Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:24, лекция
Статистические совокупности – это не только реально существующие множества, но и очень большие множества (примеры: 47 млн. жителей Украины).
Из этого следует, что если при изучении статистических совокупностей пользоваться сплошным наблюдением, то нужны огромные затраты времени.
Рассчитать 1) среднее изменение физического объема закупок продуктов питания; 2) среднее изменение цен на закупаемые продукты; 3) экономию или перерасход.
В целом закупки в отчетном периоде сократились на 5%.
На 567 гр. заплатили больше, притом, что закупок сделали на 5% меньше.
Определить среднее снижение цен на туры в отчетном периоде по сравнению с базисным по следующим данным:
Туры | Снижение цен (%), Х | Выручено от продаж туров в отчетный год, М | |
1. Пешеходные | 18 | 0,82 | 10 |
2. Автобусные | 7 | 0,93 | 13 |
3. Горнолыжные | 10 | 0,90 | 8 |
В этой ситуации, имея такие данные, можно рассчитать среднее изменение цен на туры, рассчитав средний гармонический индекс.
В отчетном периоде произошло снижение всех туров в среднем на 12%, тогда как автобусных всего на 7%, горнолыжных на 10%, пешеходных на 18%.
Допустим, имеются данные о реализации туров ЗАО «Крым-Тур».
Туры | Изменение реализации в V по сравнению с IV мес., Х (%) | Реализация туров в IV мес., | |
1. Пешеходные | +15 | 1,15 | 30 |
2.Автобусные | +8 | 1,08 | 22 |
3.Спелеологические (пещеры) | +17 | 1,17 | 19 |
Рассчитать среднее увеличение реализации туров в мае по сравнению с апрелем.
В данной ситуации пригодным станет средний арифметический индекс.
В среднем реализации туров по всем видам выросла на 1,13%.
Рассчитать индекс изменения количества туристов в регионе, если известно, что их динамика по годам составила:
2001 2002 2003
+8% -7% 1,18
I = 1,080,971,18=1,185
Расчетами установлено, что количество туристов изменилось на 1,185%.
Допустим, имеются данные по реализации и себестоимости путевок по группе туристических учреждений Евпаторийского территориального совета.
Туристические предприятия | 2003 | 2004 |
| ||
Реализация путевок, q0 | Себестоимость путевки (грн.), c0 | Реал., q1 | Аб., c1 | iаб | |
1.Заря | 900 | 400 | 1400 | 410 | 1,025 |
2. Волна | 1700 | 450 | 1200 | 440 | 0,97 |
3. Кристалл | 1050 | 430 | 1250 | 400 | 0,93 |
|
|
|
|
| 2,925 |
| 3650 | 1280 | 3850 | 1250 |
|
iсеб.-? Iсеб.фик.состава-?
Iсеб.перем.состава-?
Iариф. - ?
Iгпрмонич. - ?
410:400=1,025
440450=0,97
400:1050=0,38
Снижение себестоимости произошло за счет изменения структуры реализации путевок.
Туризм – явление исключительно пространственное, то есть развивается в пространстве и за счет пространства.
По определению МСОТО, турист – это человек, выехавший из страны с целью отдыха, развлечения и т.д., а не работы.
Работнику туризма приходится анализировать пространственные различия туристического процесса в отдельных и структурных и региональных. Туризм – явление сложное, полиструктурное во многом при анализе неподдающееся прямому суммированию в ходе обобщающего статистического анализа. Поэтому необходимо прибегать к услугам территориальных индексов. Территориальные индексы почти не отличаются от обычных экономических индексов.
Территориальные индексы – это тоже обобщающие, средние, относительные показатели, но индексирование осуществляется в пространстве. Индивидуальные территориальные индексы аналогичны экономическим, только фигурирует понятие регионы:
. Единственная сложность состоит в том, кого считать регионом А, а кого В?
Регион А всегда выступает как исследуемый регион.
Общие индексы в территориальном аспекте рассчитываются сложнее в виду трудностей выбора соизмерителя. Возможны 3 варианта региона А: продукция, соизмерители, время; соизмеритель региона В; средний региональный показатель.
Сумма А+В.
Аналогична методика расчета индексов переменного состава:
.
При анализе территориальных различий индексных явлений очень важно изучать влияние территориальных структурных сдвигов.
Допустим, имеются данные о реализации путевок здравницами двух регионов:
Путевки | Регион А | Регион В | ||
Реализация, qA | Стоимость (цена), PA | Реализация, qB | Стоимость(грн.), PB | |
1. 24 днев. | 300 | 800 | 360 | 750 |
2. 12 днев. | 150 | 400 | 130 | 140 |
3. Вых дн. | 270 | 230 | 350 | 300 |
4. Празд-ые туры | 120 | 270 | 180 | 150 |
| 840 | 1700 | 1020 | 1340 |
Сравнить экономические регионы по стоимости путевок?
Рассчитать общие агрегатные индексы цен фиксированного состава и переменного, индекс структурных сдвигов?
1) 2)
1)
469,6:313,5=1,5 –
2)
Для полноты и глубины анализа необходимо еще изучать и выявлять различия в физическом объеме реализации путевок.
Анализ будет неполным, если не применить группировку.
В экономико-статистическом анализе явлений туризма необходимо исследовать индексным методом и другие составляющие по этой же схеме, анализируется физический объем, структура потребления, стоимость рекреационных ресурсов.
Результаты расчетов обязательно отображаются графически и особенно картографически.
Достаточно посчитать эти индексы по всем регионам.
Индексы не могут и не должны рассматриваться конечной инстанцией в экономико-статистическом анализе туризма. Их надо дополнять и простыми величинами и группировками.
Информация о работе Понятие о выборке и выборочном «методе в статистике»