Неравенство в распределении доходов и уровень бедности населения: межрегиональные сопоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование неравенства в распределении доходов и уровень бедности населения в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
- изучение понятий «бедность» и «доход»;
- анализ формирования доходов населения;
- рассмотрение различных видов доходов населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Сущность доходов, источники их формирования и формы 4
1.2 Государственная политика в области социальной политики и борьбы с бедностью 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 21
2.1 Неравенство в распределении доходов 21
2.2. Межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов и бедности населения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Демографии.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяются единые принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией МОТ№ 117 (ст.5, часть 2) и Конвенцией МОТ № 82 (ст.9, часть 2): «При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование»17

Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация  общества оказывают негативное влияние  на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень  заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей  функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.18

Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.

Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень  доходов значительной части семей  в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному  развитию страны, определяют демографический  кризис и кризисные процессы в семье и обществе.

Под бедностью  понимается такое экономическое  положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые  ресурсы и средства(деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для  удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.). Порогом (чертой) бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи(домашнего хозяйства), который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:

  • экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
  • социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);
  • регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

В России три  важных экономических фактора, влияющих на бедность: 1) снижение среднего уровня денежных доходов населения; 2) низкий уровень минимальных социальных гарантий;3)возросшее неравенство в распределении доходов.

Нормативно-правовой базой для определения бедности является в России Федеральные законы “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

На резкое снижение реальных доходов население и рост бедности в начальный период реформ оказали значительное влияние факторы:

  • гиперинфляция и обесценивание основных видов доходов населения как заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, а также сбережения граждан;
  • рост безработицы, задержки и невыплаты заработной платы;
  • снижение объемов производства и закрытие многих предприятий, приведшее к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников;
  • уменьшение возможностей государства по финансированию социальных расходов и перераспределению доходов;
  • рост межрегиональной дифференциации по уровню экономического и социального развития в силу разных стартовых условий и специфики регионов.

Региональный  аспект доходов и бедности обусловлен целым рядом причин и факторов, среди которых, различный экономический потенциал регионов, преобладание в регионе нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений, неудовлетворительная структура занятости, неэффективность действующей системы социальной защиты населения.

Борьба с  бедностью для одних стран, профилактика ее для других - крупнейшая стратегическая задача любой социально ориентированной  политики. Для этого мировая практика выработала два главных способа.

Первый используется в развитых странах с высоким  уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные  доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих  в обществе стандартов потребления.

И второй - система  адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Для развивающихся  стран, где доходы основной массы людей крайне низки, распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной и т.п., является по сути основным методом поддержки миллионов бедствующих.

Пример первой модели. Во Франции, где высока роль государства и значимы социальные завоевания трудящихся, в основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего, которая систематически индексируется. Кроме того, здесь действует мощнейшее обязательное социальное страхование, включающее достойные трудовые пенсии, качественное медицинское обслуживание, пособия по безработице. Велика роль французской системы пособий и льгот на детей. С конца 80-х годов была введена система минимально гарантированного дохода (МГД), которая в противоположность адресному социальному пособию доступен всем, но при усилиях по возвращению на рынок труда.

Важную роль во Франции играют социальные службы при муниципалитетах. Так, если у человека нет страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), или по иным жизненным обстоятельствам (потеря кормильца, одиночество, недееспособность) и он не имеет возможности удовлетворять свои наиболее необходимые потребности, то после рассмотрения в муниципалитете заявления нуждающегося, проверки доходов и состава семьи он получает направление в соответствующую государственную или негосударственную организацию, включенную в систему социального обслуживания, которая окажет необходимую помощь -денежную, натуральную, консультационную, психологическую, правозащитную и пр.

На современном  этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение  работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:

  • нормативно установленные минимальные размеры оплаты труда не позволяют работникам получать достойное вознаграждение за труд;
  • отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется небольших кругом предприятий (а зачастую одним - градообразующим) санирующих отраслей промышленности.

Хронические очаги  бедности сформировались и в ряде отраслей внебюджетного сектора  экономики, в том числе в текстильной промышленности, обувной, швейной, деревообрабатывающей. Более высокие показатели бедности на селе. Такое положение объясняется крайне низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что в категорию "работающие бедные" могут попасть работники предприятий с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок ваше величины прожиточного минимума.

Для преодоления  экономической бедности принимаются  меры общеэкономического характера: содействие занятости, повышение оплаты труда, совершенствование налоговой политики, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и многие другие. Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках социальной защиты населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003-2005 гг.), в 2005 году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Выделяются следующие ключевые факторы, стимулировавшие расширение масштабов бедности за годы реформ: рост численности незанятого населения в трудоспособном возрасте; увеличение численности работников с заработной платы ниже прожиточного минимума; ограничение доступа бедных к социальным трансфертам и бесплатным социальным услугам.

Таблица 2.3

Численность безработных  по субъектам РФ, в среднем за год

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Уральский федеральный округ

639,5

572,8

508,7

482,4

482,4

435,0

444,7

321,2

368,2

539,8

534,3

Курганская  область

67,3

62,4

51,2

46,0

61,0

55,4

59,4

38,3

43,4

60,1

57,6

Свердловская  область

233,4

179,5

195,2

179,7

172,1

159,7

168,9

128,9

116,2

198,1

201,9

Тюменская область

183,3

181,0

152,2

148,7

157,1

122,7

123,1

109,8

126,3

131,0

48,1

в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

87,7

88,8

80,5

77,0

80,4

66,5

51,8

65,7

69,1

61,9

68,8

   Ямало-Ненецкий  автономный округ

25,8

21,3

20,8

16,8

19,7

22,3

16,9

8,6

19,3

14,8

14,1

Челябинская область

155,6

149,9

110,1

108,1

92,2

97,2

93,3

44,3

82,2

150,7

143,9

Информация о работе Неравенство в распределении доходов и уровень бедности населения: межрегиональные сопоставления