Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ 14
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 14
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 21
2.4 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 23
2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год 27
2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Reff.docx

— 71.46 Кб (Скачать документ)

Существующая концепция развития федеральных и республиканских сетевых структур не предусматривает строительства и открытия магазинов в населенных пунктах с населением менее 5-10 тыс. человек, в связи с чем в решении социальных проблем села важную роль по-прежнему играет система потребительской кооперации. На сегодняшний день доля ее организаций в общем товарообороте республики составляет менее 1%, число организаций торговли за последние 5 лет сократилось на треть. Из числа действующих магазинов большая часть не отвечает современным требованиям и работает неэффективно.

Для повышения уровня торгового  обслуживания сельского населения  необходимо дальнейшее совершенствование материально-технической базы организаций сельской торговли путем строительства новых торговых объектов современных форматов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем реконструкции объектов потребительской кооперации.

Недостаточно обеспечена доступность предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц  с ограниченными физическими  возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер  по обеспечению доступа для инвалидов  и других маломобильных групп граждан вновь вводимых и действующих объектов торговли и общественного питания: оборудование их пандусами, лифтами и другим необходимым оборудованием.

Важную роль в снабжении  населения товарами играют розничные  рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими  хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.

В настоящее время в  республике действуют 87 розничных рынков, в том числе: универсальных - 70, специализированных - 7, сельскохозяйственных - 10. Из общего количества рынков в городах расположено 45, в сельской местности - 42. Нет розничных  рынков в Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Краснокамском, Кушнаренковском, Куюргазинском, Стерлитамакском и Федоровском муниципальных районах. Отсутствуют сельскохозяйственные рынки в городах Уфе, Агидели, Баймаке, Белорецке, Благовещенске, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбае, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Туймазы, Янауле.

Из 87 розничных рынков, действующих  на территории Республики Башкортостан, необходимо провести реконструкцию  или строительство капитальных строений на более чем 40 рынках.

Не имеют капитальных  строений 26 розничных рынков в 17 муниципальных  районах и в 3 городских округах.

Сохраняется тенденция сокращения розничных рынков и перевода их в  формат торговых комплексов и центров. За последние три года численность  рынков сократилась со 114 в 2007 году до 87. В первую очередь это вызвано  предъявлением к организации  торговли на розничных рынках более  жестких, чем в торговых комплексах и центрах, требований.

Одним из направлений совершенствования  инфраструктуры торговой отрасли является развитие в республике объектов придорожного сервиса.

По состоянию на 1 января 2011 года в полосах отвода и придорожных  полосах автомобильных дорог  общего пользования Республики Башкортостан функционировали более 500 объектов дорожного сервиса, однако не все  они соответствовали требованиям, которые предъявляются к услугам, оказываемым на объектах дорожного  сервиса.

Слабо развивается дистанционная  торговля. Основными причинами этого  являются низкая компьютерная грамотность большинства населения, недоверие к данной форме торговли, недостаточное развитие транспортной и банковской инфраструктур.

В республике предпринимаются  меры для создания условий формирования конкурентной среды, однако конкуренция  на потребительском рынке еще  не приобрела созидательного характера - остаются сильными позиции монополизма  отдельных организаций в сфере  производства и обращения. Реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и  методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.

Защита прав потребителей в сфере  торговли

В связи с отменой обязательной сертификации услуг розничной торговли и сокращением перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, возрастает актуальность повышения качества и обеспечения безопасности поступающих на потребительский рынок республики товаров и услуг.

Увеличение количества обращений  граждан в контролирующие органы с жалобами на некачественные товары и услуги свидетельствует о возрастании  объемов поставок в торговые организации  низкокачественных товаров.

Наиболее остро вопросы  качества и безопасности, распространения  контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли: на рынках, ярмарках и в  мелкорозничной сети.

Существенный вклад в  обеспечение населения безопасной продукцией должны внести общественные организации по защите прав потребителей. В целях усиления взаимодействия по защите интересов граждан на потребительском  рынке назрела необходимость  создания ассоциации общественных организаций  по защите прав потребителей, которая  будет содействовать решению  проблем в данной сфере.

Повышение качества услуг, предоставляемых населению организациями  отрасли, наряду с развитием материально-технической  базы и технологий обслуживания требуют  профессиональной подготовки кадров. В настоящее время на потребительском  рынке республики по-прежнему активно  применяется труд работников, не имеющих  соответствующего образования. Отмечаются недостаточный уровень подготовки персонала для торговых организаций, дефицит квалифицированных кадров среднего звена.

 

 

Заключение

 

Розничная торговля – это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения.

Розничная торговля выполняет  ряд функций:

исследует конъюнктуру, сложившуюся  на товарном рынке;

определяет спрос и  предложение на конкретные виды товаров;

осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает  на них цены;

оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Розничная торговля представлена большим количеством торговых предприятий, которые можно классифицировать по таким критериям как: товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, характер местонахождения и др.

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий  утверждены и действуют правила  работы предприятий, осуществляющих розничную  торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим  законодательством, постановлениями  Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и  распоряжениями региональных органов  власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения  магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция развития внутренней торговли исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной  торговли (за исключением товаров  редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных  и узкоспециализированных непродовольственных  магазинов в центрах жилой  застройки;

- формирование торговых  сетей, крупных универсальных  розничных предприятий, торговых  центров и торговых комплексов;

- организация в центральных  торговых зонах жилых массивов  предприятий с высоким уровнем  торгового обслуживания;

- формирование системы  так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной  доступности и торгующих ассортиментом  продовольственных и непродовольственных  товаров первой необходимости;

- выделение специальных  зон для уличных ярмарок и  базаров;

- формирование автономных  зон торгового обслуживания вдоль  автомагистралей;

- восстановление розничной  торговли через автоматы.

Малые предприятия розничной торговли начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становятся важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы.

Исходя из статистических данных о розничной торговли следует, что в августе 2010 года сохраняется устойчивый рост оборота розничной торговли. Достаточно высокими темпами растут продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров. В разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гражданский Кодекс РФ;
  2. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П.Дашков - 9-е изд.- М.: "Дашков и Ко",2008 стр.396;
  3. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов / В.Ф.Егоров изд-во «Питер», 2004. Гл.2;
  4. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы / Белый мир, 2008. № 11. с.7-8;
  5. Кент Тони. Розничная торговля: учебник: пер. с англ. / Тони Кент, Оджени Омар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл.1;
  6. Короткова Т.Л. О некоторых тенденциях развития рынка в России / Т.Л.Короткова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - N 6. - С. 125-131;
  7. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков / О.Т. Лебедев. — М.: Бослен,2008. Гл.1,3;
  8. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли : пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского. Изд-во «Питер», 1999 стр.17-26;
  9. Наталья Кузнецова «Ритейл российский сценарий»; журнал: Новости торговли № 03. 2007 стр.18-20;
  10. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли: теория и методология / В. В. Никишкин. - М.: Экономика, 2003 стр. 210;
  11. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) / http://www.minpromtorg.gov.ru/find;
  12. Официальный сайт правительства Республики Башкортостан http://www.pravitelstvorb.ru;
  13. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник / О.В. Памбухчиянц – 3-е изд. М.: "Дашков и К", 2007 стр.272;
  14. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П.Половцева изд-во: ИНФРА-М, 2006 стр.197;
  15. Российский рынок розничной торговли // Современная торговля 2010 №4;
  16. Сысоева С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов / С. В. Сысоева. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2009 стр. 144;
  17. Ферни Джон. Принципы розничной торговли: пер. с англ.пер. У. Сапцина. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.;
  18. Формирование услуг розничной торговли в условиях рыночной экономики Д.А. Карх // Вестник РГТЭУ 2010 №3;
  19. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России / О.Щетинин. - М.: Сфера, 2008 стр. 5-12;
  20. Щур Д. Л. Основы торговли. Розничная торговля: настольная книга руководителя, главбуха и юриста / Д. Л. Щур, Л. В. Труханович. - М.: Дело и Сервис, 2008 стр.536.

1 В основу классификации розничных торговых предприятий, предусмотренную ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», положены только видовой и типовой состав предприятий.


Информация о работе Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России