Восклицательные предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:21, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена особенностям структуры английского восклицательного предложения. В первой главе рассматривается сущность предложения. Освящены вопросы, касающиеся определения предложения, его функций и аспекты. Вторая глава посвящена рассмотрению классификации предложений. В этой главе подробно освящаются принципы и проблемы классификации предложений. В третьей главе описываются различные коммуникативные типы предложений, а также выясняется, является ли восклицательное предложение коммуникативным типом. В четвёртой главе мы более подробно рассматриваем такой тип предложения как восклицательное. В пятой главе, представляющей практическую часть, дан результат анализа различных типов восклицательных предложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение предложения……………..………………………………………………….5
Предикативность и некоторые другие свойства предложения………………….6
Предложение как центральная синтаксическая единица………………………….8
1.3. Аспекты предложения…………………………………………………………………………………9
Глава 2. Классификация предложений……………..…………………………………………….10
Глава 3. Коммуникативные типы предложений……………………………………………..14
Глава 4. Восклицательные предложения………………………………………………………..20
Глава 5. Практическая часть «Особенности структуры английского восклицательного предложения»……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Восклецательные предложения.docx

— 81.74 Кб (Скачать документ)

    Каждое  предложение оформлено  интонационно.

    Интонационное оформление – неотъемлемое свойство любого предложения. Как и во многом другом, в языке в интонационном  оформлении важны не абсолютные признаки такого оформления, а относительные, основанные на противопоставлении интонации, характеризующей разные коммуникативные  типы предложений.

    1.2 Предложение как центральная синтаксическая единица.

    Результаты  описания любой сложной системы  во многом зависят от того, что принимается  исследователем за основное, центральное  в этой системе, через которое и в связи с которым рассматриваются остальные элементы системы. Для синтаксиса такой центральной единицей является предложение. Ведь предложение – конечный продукт действия той системы, которую мы называем языком.

    Рассматриваемое в аспекте его иерархических  отношений к другим единицам структуры  языка, предложение должно быть помещено на вершине пирамиды, образуемой этими  единицами, поскольку назначение всех других структурных единиц состоит  в образовании, в конечном итоге, предложения. Образование предложения  является их структурным назначением, хотя для большинства из них и  не реализуемым прямо, тогда как  предложение имеет иное, коммуникативное  назначение, являясь не просто структурной, а структурно-коммуникативной единицей.

    Предложение – понятие широкого охвата, покрывающее  обширный диапазон предложенческих  конструкций от однословных до сложных  полипредикативных построений. Говоря о центральности предложения  в структуре языка и, соответственно, в синтаксическом описании, мы имеем  в виду, прежде всего, так называемое простое предложение, монопредикативную  предложенческую конструкцию. Простое  предложение полностью удовлетворяет  всем признакам предложения как  структурной и коммуникативной  единицы. Вместе с тем, оно лежит  в основе всех других синтаксических построений любой сложности.

    Будучи  не просто структурной, а и коммуникативной  единицей, предложение в процессе речевой коммуникации приобретает  свойства, которые лишь потенциально заложены в предложении и реализуются  при актуализации предложения в  речи.

    1.3 Аспекты предложения.

    Предложение является самой сложной единицей в системе языка. Сложность предложения  заключается во множественности  его составляющих, количество которых в предложении структурно не ограничено: предложение может быть сколько угодно большим, и любое предложение можно продолжать бесконечно, хотя число элементов, составляющих каждое отдельное предложение, является конечным. Сложность предложения связана с многоплановостью взаимных отношений, составляющих предложение элементов. В общем, сложность предложения определяется присущей ему множественностью возможных соотношений между содержанием и формой. Единственное – возникает проблема установления аспектов предложения.

    Предложение, будучи языковой и знаковой единицей, характеризуется формой и содержанием. Форма у предложения специфична. Обычная многокомпонентность предложения  выдвигает на первый план задачу установления того, как слова в предложении объединяются в то, чем они в совокупности являются, т.е. в предложение, чем предложение отличается от простого набора слов. Поэтому данный аспект предложения можно назвать аспектом структурной организации предложения, или, проще, структурным.

    Также изучения требуют формальные показатели грамматических значений. Утвердительность/отрицательность, побудительность/вопросительность, личность/безличность – эти и многие другие содержательные признаки должны найти место в синтаксическом описании предложения. Формальные показатели содержательных различий – принадлежность структурного аспекта предложения.

    Второй  аспект предложения – семантический. Семантическими признаками обладают и компоненты предложения: придаточные предложения, члены предложения. Определенными взаимными семантическими отношениями характеризуются и части сложносочиненного предложения.

    Наконец, можно выделить еще прагматический аспект предложения, связанный с использованием предложений в актах речи. Предложение – единица языка, которая имеет очевидное и очень важное для языка внеструктурное функциональное назначение – служить основной единицей речевой коммуникации. Отсюда различия коммуникативного плана между предложениями, сложная система связей, вплоть до взаимозамены, между предложениями, различающимися прагматически.

    Структурный, семантический и прагматический аспекты являются основными, поскольку они охватывают  три основные стороны знака: форму, содержание и употребление.

    ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    Установленные выше три аспекта предложения  определяют три основания для  классификации предложений: по их структуре, семантике и прагматическим свойствам.

    Каждый  из этих трех аспектов многопланов, что делает необходимым, оставаясь в пределах некоторого одного аспекта, учесть возможность существования разных классификационных признаков, определить их значимость и, если возможно, иерархию. Так, деления предложений на одно- и двухсоставные, полные и неполные, именные и глагольные – все подходят под квалификацию структурных. Эти и другие подобные деления объективно отражают реальную языковую действительность. Важно в качестве основного деления использовать такой признак, который, фиксируя структурные различия, вместе с тем находился бы в определенном соответствии с существенными содержательными различиями предложений. Таким признаком является модальность предложения в широком смысле этого слова. Предложения, различающиеся по способу соотнесенности выражаемого ими содержания с действительностью, четко разнятся своим строением, и потому соответствующая классификация оказывается структурной.

    Предложения
    Собственно  предложения     Квази-предложения
    Повествовательные     Вопросительные     Оптативные     Побудительные     Вокативные     Междометные     Мета=коммуникатиные
    John came     Did John come     If John came     Come     John     Oh     Good day
 

    Собственно  предложения являются сообщениями  о чем-то, имеют субъектно-предикатную  основу и различаются между собой  способом соотнесения содержания с  действительностью.

    Квази-предложения  не содержат сообщения, не имеют субъектно-предикатной  основы. Это либо предложения-обращения, либо междометные предложения, служащие для выражения эмоций, либо, наконец, близкие к этим двум типам по признаку неизменности, формулообразного характера  предложения метакоммуникативного назначения, служащие для установления или размыкания речевого контакта.

    Среди собственно предложений повествовательные  и вопросительные предложения можно  было бы объединить в некоторую подгруппу, так как они имеют между  собой то общее, что их можно рассматривать  как синтаксические предложенческие  конструкции, отражающие две стороны речевой коммуникации, связанные с выдачей и получением информации. Вопросительное предложение – запрос отсутствующей у автора предложения информации. Повествовательное предложение – сообщение информации.

    Есть  определенная связь и между двумя  другими типами предложений. И оптативное, и побудительное предложения  передают волюнтативное отношение  говорящего к некоторому событию. Это  объединяет их. Различие между ними заключается в том, что в первом случае желание остается нереализуемым, во втором оно реализуется путем  словесного воздействия на участника  ситуации, являющегося источником соответствующего действия.

    Отношения между повествовательными и вопросительными  предложениями сложнее, чем это можно предполагать, исходя из данной им выше общей характеристики. Вопросительное предложение – не «чистый вопрос», а всегда несет и определенную положительную информацию. С другой стороны, повествовательные предложения могут быть в разной степени информативны в целом и в разных своих частях.

    Сущность  оптативных и побудительных предложений  определяется характером соответствующих  форм наклонения глагола и не требует специального разъяснения.

    В грамматических описаниях повествовательные, вопросительные и побудительные  предложения обычно исчерпывают  классификацию предложений по «коммуникативной установке». Приведенный выше материал показывает, что, во-первых, такая классификация неполная, во-вторых, несмотря на содержательно-ориентированные названия типов, эта классификация по существу структурная. Ведь, например, побуждением к действию может служить и повествовательное и вопросительное предложения и, тем не менее, они не включаются в побудительные предложения, а остаются тем, чем они являются по строению и определяемому строением содержанию.

    Каждый  из типов предложений характеризуется  специфическими особенностями построения: порядок слов, наличие/отсутствие местоименного  вопросительного слова, форма наклонения глагола, вопросительность/невопросительность глагольной формы. В качестве существенного  дифференцирующего средства выступает  также интонация, играющая особенно важную роль в построении общих вопросов.

    Квази-предложениям дан статус предложения лишь в  силу того, что в потоке речи они  способны замещать позицию предложения, интонационно характеризуясь теми же свойствами, что и собственно предложения, и обладая свойством отдельности. Условность их предложенческой природы проявляется в том, что они способны включаться в состав собственно предложений в качестве элементов, синтагматически независимых от остального состава предложения. Лишенные номинативного содержания, квази-предложения могут иметь лишь имплицитное содержание качественной оценки. В силу высокой степени конвенциональности и отсутствия номинативного содержания квази-предложения с легкостью заменяются неязыковыми сигналами. Так, вместо непосредственного обращения по имени, чтобы привлечь чье-то внимание, побудить к восприятию речи, мы можем с тем же эффектом, например, постучать или покашлять. Многие эмоции передаются мимикой или жестом. Для многих метакоммуникативных предложений имеются традиционные жестовые сигналы метокоммуникативного содержания, функционально эквивалентные языковым символам. Условность квази-предложений как предложений проявляется и в необычной для собственно предложений свободе сочетаемости разных типов квази-предложенческих построений в границах одного высказывания.

    Интонационными  средствами высказыванию каждого из рассмотренных типов предложений  может быть придана особая эмоциональность. Предложения в этом случае становятся восклицательными. Восклицательность  – это, таким образом, факультативный признак предложения, при этом не структурной природы. Постоянная ассоциация некоторых типов предложений  с воклицательностью – во многом следствие пунктуационной традиции, согласно которой восклицательным  знаком обычно снабжаются на письме побудительные  предложения, вокативы и некоторые  другие типы предложений. Если представить  реальное произнесение таких предложений, то можно увидеть, что они далеко не всегда эмоциональны, далеко не всегда произносятся с особой высотой или  силой голоса. Поэтому употребление /неупотребление восклицательного знака во многих случаях  - простая условность.

    Эмоциональность высказывания создается не только «наложением» специфической восклицательной  интонации на тот или иной тип  предложения. Имеются структурные  схемы, в которых заложена эмоциональность  высказывания. Таким образом, эмоциональность  и восклицательность – разные свойства предложений. Одно относится к содержательному аспекту высказывания, другое – к его просодическим характеристикам. Оба свойства могут наличествовать в одном предложении, но такое совмещение отнюдь не обязательно.

    ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ  ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

    Так как предложение - коммуникативная  единица языка, то оно должно выделяться, прежде всего, своей коммуникативной  целью, то есть целевой установкой для  слушающего. Обобщив коммуникативно-установочную семантику различных высказываний в реальных текстах, традиционная грамматика дала нам разделение предложений  языка на три коммуникативных  типа: повествовательный, побудительный  и вопросительный. Кроме того был  выделен восклицательный тип  предложения без определённо  обозначенного коммуникативного статуса.

    В ходе современных исследований коммуникативные  типы предложения получили последовательную характеристику по виду реакции слушающего. Необходимость строгого учета реакции  слушающего была ясно показана Ч. Фризом [Fries 1952]. Напомним основу его описания. В этом описании для начала традиционная классификация отбрасывается как  «донаучная», в соответствии с общим  резко отрицательным отношением дескриптивной лингвистики к  традиционной европейской грамматике. Понятие «предложение» отвергается  как «неопределенное», его заменяет понятие «минимальное свободное  высказывание». Минимальные свободные  высказывания, имеющие непосредственное коммуникативное назначение, подразделяются соответственно разным типам реакции  слушающего на три группы. Первую группу составляют высказывания, вызывающие реакцию ответной речью: это «приветствия», «вокативы», «вопросы». Вторую группу составляют высказывания, вызывающие реакцию действием: это побуждения разного конкретного характера. Третью группу составляют высказывания, вызывающие реакцию принятыми данным коллективом сигналами внимания: это «заявления», то есть повествовательные  высказывания.

    Ч. Фриз вознамерился своим описанием  «ниспровергнуть» традиционное разбиение  предложений по коммуникативному принципу. Однако не нужно долго присматриваться  к его классам высказываний, чтобы  увидеть в них традиционные коммуникативные  типы, подтвержденные и детализированные экспериментальным исследованием. Как утверждает М. Я. Блох, категории  «повествования», «побуждения» и «вопроса»  используются в описании Ч. Фриза  прямо, а высказывания типов «приветствия»  и «вокатива» должны быть включены на положении малых подклассов, соответственно, в классы «повествований» (приветствия) и «побуждений» (вокативы). [Блох 2000:108].

Информация о работе Восклицательные предложения