Неравенство в распределении доходов и уровень бедности населения: межрегиональные сопоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование неравенства в распределении доходов и уровень бедности населения в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
- изучение понятий «бедность» и «доход»;
- анализ формирования доходов населения;
- рассмотрение различных видов доходов населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Сущность доходов, источники их формирования и формы 4
1.2 Государственная политика в области социальной политики и борьбы с бедностью 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 21
2.1 Неравенство в распределении доходов 21
2.2. Межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов и бедности населения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Демографии.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

где величина G изменяется от нуля до единицы, т. е.

0 < G <1

Следует обратить внимание на то, что коэффициент  Джини может для различных  видов доходов и их субъектов. Индекс можно рассчитывать по величине заработной платы, по доходу от предпринимательской  деятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, валовому доходу домашнего хозяйства и др.

Но почему существует неравенство в доходах? Различные  экономисты называют множество причин и факторов, но одними из самых важнейших  являются:

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта  причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в  богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование  и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и  одинаковых стартовых уровнях образования  больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая  группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.

Коэффициент Джини  рассчитывается на основе методики кривой Лоренца как отношение площадей области М и треугольника OeF5. Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.

Для расчета  кривой Лоренца и коэффициента Джини  по стране необходима общенациональная система учета доходов всех семей. В России такая система только создается, поэтому семейные доходы пока что оцениваются на основе выборочного анализа бюджетов семей.

 

    1. Государственная политика в области социальной политики и

 борьбы с бедностью

 

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Одной из главных  составных частей социальной политики любой страны является система социальной защиты населения (СЗН), кроме образования  и здравоохранения, которая в различных странах также носит некоторые отличительные особенности.

Термин «защита» или «социальная безопасность» впервые появился в США в середине 30-х гг. XX в. и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой. Он обозначает систему мер, защищающих любого гражданина (а в ряде случаев, и любого жителя) страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и тому подобных событий.

В последние  годы за рубежом понятие СЗН все  в большей степени увязывается  с политикой занятости, заработной платы. Это и регулирование занятости, и программы профессионального  обучения, и гибкая система индексации заработной платы, а также применение коллективно-договорных отношений в сфере СЗН. Политика уравнительного распределения, мало учитывающая степень образованности, квалификацию и личные качества работников, в последнее время подвергается острой критике.

Проводимая  в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия государства  в управлении экономическими и социальными  процессами продолжает оказывать влияние  на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1999 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании.5 Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.

Государство реализует  политику социальной защиты населения  через социальные программы и  систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).

В настоящее  время, в связи с мировым финансовым кризисом в социальную "топку" государство вбрасывает миллиарды рублей. Повышено пособие по безработице, больше, чем планировалось, увеличиваются пенсии, детские пособия. В принципе, социальные программы могли серьезно пострадать из-за финансовых последствий кризиса. Могли, но не пострадали - расходы на них при правке бюджета, в отличие от многих других статей, не урезались.

Для того чтобы иметь план конкретных действий, нужно сначала оглядеться и понять, какие основные проблемы возникают у людей. Во-первых, это весьма тревожные тенденции на рынке труда. Во-вторых, как следствие, происходит падение реальных доходов у вчера еще благополучных семей, особенно это касается семей с детьми. Третий момент: цены на самые необходимые вещи - еду, лекарства, растут быстрее, чем прогнозировалось в прошлом году. И это опять-таки ложится дополнительным грузом на плечи людей. Четвертый негативный момент: из-за ухудшения экономики страдают внебюджетные социальные фонды, которые формируются за счет отчислений с фонда оплаты труда. А это значит, надо дополнительно подстраховаться, чтобы финансовые сложности не привели к ухудшению с обязательным медицинским страхованием, чтобы вовремя и в полном объеме выплачивались социальные пособия и пенсии.

Позиция правительства, первых лиц государства остается неизменной: выполнение социальных обязательств и социальных программ - приоритет номер один в антикризисной программе. В этой работе выделяют четыре основных направления:

1) социальные  выплаты и пенсии;

2) национальный проект "Здоровье";

3) лекарственное  обеспечение;

4) обеспечение  занятости.

Что касается пенсионных выплат, то планируя бюджет 2009 года, правительство  исходило из того, что они будут  увеличены трижды: с 1 марта базовая  часть пенсии на 8,7%, с 1 апреля - страховая часть на 15,6% и с 1 декабря - снова базовая часть на 26,5%.6 Эти параметры были не случайны, они рассчитывались таким образом, чтобы к концу года средний размер социальной (минимальной) пенсии достиг, наконец, уровня прожиточного минимума пенсионера.

Однако жизнь  внесла коррективы. С 1 апреля страховая  часть была увеличена на 17,5 процента.7 Это стало возможно потому, что доходы Пенсионного фонда в 2008 году, несмотря на ухудшение в четвертом квартале, все-таки оказались более высокими, чем прогнозировалось.

Оценки по дальнейшим индексациям также изменились - с  учетом новых прогнозов по инфляции. Согласно антикризисной программе  правительство старается, чтобы  рост доходов пенсионеров в этом году перекрыл рост цен - по планам средняя  социальная пенсия подрастет на 42,8 процента. Средний размер трудовой пенсии вырастет почти на 35 процентов, что существенно выше ожидаемого роста цен.

Увеличиваются и социальные пособия. Цель та же самая - поддержать тех, перед кем у государства  есть обязательства: прежде всего инвалидов, семьи с маленькими детьми. С 1 января весь "детский" пакет был проиндексирован с увеличением на 8,5 процента. Теперь будет сделан перерасчет задним числом (с 1 января) - на 13 процентов.

Кроме того, с 1 апреля индексируются на 13 процентов ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (инвалидам, Героям войны и труда). Вместе с апрельской пенсией будет выплачена ЕДВ исходя из прежнего размера повышения, то есть на 8,5 процента. А в мае уже будет выплачена полная сумма за май и разница за апрель.

Был пересчитан и материнский капитал. Если с 1 января 2009 года он составлял почти 300 тысяч рублей, то сейчас он вырастет на 12 с небольшим тысяч рублей и составит 312 162 рубля.8

Все выпадающие доходы социальных фондов, и это  отражено в нашем законодательстве, компенсируются из федерального бюджета. То есть все социальные выплаты полностью защищены. В 2009 году на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда и обеспечения ряда выплат, осуществляемых им, планируется выделение 374 млрд рублей. В бюджет Фонда социального страхования будет направлено 21,7 млрд рублей. И в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования -17,1 млрд рублей.9

В федеральный  бюджет закладывается создание страховочного  механизма, который будет распространяться на все социальные фонды и социальные выплаты. Это означает, что если, например, инфляция окажется выше прогнозируемых сейчас 13 процентов, то для соответствующего повышения соцвыплат будет задействован специально предусмотренный резерв.

В рамках национального проекта «Здоровье» все направления будут продолжаться. Выстраивается поэтапная система оказания помощи в лечении сердечно-сосудистых заболеваний - в каждом регионе появятся хорошо оснащенные специализированные центры или отделения. Продолжается проект, связанный со снижением смертности при ДТП, - оснащаются клиники, которые находятся вдоль федеральных трасс, оборудованием, реанимобилями, изменяется порядок оказания помощи. Увеличатся и возможности получить высокотехнологичную помощь, которая сегодня доступна всего лишь для 60 процентов пациентов. Более того, начинается крайне важный проект по онкологии - главный упор делается на обеспечение ранней диагностики, что даст возможность увеличить количество выздоровлений и уменьшить количество смертей.

Что касается лекарственного обеспечения, то здесь предусматривается  два направления. Первое - это госзакупки для больниц, для обеспечения  больных по так называемым высоко затратным семи нозологиям (дословно - учение о болезнях), а также других льготников. Второе - это коммерческие продажи лекарств в аптеках. Что касается государственного сегмента, по семи нозологиям все конкурсы на первое полугодие 2009 года проведены. Цены никак не связаны с девальвацией курса рубля, потому что закупка была произведена еще по старым ценам. Сейчас согласовываются заявки с регионами на второе полугодие и неожиданностей ни с точки зрения объемов, ни с точки зрения объемов денежных средств не ожидается. С программой дополнительного лекарственного обеспечения ситуация более сложная. Закупки по ней проводят регионы, соответствующие денежные средства направляются из федерального бюджета. Трансферты эти увязаны с количеством людей, которые не отказались от социального пакета. В этом году перечисления регионам по сравнению с расчетными даже увеличились - было дополнительно выделено 12,2 млрд рублей прямо в январе. Закупки проведены. Но закупались лекарства в отдельных случаях дороже, иногда на 20-40 процентов, чем на федеральном уровне.

Финансовый  кризис оказал серьезное негативное воздействие на рынок труда. Для нас это оказалось очень сложной проблемой, поскольку все предыдущие годы рынок труда в России стабильно развивался, а безработица была на незначительном уровне.

За 6 месяцев (с  сентября прошлого по март 2009 года) численность безработных увеличилась в 1,5 раза. Общая численность безработных составляет сейчас почти 6,4 млн. чел., а безработных зарегистрированных в государственной службе занятости - 2,1 млн. человек (2,6% экономически активного населения). Возросла неполная занятость. Переведены на режим неполной занятости или отправлены в вынужденные отпуска 1,1 млн. человек.10

Правительство России разработало и одобрило пакет  антикризисных мер. Поддержка отечественного производителя является важнейшим  элементом социальной защиты трудящихся и их семей. Она является весомым стимулом для усиления трудовой мотивации. Поставлена задача использовать эту поддержку для проведения широких структурных изменений на предприятиях. Таких изменений, которые смогут создать в будущем, после выхода из кризиса, новое, конкурентоспособное производство и увеличить количество эффективных рабочих мест.

Первоочередные  меры в сфере занятости населения  были направлены на стабилизацию ситуации на рынке труда для того, чтобы  не допустить массового высвобождения работников и оказать материальную поддержку гражданам, потерявших работу.

Информация о работе Неравенство в распределении доходов и уровень бедности населения: межрегиональные сопоставления