Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ 14
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 14
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 21
2.4 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 23
2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год 27
2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Reff.docx

— 71.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ состояния и путей  развития розничной торговли в России

Курсовая  работа по дисциплине

«                          »

 

 

К защите допускаю:

Руководитель: Иванов И.И ___________         _________________

                                                                                       (подпись)                         (дата)

 

Оценка  при защите

 

_______________________________________

Дата_________Подпись__________

 

 

 

                                                  Москва-2013 

Содержание

 

Введение 3

1. Характеристика розничной торговли 4

1.1 Сущность и функции розничной торговли 4

1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5

1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9

2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ 14

2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 14

2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 21

2.4 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 23

2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год 27

2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития 31

Заключение 38

Список использованной литературы 41

 

 

Введение

 

Торговля является важнейшей  отраслью экономики страны, состояние  и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских  товаров. Значительные перемены в экономической  и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения  в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной  торговле.

Розничная торговля конца XX – начала XXI в. – это сложный  многоуровневый и предельно консервативный бизнес. В настоящее время розничная  торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением  неорганизованной торговли, стремительным  и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной  затратой сил и времени, приобретать  нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого  ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей, и сокращается  время на приобретение товаров.

Цель курсовой работы –  изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.

В соответствии с целью  можно определить следующие задачи:

Понять сущность розничной  торговли и её функции;

Рассмотреть классификацию  предприятий розничной торговли и правила их работы;

Выяснить роль и пути развития розничной торговли в РФ;

Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.

1. Характеристика  розничной торговли

 

1.1 Сущность и  функции розничной торговли

 

В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей  понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.

По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между  продавцом и покупателем при  розничной торговле всегда носят  характер договора купли-продажи.

Розничный торговец (магазин) – это любая коммерческая организация, основная часть прибыли которой  образуется за счет розничной торговли. Розничные торговцы выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг. Они формируют соответствующий потребностям целевых групп покупателей ассортимент, дробят крупные партии товаров, поступающие от производителей, осуществляют хранение товарных запасов и предоставляют услуги, облегчающие процесс покупки и использование товаров [8]. Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом. Розничная торговля осуществляет ряд функций:

исследует конъюнктуру, сложившуюся  на товарном рынке;

определяет спрос и  предложение на конкретные виды товаров;

осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает  на них цены;

оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

 

1.2 Классификация розничных торговых предприятий

 

Процесс обращения товаров  и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной  торговой сети, составляющей основу материально-технической  базы торговли и представляющей собой  совокупность торговых предприятий [3].

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи  товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных  торговых предприятий положены следующие  признаки:

виды и особенности  устройства;

тип предприятия;

форма торгового обслуживания;

тип здания и особенности  его объемно-планировочного решения;

функциональные особенности  предприятия1.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной  торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

Магазины располагают  земельным участком, капитальным  стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами  и т. п. Они имеют благоустроенные  площадки, навесы и складские помещения  для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции  и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов  они предлагают более узкий ассортимент  товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон — оборудованное  строение, имеющее торговый зал и  помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее  торгового зала и помещений для  хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади  которого хранится рабочий запас  товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные  средства развозной и разносной  торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового  зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают  в магазинах, на прилегающих к  ним территориях, а также в  местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера  торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости  от величины торговой площади) — на типоразмеры [7].

По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через  прилавок или продавцом-консультантом  в магазине самообслуживания, Форма  торгового обслуживания — организационный  прием, представляющий собой сочетание  методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения  предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также  бывают одноэтажные, многоэтажные, с  подвальными помещениями или  без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия  делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных  торговцев, торговую сеть, розничные  франшизы, арендуемые отделы и кооперативы  [2].

Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним  магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число  входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные  станции и пункты автосервиса.

Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной  торговле последних десятилетий. Они  подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

Розничные франшизы. Это  юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в  качестве которых могут выступать  производители, оптовики, организации  по предоставлению услуг, и держателями  привилегий в лице предприятий розничной  торговли. Такие соглашения позволяют  розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и  по соответствующим правилам.

Арендуемый отдел. Это, как  правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или  специализированном магазине), который  сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его  хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и  престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое  применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и  книжных киосков, лотков, киосков  по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

Розничная торговля, осуществляемая вне магазина. Розничная торговля отнюдь не ограничена стенами магазина. Примерами внемагазинной торговли являются прямые продажи косметики.[5].

Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических функций [2].

Основные торговые функции  магазинов следующие:

изучение покупательского  спроса на товары;

составление заявок на завоз  товаров;

формирование ассортимента товаров;

реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят:

прием поступивших в магазин  товаров по количеству и качеству;

обеспечение хранения товаров;

выполнение операций, связанных  с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

продажа товаров (предложение  товаров и оказание помощи покупателям  в их выборе, выполнение расчетных  операций).

Кроме того, магазины выполняют  функции, связанные с оказанием  покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов  на товары, доставка купленных в  магазине товаров на дом покупателю и т. д.) [17].

Объем и характер выполняемых  магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной  самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций  выполняет также функции, связанные  с оптовыми закупками товаров  и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

 

1.3 Правила работы предприятий розничной торговли

 

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий  и усиления защиты интересов покупателей  с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют  правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они  определяют в соответствии с действующим  законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

В общих положениях этих правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования [10].

Информация о работе Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России