Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ 14
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 14
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 21
2.4 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 23
2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год 27
2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
В магазине должна быть представлена следующая информация [15]:
указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;
фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
адреса и телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью [13].
В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:
основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
порядок продажи товаров;
требования, предъявляемые к продавцам;
контроль за работой розничных торговых предприятий.
Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
Хранение товаров должно
быть организовано с учетом строгого
соблюдения основных принципов товарного
соседства, санитарных и других правил,
а также соответствующих
Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам па общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных
и непродовольственных товаров,
для которых установлены
В магазинах самообслуживания
(кроме специализированных хлебных
и овощных) отбор товаров покупателями
должен производиться только в инвентарные
корзины и тележки, размещаемые
при входе в зал
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.
Запрещена продажа товаров
с истекшими сроками
Товары, на которые органами
местной администрации
Запрещается обусловливать
продажу одних товаров
В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями - контрольные метры.
Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток.
Контрольно-кассовые машины,
используемые на предприятиях торговли,
должны быть зарегистрированы в налоговых
службах в установленном
В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ
Концепция разработана в
соответствии с основными положениями
«Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2004 годы)» и «Стратегии
социально-экономического развития России
на период до 2010 года», определивших общие
контуры макроэкономической политики,
институциональных
Под внутренней торговлей,
как самостоятельной отраслевой
системой, понимается совокупность субъектов
торговой деятельности, занимающихся
на территории России куплей - продажей
потребительских товаров и
Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения.
В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.
Современный потребительский
рынок отличается относительно высокой
насыщенностью соответствующей
платежеспособному спросу населения.
Динамизм объемов и структуры
реализации товаров и услуг постепенно
приобретает все более
Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.
Во внутренней торговле
сосредоточен сегодня значительный
объем теневого оборота, размеры
которого колеблются в пределах 30-40%.
Из-за сложившейся несовершенной
системы оптовой торговли, состоящей
преимущественно из множества мелких
посреднических организаций, происходит
неоправданное наращивание цен
реализации. Регулирование развития
торговой инфраструктуры неоправданно
рассредоточено, в результате чего
проявляется
С учетом наметившихся тенденций
развития внутренней торговли на современном
этапе общей целью настоящей
концепции является разработка на ее
основе адекватного рыночной экономике
организационно-правового
Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение доступности
потребительского рынка в
2. Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров.
3. Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
4. Существенное ограничение
возможностей для теневого
5. Достижение оптимального
соотношения магазинных и
6. Обеспечение приоритетов корпоративного управления в развитии торговой сети.
7. Укрепление нормативно-
8. Создание единой
В связи с тем, что многие экономические процессы в торговле, получившие развитие за время реформ, не обратимы, Концепция исходит из того, что ориентируясь на сложившееся состояние развития внутреннего рынка, необходимо частично откорректировать направление его функционирования.
Средствами решения данной задачи могут стать:
- целенаправленные структурные
изменения на потребительском
рынке, способные обеспечить
- стимулирование развития
интеграционных процессов в
- совершенствование системы
государственного контроля
- рационализация системы
государственного
- стимулирование перехода
на механизм корпоративного
Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ.
Формирование и развитие
этой инфраструктуры в настоящее
время сдерживается рядом причин
объективного и субъективного характера.
Среди основных причин - недостаток
у хозяйствующих субъектов
Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Позитивное влияние на
развитие сферы торговли оказывает
укрупнение предприятий розничной
торговли, происходящее в последние
годы совершенствование на этой основе
форм торгового обслуживания и преобразования
отрасли в современную
Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.
При этом развитие магазинных
форм продажи товаров опирается
на необходимость обеспечения
Общими принципами развития розничной торговой сети являются:
- универсализация
- развитие специализированных
и узкоспециализированных
- формирование торговых
сетей, крупных универсальных
розничных предприятий,
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
Информация о работе Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России