Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ 14
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 14
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 21
2.4 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 23
2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год 27
2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год
В январе-августе 2010 года оборот розничной торговли составил 10334,4 млрд.руб., 104,3% к соответствующему периоду 2009 года. При этом в августе 2010 года розничный товарооборот составил 1410 млрд. руб., 106,5% к августу 2009 года и 101,4% к июлю 2010 года [11].
В структуре оборота розничной торговли в августе 2010 года доля непродовольственных товаров составила 51,6% (51,7% в августе 2009 года), доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – 48,4% (48,3%).
В разрезе отдельных видов товаров по итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями вырос на 5,7%, непродовольственными товарами – на 3,1% к январю-августу 2009 года. В августе 2010 года по сравнению с августом 2009 года наблюдается достаточно высокий прирост оборота розничной торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами: на 7,5% и 5,5% соответственно. По отношению к июлю 2010 года оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 0,4%, непродовольственными товарами – на 2,3 процента.
В августе 2010 года по сравнению
с июлем 2010 года в организациях розничной
торговли, не относящихся к субъектам
малого предпринимательства, в группе
основных продуктов питания отмечался
наиболее существенный рост продаж соли
(на 8,5%), яиц куриных (на 4,9%), макаронных
изделий (на 4,3%). Продажи мясных продуктов,
рыбы и морепродуктов, растительных
масел, молочных продуктов, крупы возросли
на 0,8-2,3%. Снижение продаж наблюдалось
по следующим видам
В группе непродовольственных товаров в августе 2010 года отмечался рост продаж верхней одежды, компьютеров, стиральных машин, книг, газет и журналов, мобильных телефонов, телевизоров (на 2,5-14,4%). В то же время снизились продажи кожаной обуви, бытовой мебели, холодильников (на 0,9-6,3%).
В разрезе форматов торговли
сохраняется тенденция
В августе 2010 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли (в августе 2009 года – 86,4%), розничные рынки и ярмарки – 12,6% (в августе 2009 года –13,6%).
По предварительным данным, в январе-августе 2010 года реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 5,6% к соответствующему периоду 2009 года (в январе-августе 2009 года - сократились на 0,1% к январю-августу 2008 года). В августе 2010 года прирост данного показателя составил 7,9% к августу 2009 года.
Потребительские цены на товары и услуги в августе 2010 года выросли на 0,6%, в то время как в августе 2009 года роста цен не наблюдалось. За период январь-август 2010 года цены на товары и услуги выросли на 5,4% (январь-август 2009 года – на 8,1%).
Цены на товары (без услуг) в августе 2010 года выросли на 0,7% (за январь-август 2010 года – на 4,7%), в том числе на продовольственные товары – на 0,9%, непродовольственные товары – на 0,4%. При этом цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции в августе 2010 года выросли на 1,2%, на плодоовощную продукцию – снизились на 1,4%. В целом за январь – август 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,6%, непродовольственные – на 2,5 процента.
В разрезе субъектов Российской Федерации в августе 2010 года цены изменялись достаточно неравномерно. Рост потребительских цен на 1% и более отмечался в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе наибольший рост отмечен в Чеченской Республике – на 2,1%. Снижение потребительских цен в августе 2010 года наблюдалось в Чукотском автономном округе – на 1,6%, Калининградской и Тюменской областях – на 0,1%. В Москве потребительские цены за месяц выросли на 0,4% (с начала года – на 5,8%), в Санкт-Петербурге – увеличились на 0,1% (с начала года - на 5,6%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце августа 2010 года составила 2372 рубля, увеличившись за месяц на 0,7% (за период с начала года – на 10,8%).
В группе продовольственных товаров наибольший рост цен в августе 2010 года пришелся на отдельные виды крупяных изделий, в том числе на крупу гречневую-ядрицу - возросли на 31,4% (в 45 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 30%). Максимальное удорожание гречки зафиксировано в Орловской и Волгоградской областях – в 1,7 раза. Цены на пшено выросли на 8,8% (в Тверской, Кировской и Калужской областях – более чем на 30%), на муку пшеничную - на 10,8% (в Пермском крае, Вологодской и Омской областях – более чем на 30%).
Хлеб и хлебобулочные изделия в августе 2010 года подорожали на 2,1%, макаронные изделия – на 2,4%, сахар-песок – на 4,7 процента.
Существенный рост цен отмечен на молочную продукцию. В целом данная группа товаров подорожала за месяц на 3,2%, в том числе цены на молоко питьевое выросли на 4,1%, кисломолочную продукцию – на 3,6%, сметану и творог нежирный – на 3,4%. Сливочное масло - на 3,7%. При этом максимальный рост цен на молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности зафиксирован в Алтайском крае (13,6%), Удмуртской Республике (13,3%), Кировской области (12,9%), Курганской области (11,5%) и Чувашской Республике (11,3%).
Кроме того наблюдался умеренный рост цен на мясо и птицу – на 0,9%, подсолнечное масло – на 0,8%, рыбу и морепродукты – на 0,4 процента.
Цены на яйца куриные в августе 2010 года снизились на 1,3%, однако в 12 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 5%. Максимальный рост цен на яйца зафиксирован в Тверской области (на 21,4%), Чеченской Республике (на 28,4%) и Кабардино-Балкарской Республике (на 38,2%).
Отмечалось снижение цен на отдельные виды плодоовощной продукции. Лук репчатый и виноград подешевели на 14,6% и 13,4% соответственно, морковь, капуста белокочанная свежая, бананы, свекла – на 6,6-7,7%. Одновременно цены на лимоны и чеснок выросли в 1,5 раза и 1,2 раза, на апельсины и груши – на 6% и 2,6% соответственно.
Потребительские цены на картофель в целом по России в августе снизились на 0,4%. При этом в отдельных субъектах Российской Федерации отмечен рост цен на картофель: Республика Алтай (30,7%), Камчатский край (29,5%), Тамбовская область (28,8%), Республика Башкортостан (27,9%), Республика Марий Эл (27,6%).
В группе непродовольственных товаров наибольший рост цен в августе
2010 года отмечался на
табачные изделия, за месяц
цены на данную группу товаров
выросли на 1,9%. Одежда и белье,
ткани, трикотажные изделия и
обувь подорожали на 0,2-0,5%, электротовары
и другие бытовые приборы,
2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития
Торговля является одной
из важнейших отраслей экономики
Республики Башкортостан, состояние
и эффективность
Торговая отрасль – лидер среди отраслей экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли республики превышает 200 тысяч человек.
В современных условиях
в развитии торговой отрасли Республики
Башкортостан имеет место ряд
проблем. Высокий уровень инфляции
на фоне ограниченной покупательской
способности, недостаточная степень
развития инфраструктуры, наличие административных
барьеров в отрасли вызывают необходимость
принятия комплекса мер по поддержанию
уровня благосостояния населения, повышению
его удовлетворенности
С 2000 года торговля являлась
одной из динамично развивающихся
отраслей экономики республики, ежегодный
прирост товарооборота в
Мировой экономический кризис внес коррективы в развитие торговой отрасли Республики Башкортостан и затронул практически все сегменты ее потребительского рынка. В 2009 году в связи со снижением платежеспособного спроса и покупательской активности населения объем розничного товарооборота снизился к уровню 2008 года на 2%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Следствием падения товарооборота стало снижение рентабельности торговой отрасли, свертывание инвестиционных программ, приостановка строительства новых торговых объектов.
В 2010 году в результате постепенного восстановления покупательского спроса, увеличения потребительского кредитования и улучшения внутренней конъюнктуры отмечалась относительная стабилизация ситуации на потребительском рынке. По итогам 2010 года оборот розничной торговли увеличился в товарной массе на 4,6% и составил 512,1 млрд. рублей, при этом субъекты малого и среднего предпринимательства формировали более 55% всего оборота розничной торговли.
По абсолютному показателю
оборота розничной торговли Республика
Башкортостан по-прежнему входит в
первую десятку субъектов Российской
Федерации и занимает первое место
в Приволжском федеральном
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.
За 2007-2009 годы введено в
эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов
торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На
строительство и реконструкцию
объектов привлечено около 16 млрд. рублей.
В 2010 году в сектор торговли поступило
1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено
в эксплуатацию 669 объектов торговли
и общественного питания
В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 24 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие, как «Метро» (Германия), «Касторама» (Великобритания), «Леруа Мерлен» (Франция), завершившие в 2011 году свои проекты «ИКЕА» (Швеция) и «АШАН» (Франция) совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.
Крупнейшими по числу магазинов являются отечественные сети «Полушка» (122 магазина), ОАО «Башспирт» (110 магазинов), «Магнит» (75 магазинов) и другие.
На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан входит в пятерку лидеров.
Несмотря на ежегодный прирост торговых площадей, среднереспубликанский показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива на 9%.
При относительно высоких
темпах развития сети организаций потребительского
рынка имеет место
Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах же - более 300 кв. м.
В целях выравнивания территориального
размещения торговых предприятий необходимо
повышение эффективности
Недостаточно развивается социально ориентированная сеть торгового обслуживания.
В условиях роста потребительских
цен на социально значимые продовольственные
товары важными становятся задачи саморегулирования
на потребительском рынке, повышения
социальной ответственности бизнеса,
формирования общих принципов сотрудничества
в целях осуществления
Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.
Медленно идут качественные преобразования в организации торгового обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая инфраструктура организаций торговли в сельской местности.
Информация о работе Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России