Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена особенностям структуры английского восклицательного предложения. В первой главе рассматривается сущность предложения. Освящены вопросы, касающиеся определения предложения, его функций и аспекты. Вторая глава посвящена рассмотрению классификации предложений. В этой главе подробно освящаются принципы и проблемы классификации предложений. В третьей главе описываются различные коммуникативные типы предложений, а также выясняется, является ли восклицательное предложение коммуникативным типом. В четвёртой главе мы более подробно рассматриваем такой тип предложения как восклицательное. В пятой главе, представляющей практическую часть, дан результат анализа различных типов восклицательных предложений.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение предложения……………..………………………………………………….5
Предикативность и некоторые другие свойства предложения………………….6
Предложение как центральная синтаксическая единица………………………….8
1.3. Аспекты предложения…………………………………………………………………………………9
Глава 2. Классификация предложений……………..…………………………………………….10
Глава 3. Коммуникативные типы предложений……………………………………………..14
Глава 4. Восклицательные предложения………………………………………………………..20
Глава 5. Практическая часть «Особенности структуры английского восклицательного предложения»……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………
Но
характеристика предложения по признаку
речевой реакции, хотя и абсолютно
существенная на своем месте (ведь фактически
она раскрывает именно ту понятийную
базу классификации, которая находилась
на положении подразумеваемой в
традиционной грамматике), все-таки по
необходимости является характеристикой
лишь «симптоматики» предложения, его
внешних особенностей. Возникает
вопрос, в чем состоит «органика»
коммуникативной природы
Ответ
на этот вопрос должен дать парадигматический
анализ предложения, включающий рассмотрение
характера его актуального
На первом и главном этапе исследования М. Я. Блох рассматривает коммуникативные типы предложения в рамках системы из двух бинарных оппозиций (повествовательное предложение - побудительное предложение, повествовательное предложение - вопросительное предложение) и устанавливает, что различительные признаки коммуникативных типов определяются различиями актуального членения предложения, в частности, различным характером их рематических компонентов, выражающих логический предикат высказывания. [Блох 2000:108]. Рема повествовательного предложения выражает информацию непосредственного сообщения или заявления о некотором факте, свойстве, отношении, событии. Рема побудительного предложения, в отличие от этого, выражает содержание требуемого или желаемого говорящим действия, то есть программирует действие адресата побуждения. Рема вопросительного предложения выражает запрос информации, то есть является в содержательном плане открытой, зияющей: она программирует ответную рему.
Нетрудно видеть, что из трех указанных видов ремы - повествовательной, побудительной и вопросительной - особым своеобразием отличается вопросительная рема, связанная по признаку синсемантии с ремой ответного предложения. Ее открытость может быть либо категорической, безальтернативной (например: Where is he?), либо альтернативной (например: Is he here (or not)? Is he here or there?), и в зависимости от этого все вопросы должны быть подразделены на вопросы замещения, местоименные (цельные) и вопросы выбора, альтернативные (разделительные). Альтернативные вопросы, в свою очередь, распадутся на скрыто-альтернативные, как в предпоследнем примере, и открыто-альтернативные, как в последнем примере. Как видим, традиционная классификация вопросительных предложений, в отличие от общей классификации коммуникативных типов предложения, подлежит в свете настоящего анализа преобразованию.
На последующих этапах анализа выводятся следствия из выдвинутых положений.
Первое следствие - методологическое, оно касается связи предложения и суждения. Известно, что в оценке соотнесенности суждения с коммуникативным типом предложения мнения логиков расходятся: одни считают, что суждение выражается лишь повествовательным предложением, другие возражают против этой традиционной точки зрения, представляющейся им «узкой», и утверждают, что любое предложение прямо и непосредственно выражает суждение (см.: [Таванец 1953 1955; Копнин 1957; Колшанский 1965 95 : 101]).
Конечно, можно задать суждение посредством такого определения, которое должно подвести под эту категорию план содержания любого предложения безотносительно к его коммуникативно-типовой принадлежности. Фактически именно так и поступают те, кто распространяет понятие суждения на все коммуникативные типы высказываний, выделяя, наряду с «повествовательными», также и «вопросительные» и «побудительные» суждения. Проблема с точки зрения лингвиста, однако, заключается не просто в том, чтобы расширить старое понятие суждения или же принять его в традиционном, «узком» чтении, а прежде всего в том, чтобы выявить, в чем состоит различие между семантикой высказываний, принадлежащих к разным коммуникативным типам. Различие же это раскрывается в свете теории актуального членения, указывающей на существенные собственные свойства тематико-рематического (а в логическом чтении, субъектно-предикатного) строя соответствующих типов высказываний.
Следовательно, если не задавать новое определение суждения по вышеотмеченной модели, а подойти к суждению как «форме мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь» [Кондаков 1975:574], то учет характера актуального членения в предложениях разных коммуникативных типов ясно покажет, что строго побудительные и строго вопросительные предложения по самой своей коммуникативно-содержательной природе не могут прямо выражать суждения в вышеописанном «традиционном» понимании. Из трех кардинальных коммуникативных типов предложения лишь повествовательное предложение непосредственно выражает суждение, потому что соединение его актуальных компонентов (тематико-рематиче-ский строй) прямо отражает отношение его номинативного содержания к действительности по фактору истинности - ложности, а отражение этого отношения, опосредованное формой утверждения и отрицания, - необходимое свойство суждения как такового. Известно, что еще Аристотель стремился оградить суждение от отождествления с содержанием любого высказывания. Он говорил: «Но не всякое предложение («не всякая речь» - М. Б.) есть суждение, а лишь то, в котором заключается истинность или ложность чего-либо; так, например, пожелание есть предложение («речь» -М. Б.), но не истинное или ложное» [Античные теории языка и стиля 1936: 61- 62. Ср.: Кондаков 1975:575].
С
другой стороны, каждое предложение, хотя
и не обязательно прямо и
В
качестве второго следствия из выдвинутых
положений нужно указать на раскрытие
места восклицательных
Восклицательные
предложения не обладают собственным
коммуникативно-установочным статусом,
отображенным на содержании их рематического
компонента. Это значит, что восклицательность
оказывается сопутствующей
Что же касается так называемых «чисто восклицательных» предложений типа "Oh my God!", "By Jingo!" и т.п., выделяемых в качестве таковых, например, Б. А. Ильишом [Ильиш 1971: 186--187], то они не только не могут быть включены в рубрики строгих коммуникативных типов, но должны быть выведены из системы предложений вообще: это не предложения, а междометные выкрики, спорадически попадающие в изолированное положение в речи (позиция реплики). Это не предложения, потому что они не обладают ни эксплицитной, ни имплицитной структурой актуального членения.
Значит,
голосовое коммуникативно-
Третье
следствие из основного результата
актуально-парадигматического анализа
коммуникативных типов
Между
повествовательным и
Между
повествовательным и
Между вопросительным и побудительным предложениями выделяются вопросительно-побудительное и побудительно-вопросительное предложения. Например: Will you leave your aunt and come and look after me? (D. du Maurier). Это просьба, выраженная в форме вопроса. "Now, tell me," she said, "just what do you mean?" (W. Saroyan). Побуждение содержит косвенный вопрос.
В
результате мы получаем систему из
девяти коммуникативных типов
Наконец, четвертое следствие из выдвинутых положений является продолжением первого, методологического. Оно дает более детализированный ответ на вопрос о связи предложения и суждения, показывая, что с точки зрения способности к выражению суждения предложения языка, охарактеризованные по коммуникативному типу, должны быть разбиты на три класса.
Первый
класс - предложения, выражающие суждение
прямо и непосредственно. Это предложения
повествовательные, вопросительно-
Второй
класс - предложения, выражающие суждение
в качестве дополнительного плана содержания,
в качестве семантического фона для основной
коммуникативно-установочной части содержания.
Это предложения повествовательно-
Третий класс - предложения, не выражающие суждения ни по основному, ни по дополнительному коммуникативно-установочному заданию. Это предложения вопросительные, побудительные, вопросительно-побудительные и побудительно-вопросительные.
Учитывая,
что лишь первый из показанных классов
выражает суждение по прямому и единственному
назначению в процессе общения, всю
систему коммуникативно-