и связности в современных английских текстах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕКСТ КАК ЗАКОНЧЕННОЕ ИНФОРМАТИВНОЕ И СТРУКТУРНОЕ ЦЕЛОЕ …………………………………………..
Структура текста…………………………………….
Категории текста……………………………
ГЛАВА 2
ЦЕЛОСТНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ КАК КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
2.1 Понятие целостности текста в современной лингвистике........
2.2 Общая характеристика различных видов связности текста...........
2.3 Средства связности современного английского текста……………………
ГЛАВА 3
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ И СВЯЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ТЕКСТЕ
3.1 Анализ современного художественного английского текста
3.2 Анализ современного научного английского текста
3.3 Анализ современного публицистического английского текста
3.4 Анализ современного официально - делового английского текста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..
Рассматривая текст как сложное речевое произведение, и признавая его формально-смысловое единство (единство формальной, содержательной и коммуникативной сторон), исследователи считают его системно-структурным образованием, имеющим многослойную и многоуровневую организацию, и в процессе анализа стремятся вычленить в этой единой целостности разного рода текстовые компоненты, части и единицы в зависимости от параметров рассмотрения. Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с
Членимость как свойство текста получила статус текстовой категории в работах И.Р. Гальперина, по мнению которого, она (членимость, делимитационность текста) ... зависит от многих причин, в частности, от размера частей, оптимального для восприятия содержательно–фактуальной информации, от прагматической установки создателя текста. «Можно сказать, что переключение внимания с одного объекта на другой в развертывании сверхфразового единства или абзаца так же необходимы, как смена видов физических упражнений... На какие же части делится текст? Какие формы деления целого приняты в текстах разных типов? Для ответа на эти вопросы необходимо представить себе минимальный и максимальный тексты. В качестве минимального – справка, телеграмма, краткое газетное сообщение, записка, письмо и т. п. В качестве максимального – роман, состоящий из нескольких томов (книг), которым могут предшествовать предисловие и заключение. Самой крупной единицей в романе выступает том или книга. Затем членение идет по нисходящей линии: часть, глава, главка, отбивка, абзац, сверхфразовое единство. Назовем такое членение текста объемно-прагматическим, поскольку в нем учитывается объем (размер) части и установка на внимание читателя. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
Остановим наше внимание на абзацном членении, которое может носить как объективный, так и субъективный характер.
Объективное членение текста обусловлено прагматической установкой самого текста – подчинено структурной логике развертывания содержательно–фактуальной информации. Так, например, абзацы в тексте, оформляя его линейное развертывание, могут прояснять логику изложения.
Субъективное
членение текста, напротив, обусловлено
прагматической установкой автора, связано
с его субъективными
Итак, абзацное членение преследует одну общую основную цель – выделить значимые компоненты – части текста, что, несомненно, облегчает восприятие сообщения и усиливает воздействие на читающего.
Функции абзаца:
Это членение перекрещивается с другим видом членения, которое мы назовем контекстно-вариативным». В последнем Гальперин выделяет следующие формы речетворческих актов:
1) речь автора: повествование, описание природы, персонажей, обстановки, ситуации, места действия и пр., рассуждения автора;
2) чужая речь: диалог (с вкраплением авторских ремарок), цитация;
3) несобственно-прямая речь. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
Подчеркивается
взаимообусловленность обоих
В
первом случае явно ощутима прагматическая
основа членения, во втором – субъективно-познавательная..
Таким образом, с одной стороны, членимость имеет субъективную природу. Автор, воспринимая действительность в ее непрерывности и структурности, стремится выразить свои представления о ее организованности в характере воплощаемых в тексте эпизодов, событий, фрагментов, отбирая, вычленяя нечто существенное с его точки зрения. Кроме того, восприятие текста характеризуется стремлением адресата преодолеть линейность текста, выявить в его организации важнейшие компоненты.
С другой стороны, членимость имеет объективную природу, так как обусловлена необходимостью отражения мира в его упорядоченности и устроенности и напрямую связана с особенностями человеческого мышления, включающего одновременно операции синтеза и анализа поступающей информации. Никонова, М.Н. Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с.
Учитывая сложность природы самого текста, а также обозначенные выше причины (факторы) его членения, и исходя из указанной двойственной природы членимости, невозможно использовать единое основание классификации текстовых единиц, чего требует научное осмысление категории членимости (выделение на одном основании структурных, формально выраженных однотипных частей); следовательно, принимая предложенное И.Р. Гальпериным членение текста на два типа:
1) объемно-прагматическое (традиционно называемое композиционным), единицы: абзацы, параграфы, разделы, главы и др.);
2) контекстно-вариативное (единицы – разного рода формы речетворческих актов: речь автора (повествование, описание, рассуждение), чужая речь (монолог, полилог, диалог, цитация, внутренний монолог, внутренний диалог), несобственно-прямая речь, необходимо выделить в особую разновидность членение на ССЦ (сверхфразовые единства), т. к. при этом учитывается не только объем (размер) частей и установка на внимание читателя, но в первую очередь внутреннее содержательное и структурно-композиционное устройство ССЦ.
Такое
членение определяется как третий тип:
структурно-смысловое или
Также необходимо говорить о четвертом – коммуникативной организации текста с такими единицами как: тема-рематические компоненты высказывания и коммуникативные регистры.
На наш взгляд, для построения текста также важно актуальное членение предложения: последовательность тем составляет каркас текста; последовательность рем обеспечивает введение новой информации (сюжет). Связным считается «такой отрезок текста, который содержит в себе информацию, заложенную в предшествующих компонентах текста» (с. 250 Брчакова Д. О связности в устных коммуникатах // Синтаксис текста. – М., 1979. – С. 248–262.). Формирование текста происходит в общем плане в русле установления связности, через экспликацию связей между мыслительными конструкциями и поверхностными структурами, что в лингвистике принято называть установлением отношений когезии (с. 110 Холлидей М.К. Когезия в английском языке / Холлидей М.А.К., Хасан Р. // Исследования по теории текста: реферативный сборник. – М., 1979. – С. 108–115.).
Построение
любого текста определяется темой, условиями
общения, задачами конкретного сообщения,
избранным стилем изложения, при
этом каждый текст ориентирован на
языковую систему и представляет
собой выбор языковых средств
из имеющегося набора их в языке, осуществленный
автором в соответствии с его
замыслом и отражающий его знания
и представления о мире. Текст как семантико-структурно-
В речеязыковом произведении все единицы языка находятся в достаточно сложном взаимодействии. Вместе они образуют текст, в котором проявляются их функции и семантическая сущность. В логически связанном, лексически и грамматически оформленном тексте есть все уровни речеязыковой иерархии. По протяженности текст может быть сверхфразовым единством (сказка, легенда, рассказ) и отдельным высказыванием (пословица, предисловие, афоризм). В зависимости от коммуникативной направленности текст может быть диалогической и монологической направленности. В отличие от монолога диалогический текст является двунаправленным, коммуниканты по очереди берут на себя функцию говорящего и слушающего. Для литературного произведения характерен письменный художественный диалог. Коммуникативный речевой акт является важной частью художественного текста, т.к. выражает замысел автора в полной мере отразить мысли и чувства героев, изобразить его речь с индивидуальной манерой повествования. В художественном тексте диалог представлен в виде композиционно-речевой формы, в которой каждая реплика может быть монологичной, а каждый монолог может быть репликой большого диалога. А.А. Леонтьев рассматривает речевой акт как минимальное звено речевой деятельности, а первое речевое высказывание в нем – как начало речевого акта (с. 27 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.). По мнению Е.С. Кубряковой, речевая деятельность представляет собой такую совокупность речевых действий и речевых операций со стороны говорящего, создающего речь или речевой акт, и слушающего, ее воспринимающего, которая вызывается определенными потребностями, ставит перед собой определенную цель и совершается в конкретных условиях (с. 10) Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Отв. ред. Серебренников Б.А. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 160 с.
При конструировании текста используются максимальные единицы языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), объединяемыми в семантико-структурные блоки. В основе этих блоков лежат разные виды высказываний, которые, сочетаясь друг с другом, и образуют разные виды текста.
Высказывание – это актуализированная, реализованная в речи единица языка-предложение, т. е. лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи. Так, одно и то же предложение как единица языка может реализоваться как несколько высказываний-единиц речи в соответствии с конкретными коммуникативными заданиями, в определенном контексте / конситуации, о чем свидетельствуют, в частности, акценты (логические ударения). Никонова, М.Н.Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с.
Предложение – это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Валгина Н. С. Современный русский язык.
В структуре межфразового единства, сложного синтаксического целого, большую конструктивную роль играет и первая фраза-зачин, определяющая тематическую и строевую перспективу всего межфразового единства. Фраза-зачин автосемантична, т.е. самодостаточна в смысловом отношении, даже будучи вырванной из контекста целого.
Фраза-зачин
может иметь и такую специфику:
в нем есть слово (или слова), вмещающее
все содержание последовательно
перечисляемых компонентов
Фразы-зачины (первые высказывания межфразовых единств) выполняют важную роль и в структурном, и в смысловом отношении: они представляют собой тематические вехи текста. Каждая фраза-зачин – новая микротема. По мнению Валгиной Н.С., если в порядке эксперимента стянуть первые фразы-зачины в единый текст, опустив все другие компоненты межфразовых единств, то получится сжатый рассказ без детализации, пояснений и разъяснений.Н.С.ТЕОРИЯ ТЕКСТА Учебное пособие Москва, Логос. 2003 г.-280 c. С-27