Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:24, лекция
Статистические совокупности – это не только реально существующие множества, но и очень большие множества (примеры: 47 млн. жителей Украины).
Из этого следует, что если при изучении статистических совокупностей пользоваться сплошным наблюдением, то нужны огромные затраты времени.
0,66% - зависимость слабая.
В нашем примере зависимость очень слабая и изучать ее не рекомендуют.
Обнаружив тесную связь (0,88-0,99) необходимо переходить ко II этапу изучения корреляции.
2.
Изучение характера корреляционной связи и самое главное – проведение экстраполяции и интерполяции с целью обоснования прогноза в развитии изучаемого явления.
Корреляционные зависимости бывают:
- прямые,
- обратные.
Корреляционные связи «бывают»:
- парные
- множественные.
Корреляционные зависимости изучаются регрессионным методом по способу наименьших квадратов, т.е. сумма всех отклонений каждого факторного у от найденных средних у, возведенная в квадрат должна быть минимальной.
99,99
Другими словами регрессионный метод можно назвать способом выравнивания спонтанной связи х и у для прогноза.
Изучение корелляционной связи или выравнивания осуществляется либо по прямой (прямолинейная зависимость (парная корреляция)), либо по различным кривым.
1) Прямая парная корреляция:
- прямолинейная парная корреляционная зависимость;
2)
3) - выравнивание по показательной функции;
4) - гиперболическая зависимость.
Главной задачей в изучении этих зависимостей является нахождение параметров a,b,c из системы нормальных уравнений:
- система нормальных уравнений.
У параболической зависимости в системе нормальных уравнений добавляется 3 ряд с квадратами и кубами (см. самостоятельно!).
Например, имеются данные по группе туристических предприятий региона следующего содержания:
Предприятия | Стоимость основного произ. фонда. | Валовая выручка от реализации услуг в мин. гр. | у эмпи-й распределение турбаз по стоимости (мин. гр.) |
1 | 1,2 | 2,8 |
|
2 | 1,6 | 4,0 |
|
3 | 2,5 | 3,8 |
|
4 | 3,8 | 6,5 |
|
5 | -4,3 | 8,0 |
|
6 | 5,0 | 9,5 |
|
7 | 5,5 | 10,1 |
|
8 | 7,0 | 12,5 |
|
9 | 9,1 | 18,3 |
|
10 | 10,0 | 24,5 |
|
n=10 | х=50 | у=100 |
|
Изучить корреляцию этих признаков.
5,625 9,675
8,55 9,675
х2 | Rx | Ry | Rx-Ry | ||
1,44 | 3,36 | 1,45 | 1 | 1 | 0 |
2,56 | 6,4 | 2,35 | 2 | 3 | -1 |
15,625 | 9,5 | 4,375 | 3 | 2 | 1 |
14,44 | 24,7 | 7,3 | 4 | 4 | 0 |
18,49 | 34,4 | -8,35 | 5 | 5 | 0 |
25 | 475 | 10 | 6 | 6 | 0 |
30,25 | 305,5 | 11,05 | 7 | 7 | 0 |
49 | 87,5 | 14,5 | 8 | 8 | 0 |
82,81 | 166,53 | 19,15 | 9 | 9 | 0 |
100 | 245 | 21,25 | 10 | 10 | 0 |
х2=339,615 | ху=680,44 | у=100 |
|
|
|
3.
Посвящается изучению тесноты зависимости между х,y,z и др. Это необходимо сделать для того, чтобы количественно определить гарантию рассчитанного прогноза. Очевидно, что чем теснее связь, тем точнее прогноз. Предел гарантии.
1. В этой связи рассчитываются коэффициенты корреляции.
Корреляционные отношения – это: линейный коэффициент корреляции
Коэффициент корреляции рангов (R) Спиржена:
.
Сначала присваиваются ранги со значением х и значением у.
Нюанс состоит в том, что если встречается два одинаковых значения, то тогда 5 и 6 ранг, например, делили бы пополам.
| d2 | ||
| 0 | - | - |
| 1 | - | - |
| 1 | - | - |
| 0 | - | - |
| 0 | - | - |
| 0 | 0 | - |
| 0 | + | + |
| 0 | + | + |
| 0 | + | + |
| 0 | + | + |
Коэффициент корреляции Фехнера:
.
Расчеты коэффициентов корреляции показывают, что несмотря на разницу в методиках, все они стремятся к 1 и чем это значение ближе к ней, тем надежней прогноз. Значение менее 0,6 свидетельствует о слабой корреляции и расчеты нецелесообразны.
Корреляционная связь не может изучаться без других статистических приемов и показателей анализа.
О чем свидетельствует выборка!
Явления и процессы туризма с позиции статистики состоят из огромных множеств, которые изучить сплошным наблюдением не всегда представляется возможным. Поэтому в туризме прибегают к выборке: вопросы, анкетирование, исключенное интервью, типологическая выборка.
Туристические совокупности обладают разнообразным набором признаков, которые взаимодействуют между собой, обуславливая специфические процессы. Чтобы управлять этими процессами необходимо изучать корреляционные связи, применяя гиперболические связи и параболические связи в условиях множественной корреляции.
Однако этих параметров статистического метода для изучения туризма недостаточно и связано это с тем, что явление туризма относится к числу динамичных в современном мире.
Динамизм в прямом значении – изменение во времени. Отсюда, изменение во времени (динамика) – это своеобразная категория процессов.
Соответственно ряды динамики посвящены изучению временных процессов. Чтобы понять все это нужно опираться на понятие Processus (лат.) – продвижение, движение, смена.
Дословно процесс – это непрерывная последовательная, закономерная смена уровней, этапов, моментов, периодов в развитии чего-либо в нашем случае туристических совокупностей.
Ряды чисел, отражающие этапы, моменты, периоды в развитии статистических совокупностей называются рядами динамики.
Кроме этого в этих рядах появляется символ времени.
Очевидно, что в рядах динамики перекрещиваются 2 измерения материя и время.
Вывод: Эти динамики могут одновременно изучать пространство и время.
Развитие во времени не может представляться как плавно проходящий процесс.
Для того, чтобы изучать динамические ряды в туризме или хронологические ряды, необходимо различать: 1) назначение рядов динамики или что они позволяют изучать? Обработка хронологических рядов позволяет сравнивать и соотносить, то есть при анализе рядов динамики рассчитываются абсолютные показатели, средние и относительные.
Кроме этого ряды динамики дают возможность проделывать это – составлять совокупности друг с другом, нормативный показатель (фактическую стоимость) с фактом, и наоборот, сопоставлять совокупности в пространстве, и во времени.
а) ряды натуральных чисел (тонн, литры, метры – физические единицы);
б) средних величин
в) ряды относительных величин (т.е. например, динамика коэффициента роста чего-то…).
Наиболее существенное значение для методики обработки имеет различение (выделение):
а) интервальных динамических рядов, когда уровни ряда отражают развитие совокупности за весь интервал непрерывного развития.
Например, динамика поедания сыра туристами г. Ялта.
Годы | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Тонны | 13 | 15 | 18 | 16 | 19 | 23 |
Информация о работе Понятие о выборке и выборочном «методе в статистике»