Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование неравенства в распределении доходов и уровень бедности населения в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
- изучение понятий «бедность» и «доход»;
- анализ формирования доходов населения;
- рассмотрение различных видов доходов населения;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Сущность доходов, источники их формирования и формы 4
1.2 Государственная политика в области социальной политики и борьбы с бедностью 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 21
2.1 Неравенство в распределении доходов 21
2.2. Межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов и бедности населения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
С начала этого года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. Введен режим оперативного еженедельного мониторинга за увольнением работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала. Мы отслеживаем процессы перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. В этой работе участвуют все уровни государственной власти - от федерального правительства до руководителей регионов и муниципальных образований.
Все субъекты Российской Федерации приняли региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Таких программ 82. Уже сейчас запущены программы опережающего профессионального обучения для 173 тыс. работников, находящихся под риском увольнения. Около 1 млн. человек примут участие во временных и общественных работах. Около 60 тыс. человек получат поддержку при организации малого бизнеса и при самозанятости.
На стабилизацию ситуации на рынке труда федеральный бюджет уже выделил 43,7 млрд. рублей. Принято решение об увеличении финансирования мероприятий по оказанию социальной поддержки безработных граждан и осуществлению активных программ содействия занятости безработных граждан еще на 34 млрд. рублей за счет федерального бюджета.
Именно сейчас,
в эти дни в стране проходит
беспрецедентное по своим масштабам
обсуждение проекта дополнительных
антикризисных мер
В США действуют мощные программы борьбы с бедностью, охватывающие не менее 15%населения. Помощь предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и надо принадлежать к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем, нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), наконец, все граждане, чей доход ниже определенных требований. Формы помощи, федеральные и на уровне штатов, могут быть не только денежные, но и натуральные: талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешевое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги. Ориентировочная стоимость только пособий нуждающимся, включая талоны на питание, составляли в 2007 году 94 млрд. рублей. 11
Кроме того в развитых странах получение социальной помощи, предоставляемой в относительно значимых для семьи размерах(в Канаде, к примеру, для неполных семей с одним ребенком по провинциям от 11,7 до13,7тыс. канадских долл. в год на семью),как правило, обуславливается требованиями определенных трудовых усилий, в частности, участием в низкооплачиваемых общественных работах независимо от квалификации, профессиональной подготовке с последующим трудоустройством (программа “Онтарио трудится”). Отсюда, пособие получает не более 40% бедных, и тенденция здесь отрицательная. При росте доли бедных уменьшаются число бенефициантов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Неравенство в распределении доходов
С момента начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации. С началом экономических реформ резко сузилась сфера централизованного регулирования доходов населения. Все в большей степени доходы населения конкретного региона стали зависеть от деятельности государственных и частных предприятий, работающих на данной территории, а также от политики, проводимой местными властями в области цен, доходов и занятости. Либерализация цен 1991—1992 гг. сопровождалась высокими темпами инфляции, многократным ростом номинальных доходов населения и повышением их дифференциации. Если на заре реформ в 1991 г. коэффициент фондов составлял 4,5 раза; а в 1994 г. уже 15 раз, то в конце 1990-х гг. отмечается некоторое выравнивание доходов и значение коэффициента составляет в среднем 13,5 раза. Начиная с 2000 г. данный процесс притормозился, а в последние два года даже пошел вспять. В 2007 г. значение коэффициента фондов достигло рекордной величины — 16,6 раза. Формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, однако степень социальной дифференциации российского общества сегодня слишком велика.12
Степень дифференциации доходов россиян существенно различается по регионам страны. Так, по данным Росстата, 10 % самых богатых москвичей получают в 50,7 раза больше, чем 10 % самых бедных. По экспертным оценкам ряда экономистов, величина доходов представителей десятого дециля равна совокупному доходу 90 % населения, а доля доходов 1—1,3 % самых богатых россиян составляет 52—70 % ВВП. По данным аналитического центра ИСПИ РАН, 23 гражданина России владеют средствами, равными бюджету страны.
Таблица 2.1
Распределение общего объема денежных доходов населения в %
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы - всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе
по 20-процентным |
||||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
вторая |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
третья |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
четвертая |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) |
46,7 |
47,3 |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
47,7 |
из нее 10% населения
с наивысшими |
30,1 |
30,6 |
31,1 |
31,1 |
31,0 |
30,9 |
Коэффициент Джини |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
0,421 |
Коэффициент фондов, в разах |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
16,5 |
Децильный коэффициент, в разах |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,4 |
Источник: [15, с.20]
В таблице приведены данные о распределении общего объема денежных доходов россиян. Из приведенных в таблицы данных следует, что очевидным и главным результатом проводимых реформ являлось увеличение коэффициента фондов, что говорит о динамичном процессе перераспределения материальных благ между различными группами населения. На основании данных таблицы можно построить кривые Лоренца, наглядно демонстрирующие тенденции распределительных отношений в современном российском обществе.
Однако при оценке степени дифференциации населения по уровню доходов и имущественного расслоения необходимо учитывать тот факт, что статистика доходов различных групп населения оставляет желать лучшего. По общему мнению экспертов, нет достоверных данных о реальных доходах наиболее богатых и наименее бедных доходных групп. В первую очередь это касается высокодоходных групп населения, скрывающих нелегальные и полулегальные доходы, избегающих уплаты налогов. Предприниматели стремятся занижать уровень своих доходов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, большинство деловых людей занимаются теневым бизнесом. С учетом теневых доходов богатой прослойки общества дифференциация россиян по их уровню еще значительнее. Во-вторых, немалая часть предпринимательских доходов размещается в западных банках. В-третьих, предприниматели опасаются рэкета. Статистика не может учесть размеры утаиваемых доходов и то, как они распределяются между членами общества. Часть лиц, относящиеся к низкодоходным группам, имеет, как правило, дополнительные не регистрируемые заработки. По данным социальных обследований, дополнительную работу имеет около 20 % россиян, но лишь 6 % прирабатывают постоянно. Уровень дополнительных заработков в целом невысок, и для основной массы населения дополнительные заработки принципиально не меняют картину распределения доходов.13
За относительно
короткий исторический период Россия
по показателям социально-
Таблица 2.2
Распределения населения России по доходам
Слои населения |
Доля во всем населении, % |
Уровень текущих доходов в расчете на душу населения в месяц, долл. |
Богатые и очень богатые |
5 |
Свыше 2000 |
Высоко обеспеченные |
10 |
2000-1000 |
Среднеобеспеченные |
20 |
1000-120 |
Низко обеспеченные |
30 |
120-60 |
Бедные и маргиналы |
35 |
Менее 60 |
Источники: [20, с.25]
Верхний слой составляют государственные чиновники, представители крупного и крупнейшего капитала, собственники и менеджеры финансово-промышленных групп, банков, бирж, представители бывшей номенклатуры, лица, сотрудничающие или принадлежащие к криминальному миру, высококвалифицированные специалисты. Среди богатых людей руководителями первого уровня являются более 70 %. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 5 %. В состав среднего слоя входят мелкие и средние предприниматели, среднее звено бюрократии, а также квалифицированные и адаптированные к рынку специалисты, высшие и средние офицеры. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 11%. Это около 10 млн человек со средним ежегодным доходом от 3600 до 36 000 долларов. По стандартам потребления средний класс России можно разделить на две группы. В первую входит незначительная часть общества (около 1 %). Стандарты потребления этой группы населения со- ответствуют западным потребительским стандартам среднего класса. Вторая группа россиян, представляющих средний класс, более многочисленна. Это еще 10 % населения. Месячный доход представителей этой группы среднего класса определяется приблизительно от 300 долларов в месяц. По меркам развитых стран, представителей этой группы отнести к среднему классу можно с натяжкой. Базовый слой общества представляют адаптированные к новым условиям рабочие, служащие, крестьяне, массовая интеллигенция. Этот наиболее массовый слой объединяет более 50 % россиян. В структуре западных обществ подобное место занимает средний класс. Однако в российском обществе этот слой по большинству признаков не соответствует среднему классу. Низший слой общества почти наполовину состоит из наименее квалифицированных рабочих и служащих. К этому слою относятся хронически безработные, большинство пенсионеров и инвалидов. Во всем населении страны доля этого слоя составляет около 30 %. Андекласс в своем большинстве образуют участники криминального мира (воры, бандиты, рэкетиры), люмпены (бродяги, нищие, бомжи, беспризорные дети). По разным оценкам, в эту группу входит от 5 % до 8 % населения.
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации15 «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.16
В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность(бедные по доходам и расходам), относительная бедность(лишения, депривации) и субъективная бедность(на основе самооценки опрашиваемых лиц).
Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума(при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности(40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).
Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства)и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.
В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.