Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ показателей производства и реализация молока в хозяйствах Котельнического и Куменского районов. Для этого нужно выявить экономические закономерности, определить тесноту связи между различными факторами, влияющими на реализацию молока. На основании всего этого можно сделать соответствующие выводы о деятельности хозяйств, выявить резервы производства, выдвинуть способы улучшения положения в хозяйствах.
4) Подсчитаем сумму
теоретических частот и
Таким образом, фактическое значение критерия Пирсона составило:
По математической таблице «Распределение » определим критическое значение критерия при числе степеней свободы (v) равном числу интервалов минус единица и выбранном уровне значимости (в экономических исследованиях чаще всего используют уровень значимости равный 0,05).
Так, при v=5-1=4 и
На основе того, что фактическое значение критерия ( ) меньше табличного ( ), можно сделать вывод о несущественном расхождении между фактическим и теоретическим распределениями.
Таким образом, средний удой составил 41,26 ц при среднем квадратическом отклонении 10,14 ц. Так как коэффициент вариации меньше 33%, совокупность единиц является однородной: V =24,6%. Распределение имеет правостороннюю асимметрию, т.к. мода меньше медианы и медиана меньше средней арифметической взвешенной и >0 и является низкоковершинным по сравнению с нормальным распределением, т.к. <0. При этом частоты фактического распределения отклоняются от нормального является несущественным. Следовательно, исходную совокупность единиц можно использовать для проведения экономико-статистического исследования при условии исключения из нее нетипичных предприятий.
3 Экономико-статистический анализ взаимосвязей между признаками
изучаемого явления
Для оценки характера
изменения взаимодействующих
1) Выбрать группировочный признак, в качестве которого обычно используют факторный признак.
2) Построить ранжированный ряд по группировочному признаку (т.е. разложить показатели в порядке возрастания). Если крайние хозяйства будут резко отличаться по значению от всей совокупности, то их следует либо выделить в особую группу, либо отбросить.
3) Определить величину интервала:
где - наибольшее значение группировочного признака;
- наименьшее значение
k– количество групп.
В связи с тем, что при проведении аналитических группировок число единиц в группах должно быть достаточно большим (не менее 5), при заданном объеме совокупности (около 20 предприятий), рекомендуется выделить 3 группы (К=3).
4) Определить границы
интервалов групп и число
5) По полученным группам и по совокупности в целом необходимо определить сводные итоговые данные, а также относительные и средние показатели. Для этого составляют вспомогательную таблицу. Затем результаты расчетов представляют в виде итоговой групповой таблицы и проводят их анализ.
1-я группировка
1) В качестве факторного
(группировочного) признака
2) Построим ранжированный ряд по группировочному признаку:
15,054 18,553 19,425 19,597 20,168 22,813 25,320 25,337 25,595 26,260 26,434 27,494 28,316 28,517 29,802 31,192 32,574 34,269 34,598 40,578 60,000
3) Определим величину интервала:
4) Определим границы интервалов групп и число предприятий в них:
1 от 18,553 до 23,953 - 5 хозяйств;
2 от 23,953 до 29,353 - 8 хозяйств;
3 от 29,353 до 34,753 – 5 хозяйств.
Таблица 11 - Влияние затрат на одну корову на удой
Группы предприятий по затратам |
Число предприятий |
В среднем по группам | |
Затраты на 1 корову, тыс. руб. |
Удой на 1 корову, ц | ||
18,553 - 3,953 |
5 |
20,11 |
31,20 |
23,953 - 29,353 |
8 |
26,659 |
36,52 |
29,353 - 34,753 |
5 |
32,487 |
52,65 |
в среднем |
18 |
26,459 |
39,52 |
Сравнение показателей по группам позволяет сделать вывод о том, что с увеличением затрат на одну корову от первой ко второй группе на 6,548 тыс. руб. (26,659-20,111) удой на одну корову в среднем возрастает на 5,32 ц (36,52-31,20), то есть с увеличением затрат на каждом предприятии на одну корову удой в среднем возрастает на 0,812 ц (5,32:6,548). С увеличением затрат от второй группы к третьей на 5,828 тыс.руб. (32,487-26,659) удой на одну корову в среднем возрастает на 16,13 ц (52,65-36,52). То есть с увеличением затрат на каждом предприятии на одну корову удой в среднем возрастет на 2,768 ц (16,13:5,828).
Таким образом, наблюдается увеличение удоя на одну корову с ростом затрат на одну корову.
2-я группировка
1) В качестве факторного
(группировочного) признака
2) Построим ранжированный ряд по группировочному признаку:
16,33 17,98 24,25 26,42 31,47 31,50 34,51 35,28 35,75 37,15 38,80 41,12 40,50 45,61 47,29 47,85 50,04 51,78 62,23 62,50 71,37
3) Определим величину интервала:
4) Определим границы
интервалов групп и число
1 от 24,25 до 37,05 - 7 хозяйств;
2 от 37,05 до 49,85 - 7 хозяйств;
3 от 49,85 до 62,65 – 4 хозяйств.
Таблица 12 - Влияние удоя на одну корову на себестоимость
Группы предприятий по удою |
Число предприятий |
В среднем по группам | |
Удой на 1 корову, ц |
Себестоимость, руб. | ||
24,25 - 37,05 |
7 |
31,31 |
644 |
37,05 - 49,85 |
7 |
42,90 |
663 |
49,85 - 62,65 |
4 |
56,64 |
499 |
в среднем |
18 |
41,45 |
619 |
Сравнение показателей по группам позволяет сделать вывод о том, что с увеличением удоя на одну корову от первой ко второй группе на 11,59 ц (42,90-31,31) себестоимость на одну корову в среднем возрастает на 19 руб. (663-644), то есть с увеличением удоя на каждом предприятии на одну корову себестоимость в среднем возрастает на 1,639 руб. (19:11,59). С увеличением удоя от второй группы к третьей на 13,74 ц (56,64-42,90) себестоимость на одну корову в среднем уменьшится на 164 руб. (499-663). То есть с увеличением удоя на каждом предприятии на одну корову себестоимость в среднем уменьшится на 11,936 руб. (164:13,74).
3.2 Дисперсионный анализ
Для оценки существенности различия между группами по величине какого-либо признака рекомендуется использовать критерий Фишера (F-критерий), фактическое значение которого определяется по формуле:
где - межгрупповая дисперсия;
- остаточная дисперсия.
где - средняя групповая;
- средняя общая;
m- число групп;
n- число вариантов в группе.
1-я группировка
Определим , используя данные таблицы 11.
=
где - общая вариация;
- межгрупповая вариация( =1280,09)
N- общее число вариантов(N=18).
Общую вариацию определяем по формуле:
где, - варианты;
- общая средняя ( =39,52 ц)
Фактическое значение F-критерия сравним с табличным, которое определим при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой ( ) и остаточной ( ) дисперсии.
=m-1=3-1=2
=(N-1)-(m-1)=(18-1)-(3-1)=15
при =2 и =15 составило 3,63.
Если > , (5,92>3,63) можно сказать о значительном различии между группами.
Т.к. > , влияние затрат на удой следует признать существенным.
Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная
показывает, что на 44,1% вариация величины удоя на одну корову объясняется влиянием количества затрат.
2-я группировка
Определим , используя данные таблицы 12.
=
где - общая вариация;
- межгрупповая вариация( =75527)
N- общее число вариантов(N=18).
Общую вариацию определяем по формуле:
где, - варианты;
- общая средняя ( =619 руб.)
Фактическое значение F-критерия сравним с табличным, которое определим при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой ( ) и остаточной ( ) дисперсии.
=m-1=3-1=2
=(N-1)-(m-1)=(18-1)-(3-1)=15
при =2 и =15 составило 3,63.
Если < , (0,92<3,63) различие между группами обусловлено влиянием случайных факторов.
Т.к. < , влияние величины удоя на себестоимость следует признать несущественным.
Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная
показывает, что на 10,9% вариация себестоимости объясняется влиянием величины удоя.
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ
На основе логического анализа и системы группировок выявляется перечень признаков: факторных и результативных, который может быть положен в основу формирования регрессионной модели связи. Если результативный признак находится в стохастической (вероятностной) зависимости от многих факторов, то уравнения, выражающие эту зависимость, называются многофакторными уравнениями регрессии. (Приложение 4 и 5)
Например, для выражения взаимосвязи между удоем молока( ), затратами на одну корову( ) и себестоимостью производства на одну корову(Y) может быть использовано следующее уравнение:
Параметры , , определяют в результате решения системы трех нормальных уравнений:
В результате решения данной системы на основе исходных данных по 21 предприятиям было получено следующее уравнение регрессии:
Коэффициент регрессии =-18,07 показывает, что при увеличении удоя молока на одну корову себестоимость 1ц молока снижается в среднем на 18,07 руб. (при условии постоянства уровня интенсивности затрат). Коэффициент =24,21 свидетельствует о среднем увеличении себестоимости 1ц молока на 24,21 руб. при увеличении уровня затрат на 1 тыс.руб. в расчете на 1 корову.
Теснота связи между всеми признаками, включенными в модель, может быть определена при помощи коэффициентов множественной корреляции:
где ; ; - коэффициенты парной корреляции между , и Y.
; ; ;
; ; ;
; ; ;
; ; .
В рассматриваемом примере были получены следующие коэффициенты парной корреляции (все расчеты представлены в приложении 4):
=-0,543; =0,337; =0,502. Следовательно, между себестоимостью производства 1 ц молока (Y) и удоем молока ( ) связь обратная средняя, между себестоимостью производства 1 ц молока (Y) и затратами на одну корову ( ) связь прямая слабая, =0,502 – связь прямая средняя.
Между всеми признаками связь прямая тесная, т.к. R=0,927. Коэффициент множественной детерминации D= вариации себестоимости 1 ц молока определяется влиянием факторов, включенных в модель. Остальные 14,1% другими факторами, которые мы не рассматривали.
Для оценки значимости полученного коэффициента R используют критерий F-Фишера, фактическое значение которого определяется по формуле:
где n- число наблюдений;
m- число факторов.
определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы: и
Информация о работе Экономико-статистический анализ эффективности производства молока