Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена особенностям структуры английского восклицательного предложения. В первой главе рассматривается сущность предложения. Освящены вопросы, касающиеся определения предложения, его функций и аспекты. Вторая глава посвящена рассмотрению классификации предложений. В этой главе подробно освящаются принципы и проблемы классификации предложений. В третьей главе описываются различные коммуникативные типы предложений, а также выясняется, является ли восклицательное предложение коммуникативным типом. В четвёртой главе мы более подробно рассматриваем такой тип предложения как восклицательное. В пятой главе, представляющей практическую часть, дан результат анализа различных типов восклицательных предложений.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение предложения……………..………………………………………………….5
Предикативность и некоторые другие свойства предложения………………….6
Предложение как центральная синтаксическая единица………………………….8
1.3. Аспекты предложения…………………………………………………………………………………9
Глава 2. Классификация предложений……………..…………………………………………….10
Глава 3. Коммуникативные типы предложений……………………………………………..14
Глава 4. Восклицательные предложения………………………………………………………..20
Глава 5. Практическая часть «Особенности структуры английского восклицательного предложения»……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………
Каждое предложение оформлено интонационно.
Интонационное оформление – неотъемлемое свойство любого предложения. Как и во многом другом, в языке в интонационном оформлении важны не абсолютные признаки такого оформления, а относительные, основанные на противопоставлении интонации, характеризующей разные коммуникативные типы предложений.
1.2 Предложение как центральная синтаксическая единица.
Результаты описания любой сложной системы во многом зависят от того, что принимается исследователем за основное, центральное в этой системе, через которое и в связи с которым рассматриваются остальные элементы системы. Для синтаксиса такой центральной единицей является предложение. Ведь предложение – конечный продукт действия той системы, которую мы называем языком.
Рассматриваемое
в аспекте его иерархических
отношений к другим единицам структуры
языка, предложение должно быть помещено
на вершине пирамиды, образуемой этими
единицами, поскольку назначение всех
других структурных единиц состоит
в образовании, в конечном итоге,
предложения. Образование предложения
является их структурным назначением,
хотя для большинства из них и
не реализуемым прямо, тогда как
предложение имеет иное, коммуникативное
назначение, являясь не просто структурной,
а структурно-коммуникативной
Предложение
– понятие широкого охвата, покрывающее
обширный диапазон предложенческих
конструкций от однословных до сложных
полипредикативных построений. Говоря
о центральности предложения
в структуре языка и, соответственно,
в синтаксическом описании, мы имеем
в виду, прежде всего, так называемое
простое предложение, монопредикативную
предложенческую конструкцию. Простое
предложение полностью
Будучи не просто структурной, а и коммуникативной единицей, предложение в процессе речевой коммуникации приобретает свойства, которые лишь потенциально заложены в предложении и реализуются при актуализации предложения в речи.
1.3 Аспекты предложения.
Предложение является самой сложной единицей в системе языка. Сложность предложения заключается во множественности его составляющих, количество которых в предложении структурно не ограничено: предложение может быть сколько угодно большим, и любое предложение можно продолжать бесконечно, хотя число элементов, составляющих каждое отдельное предложение, является конечным. Сложность предложения связана с многоплановостью взаимных отношений, составляющих предложение элементов. В общем, сложность предложения определяется присущей ему множественностью возможных соотношений между содержанием и формой. Единственное – возникает проблема установления аспектов предложения.
Предложение,
будучи языковой и знаковой единицей,
характеризуется формой и содержанием.
Форма у предложения
Также
изучения требуют формальные показатели
грамматических значений. Утвердительность/
Второй аспект предложения – семантический. Семантическими признаками обладают и компоненты предложения: придаточные предложения, члены предложения. Определенными взаимными семантическими отношениями характеризуются и части сложносочиненного предложения.
Наконец, можно выделить еще прагматический аспект предложения, связанный с использованием предложений в актах речи. Предложение – единица языка, которая имеет очевидное и очень важное для языка внеструктурное функциональное назначение – служить основной единицей речевой коммуникации. Отсюда различия коммуникативного плана между предложениями, сложная система связей, вплоть до взаимозамены, между предложениями, различающимися прагматически.
Структурный, семантический и прагматический аспекты являются основными, поскольку они охватывают три основные стороны знака: форму, содержание и употребление.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Установленные выше три аспекта предложения определяют три основания для классификации предложений: по их структуре, семантике и прагматическим свойствам.
Каждый из этих трех аспектов многопланов, что делает необходимым, оставаясь в пределах некоторого одного аспекта, учесть возможность существования разных классификационных признаков, определить их значимость и, если возможно, иерархию. Так, деления предложений на одно- и двухсоставные, полные и неполные, именные и глагольные – все подходят под квалификацию структурных. Эти и другие подобные деления объективно отражают реальную языковую действительность. Важно в качестве основного деления использовать такой признак, который, фиксируя структурные различия, вместе с тем находился бы в определенном соответствии с существенными содержательными различиями предложений. Таким признаком является модальность предложения в широком смысле этого слова. Предложения, различающиеся по способу соотнесенности выражаемого ими содержания с действительностью, четко разнятся своим строением, и потому соответствующая классификация оказывается структурной.
Предложения | ||||||
Собственно предложения | Квази-предложения | |||||
Повествовательные | Вопросительные | Оптативные | Побудительные | Вокативные | Междометные | Мета=коммуникатиные |
John came | Did John come | If John came | Come | John | Oh | Good day |
Собственно предложения являются сообщениями о чем-то, имеют субъектно-предикатную основу и различаются между собой способом соотнесения содержания с действительностью.
Квази-предложения
не содержат сообщения, не имеют субъектно-предикатной
основы. Это либо предложения-обращения,
либо междометные предложения, служащие
для выражения эмоций, либо, наконец,
близкие к этим двум типам по признаку
неизменности, формулообразного характера
предложения
Среди собственно предложений повествовательные и вопросительные предложения можно было бы объединить в некоторую подгруппу, так как они имеют между собой то общее, что их можно рассматривать как синтаксические предложенческие конструкции, отражающие две стороны речевой коммуникации, связанные с выдачей и получением информации. Вопросительное предложение – запрос отсутствующей у автора предложения информации. Повествовательное предложение – сообщение информации.
Есть определенная связь и между двумя другими типами предложений. И оптативное, и побудительное предложения передают волюнтативное отношение говорящего к некоторому событию. Это объединяет их. Различие между ними заключается в том, что в первом случае желание остается нереализуемым, во втором оно реализуется путем словесного воздействия на участника ситуации, являющегося источником соответствующего действия.
Отношения между повествовательными и вопросительными предложениями сложнее, чем это можно предполагать, исходя из данной им выше общей характеристики. Вопросительное предложение – не «чистый вопрос», а всегда несет и определенную положительную информацию. С другой стороны, повествовательные предложения могут быть в разной степени информативны в целом и в разных своих частях.
Сущность оптативных и побудительных предложений определяется характером соответствующих форм наклонения глагола и не требует специального разъяснения.
В грамматических описаниях повествовательные, вопросительные и побудительные предложения обычно исчерпывают классификацию предложений по «коммуникативной установке». Приведенный выше материал показывает, что, во-первых, такая классификация неполная, во-вторых, несмотря на содержательно-ориентированные названия типов, эта классификация по существу структурная. Ведь, например, побуждением к действию может служить и повествовательное и вопросительное предложения и, тем не менее, они не включаются в побудительные предложения, а остаются тем, чем они являются по строению и определяемому строением содержанию.
Каждый
из типов предложений
Квази-предложениям
дан статус предложения лишь в
силу того, что в потоке речи они
способны замещать позицию предложения,
интонационно характеризуясь теми же
свойствами, что и собственно предложения,
и обладая свойством
Интонационными
средствами высказыванию каждого из
рассмотренных типов
Эмоциональность высказывания создается не только «наложением» специфической восклицательной интонации на тот или иной тип предложения. Имеются структурные схемы, в которых заложена эмоциональность высказывания. Таким образом, эмоциональность и восклицательность – разные свойства предложений. Одно относится к содержательному аспекту высказывания, другое – к его просодическим характеристикам. Оба свойства могут наличествовать в одном предложении, но такое совмещение отнюдь не обязательно.
ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Так
как предложение - коммуникативная
единица языка, то оно должно выделяться,
прежде всего, своей коммуникативной
целью, то есть целевой установкой для
слушающего. Обобщив коммуникативно-
В
ходе современных исследований коммуникативные
типы предложения получили последовательную
характеристику по виду реакции слушающего.
Необходимость строгого учета реакции
слушающего была ясно показана Ч. Фризом
[Fries 1952]. Напомним основу его описания.
В этом описании для начала традиционная
классификация отбрасывается
Ч.
Фриз вознамерился своим описанием
«ниспровергнуть» традиционное разбиение
предложений по коммуникативному принципу.
Однако не нужно долго присматриваться
к его классам высказываний, чтобы
увидеть в них традиционные коммуникативные
типы, подтвержденные и детализированные
экспериментальным