Импорт алкогольной продукции за 2009 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание

Исходя из этого, целью данной работы является анализ деятельности таможенных органов по таможенному оформлению и таможенному контролю алкогольной продукции.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены запреты и ограничения, применяемые в отношении алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию РФ;
- определен перечень алкогольных товаров, подлежащих маркировке при ввозе;
- рассмотрен порядок таможенного оформления и таможенного контроля алкогольной продукции, подлежащей маркировке, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Внешнеторговый оборот алкогольной продукции 6
1.2. Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции 8
1.3. Общие правила при выходе на международный рынок 16
1.4. Маркировка алкогольной продукции 19
Глава 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 26
2.1. Основные методы статистического анализа 26
2.2. Анализ импорта алкогольной продукции за 2009 г. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

moya_k_r.docx

— 199.79 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ  ПРОДУКЦИИ 6

1.1. Внешнеторговый оборот  алкогольной продукции 6

1.2. Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции 8

1.3. Общие правила при выходе на международный рынок 16

1.4. Маркировка алкогольной продукции 19

Глава 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 26

2.1. Основные  методы статистического анализа 26

2.2. Анализ  импорта алкогольной продукции  за 2009 г. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок алкогольной продукции представлял и до сих пор представляет особое значение для российской экономики в целом т.к. характеризуется высокой рентабельностью и быстрым оборотом капитала. Именно в данной связи он, с точки зрения его современного развития и перспектив, в рамках международной конкуренции является особенно актуальным.

В настоящее время доля импортного алкоголя на российском рынке  довольно велика, она составляет около 60 %.Довольно существенное место на рынке алкогольной продукции  России занимает рынок импортного вина.

Высокий уровень теневого оборота алкогольной продукции, составляющий около 50% от общего объема рынка, криминализация алкогольного рынка, косвенная реклама алкогольных  напитков, отсутствие социальных институтов, пропагандирующих здоровый образ жизни, постоянно увеличивают уровень  потребления спиртных напитков, в  основном за счет притока молодежи в среду потребителей. Все это  требует особого внимания со стороны  государства.

В этой связи очень актуальными  является вопросы контроля за ввозимой алкогольной продукции, предотвращение ввоза контрафактной продукции  и не соблюдения законодательства Российской Федерации.

Таможенные органы играют основную роль в регулировании данного  вопроса т.к. именно на них возложен контроль ввоза импортной алкогольной  продукции.

В начале 2009 года правительство  России, как известно, утвердило  концепцию борьбы с алкоголизмом в России. Среди мер, призванных сократить  вдвое потребление россиянами алкоголя к 2020 году (до нормы, принятой Всемирной  организацией здравоохранения), называются не только регулирование цен, борьба с контрафактом и ограничение  рекламы спиртного, но и развитие виноделия в России. Кризис сильно ударил по российским виноделам. Два  года назад вино производили 46 российских регионов, сейчас только 41 регион. При этом собственное вино в России сейчас занимает 75 процентов рынка, а остальное – импорт.

Изложенное обусловливает  актуальность темы данной работы, ибо  одна из главных задач эффективного таможенного оформления и таможенного  контроля, ввозимой алкогольной продукции  состоит в том, чтобы не допустить  ее перемещение с нарушением таможенного  законодательства, а также попадания  на рынок контрафактной продукции. В связи с этим в данной работе рассматривается применение мер  государственного регулирования в  отношение подакцизных товаров, подлежащих маркировке.

Таким образом, на сегодняшний  день таможенные органы, в условиях динамично развивающегося рынка  алкогольной продукции, являются основной государственной структурой по контролю импортной алкогольной продукции, отслеживанию и пресечению контрафактной  алкогольной продукции и взиманию предусмотренных акцизных платежей в полном объеме.

Исходя из этого, целью  данной работы является анализ деятельности таможенных органов по таможенному  оформлению и таможенному контролю алкогольной продукции.

Для достижения цели в работе решены следующие задачи:

- рассмотрены запреты  и ограничения, применяемые в  отношении алкогольной продукции,  ввозимой на таможенную территорию  РФ;

- определен перечень алкогольных  товаров, подлежащих маркировке  при ввозе;

- рассмотрен порядок таможенного  оформления и таможенного контроля  алкогольной продукции, подлежащей  маркировке, при ввозе на таможенную  территорию Российской Федерации;

-проведен статистический  анализ алкогольной продукции.

Объектом исследования, является алкогольная продукция, подлежащая маркировке, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.

Предмет исследования - таможенное оформление и таможенный контроль алкогольной  продукции, подлежащей маркировке, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

    1. Внешнеторговый оборот алкогольной продукции

 

Рынок алкогольной продукции, в том числе его внешнеторговая составляющая, динамично развивается. Фактически можно говорить о ежегодном  приросте импорта алкогольной продукции  в среднем на 30 процентов.

Стоимостные объемы импорта  алкогольной продукции по странам  дальнего и ближнего зарубежья распределены практически равномерно. Вместе с  тем следует отметить, что лидерами на рынке виноградных вин и  виноматериалов традиционно являются страны ближнего зарубежья (около 58 процентов), основная доля которых приходится на Молдавию.

Что касается прочих спиртных напитков, в том числе крепких, ситуация такая: по количественным объемам  страны ближнего зарубежья опережают  дальнее более, чем в 2 раза. Однако по стоимостным показателям соотношение  практически одинаково. В среднем  контрактная цена на крепкие спиртные напитки, ввозимые из стран дальнего зарубежья (за исключением водки), почти  в 3 раза выше по сравнению со средней  ценой этих товаров, ввозимых из стран  СНГ.

В общем объеме импорта  алкогольной продукции виноградные  вина составляют 42 процента, а крепкие  спиртные напитки - 41 процент .

Несмотря на то что на рынке работает более трехсот  импортеров, 18 крупнейших из них ввозят 65 процентов от общего объема импортной  алкогольной продукции.

Основными поставщиками алкогольной  продукции в Россию являются Молдавия, Франция, Грузия, Украина, Италия.

Свой круг стран-поставщиков  сложился по каждому виду алкогольных  напитков.

В группе виноградных вин  представлена продукция 38 стран. Безусловным  лидером являются молдавские вина –  около 50% импорта в стоимостном  выражении. Далее с большим отрывом  следуют вина, произведенные во Франции (14%), Грузии (10%), Италии (6%) и на Украине (5%). От 1 до 3% импорта составляет продукция  Болгарии, Испании, Германии, Чили и  США.

Из Молдавии импортируется  широчайший ассортимент вин: белые  сухие, красные столовые, полусухие  и полусладкие, крепкие.

Особо следует сказать  о чилийских винах, т. к. в последнее  время они очень активно завоевывают  российский рынок.

Внутри группы виноградных  вин необходимо выделить игристые (шампанские) вина. Здесь распределение стран-производителей несколько отличается: равные объемы импортируются из Молдавии и Италии, на третьем месте – Франция. Всего  игристые вина в Россию поставляют 12 стран.

Абсолютным лидером на рынке импортных вермутов является Италия, поставляющая более 90% напитков этой группы. Кроме Италии, ароматизированные  вина импортируются еще из 16 стран, однако их доля на рынке весьма незначительна.

Анализируя структуру  импорта коньяков, можно говорить о трех ведущих странах – поставщиках: Франции, Армении и Молдавии.

Объем импорта водки весьма незначителен по сравнению с другими  группами алкогольных напитков. Лидерами по поставкам являются Германия (31%), Финляндия (25%), Польша и Швеция.

Общий объем импорта алкогольной  продукции в РФ в 2009 году составил 325 млн. литров, что на 23% меньше результатов 2008 г. Серьезное падение объемов  импорта стало результатом действия мирового экономического кризиса как  на весь рынок импорта в целом, так и алкогольной продукции в частности. Особенно сильным падение ввоза алкогольных напитков в РФ было в начале года и составляло более 30% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. В ноябре-декабре ситуация значительно улучшилась: отечественный рынок смог выйти на объемы конца предыдущего года, когда «кризисное» влияние только-только начало ощущаться. В результате итоговый «разрыв» между 2008 и 2009 г. сократился до 23%. Позитивное изменение ситуации на рынке импорта алкоголя в конце 2009 г. позволяет говорить о состоявшемся «высоком сезоне» (традиционно — ноябрь-декабрь). При этом ожидаемое летнее снижение импорта также имело место, и было выражено даже сильнее обычного (объем ввоза алкогольной продукции в РФ в октябре 2009 г. был на 34% выше, чем в июне, тогда как в 2008 г. эта разница составила всего 24%).

 

Табл. 1. Общая динамика импорта  всей алкогольной продукции (млн. литров)

Источник: [15].

    1. Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции

 

Государственное регулирование  в области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов  Российской Федерации, обеспечение  нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением  законодательства, норм и правил.

 

Для того, чтобы понять о  чем идет речь в данной контрольной  работе мы представляем специфику алкогольной  продукции. В группу вин включены:

Игристое вино́ — это вино, насыщенное двуокисью углерода, которая делает его шипучим, при этом двуокись получается в результате природного брожения либо в бутылке, как при использовании «шампанского метода» (фр. méthode champenoise), либо в большом резервуаре, разработанном для того, чтобы выдерживать внутреннее давление, как при использовании метода Шарма. Не путать с искристым вином (газированное вино), куда двуокись углерода вводится искусственно при повышенном давлении для придания вину игристых свойств. В некоторых частях света слово «шампанское» используется каксиноним игристого вина, хотя некоторые страны предпочитают закреплять это название за особым игристым вином из региона Шампань во Франции;

Тихое вино - натуральное виноградное вино, практически не содержащее углекислого газа (не более 2 г/л);

Ароматизированное вино - Особая группа виноградного вина. Ароматизированные вина известны более двух тысяч лет. Идею их изобретения часто приписывают прославленному греческому врачу Гиппократу. Считается, что он первым заметил общеукрепляющее, способствующее пищеварению действие вин, настоянных на ароматических травах, цветах и древесных смолах.  
Приготавливают эти вина путем добавления к купажированным (т.е. смешанным из различных сортов винограда) винам спирта, сахара и настоев ароматических трав и кореньев. Количество компонентов ароматизированных вин увеличивается.  
Поэтому-то сегодня практически все вина этой категории называют вермутами (в переводе с немецкого Wermut - полынь);

Плодовое вино — собирательное название слабоалкогольных напитков, для изготовления которых могут использоваться любые фрукты и ягоды, за исключением винограда. Чем спелее плоды, тем больше они содержат сахара и тем лучшее дают вино; переспелые, гнилые и мучнистые плоды не годятся для вина. Плодовое вино, получаемое из яблок, называется «яблочным», «сидром» (во Франции) и «мостом» (в Германии).

В группу крепких спиртных напитков (далее КСН) входят напитки крепче 25 градусов (водка, коньяк, виски, текила, ром, джин и пр.), а также прочие ЛВИ.

Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции  представляют собой систему нормативных  правовых актов различной юридической  силы. Основным нормативным актом  в этой системе можно назвать  Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон  №171-ФЗ).

В 2005 г. принято несколько  нормативных правовых актов, вносящих существенные изменения в порядок  производства, лицензирования и оборота  алкогольной продукции, а именно:

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №102-Ф3 «О внесении  изменений в Федеральный закон  РФ «О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции» и о признании утратившими  силу отдельных положений Федерального  закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «О государственном  регулировании производства и  оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции» (далее  - Федеральный закон №102-ФЗ). Данный  Закон упорядочивает правила  государственного регулирования  произволе при оборота алкогольной  продукции;

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №114-ФЗ «О сборах  за выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции» (далее - Федеральный  закон №114-ФЗ). Указанный закон  предусматривает увеличение размеров сборов за выдачу лицензий, а также признает утратившим силу Федеральный закон от 8 январи 1998 г. №5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции». Закон вступил с 1 января 2006 г.;

- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №117-Ф3 «О внесении  изменений в часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и о признании утратившими  силу некоторых положений законодательных  актов Российской Федерации» (далее  - Федеральный закон №107-ФЗ). Данный  Закон изменяет порядок исчисления  акцизов при реализации алкогольной  продукции.

Кроме того, в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) перечислены подакцизные  товары, относящиеся к алкогольной  продукции.

Для того чтобы понять, какая  именно продукция относится к  данной категории, обратимся к Федеральному закону №171-ФЗ. В ст. 2 данного Закона приведены основные термины и  понятия:

Информация о работе Импорт алкогольной продукции за 2009 год