Причины и возможности сокращения «теневого» импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ «теневого» импорта и методик их статистической оценки.

Задачи курсовой работы:

изучение теоретических основ статистики внешнеэкономической деятельности;
анализ методологии статистики «теневого» импорт;
анализ причин и возможностей сокращения «теневого» импорта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика. Специальная таможенная статистика 6
1.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению 11
2. Методология статистики «теневого» импорта 14
2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики 14
2.2. Зеркальные сопоставления импорта в статистике внешней торговли 18
3. Причины и возможности сокращения «теневого» импорта 25
3.1. Анализ причин «теневого» импорта 25
3.2. Основные направления снижения «теневого» импорта 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Статистика теневого импорта.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Товарная номенклатура  внешнеэкономической  деятельности и функции таможенных органов по ее ведению

      В настоящее время экономическое  и научно-техническое сотрудничество между странами характеризуется быстрыми темпами роста международной торговли, появлением на рынке все новых и новых товаров, повышением доли их наукоемкости и технической сложности, повышением потребителей к их качеству и надежности.

      Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью  и сельским хозяйством разных государств и поступающих на мировой рынок, насчитывает сотни тысяч всевозможных видов и разновидностей, которые невозможно достаточно полно изучить каждый в отдельности, если не применять систему их группировки и не систематизировать по отдельным группам однородных товаров. Этим целям служит система классификации товаров.

      В практике внешнеторговой деятельности в Российской Федерации для классификации и кодирования экспортных и импортных товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это общероссийский классификатор, который основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). ГС — это товарный классификатор, принятый в международной практике (в странах Европейского союза) в качестве товароведческой составляющей для публикации таможенных тарифов и статистики внешнеторговой деятельности.

      Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, классификация и кодирование  товаров являются важными составными элементами таможенного дела. От правильного определения кода того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.

      Термин  «классификация» означает распределение  множества объектов на определенные подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и т. д.). В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваиваются специальные коды.

      Код товара по ТН ВЭД состоит из девяти цифр, где первые шесть цифр означают код товара по ГС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки  образуют код товара по ТН ЕЭС, девятая  цифра, пока во всех случаях «О», предназначена для возможных дополнений в будущем с учетом интересов России. В настоящее время в практику вводится десятеричная система кодирования товаров.t

      Декларирование  товара не своим наименованием, то есть неправильным указанием его кода по ТН ВЭД является нарушением таможенных правил. При декларировании товара в ГТД (графа 31) должно быть дано конкретное наименование декларируемого товара с учетом всех дополнительных его характеристик (размерные показатели, состав сплава, модель, волокнистый состав, конструкция и другие отличительные признаки).

      Пользование ТН ВЭД требует определенных навыков  и знаний. Для точного определения  кода товара необходимо использовать три составные части ТН ВЭД (собственно номенклатурную часть, Примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации ТН ВЭД). Комплексным руководством для определения кода являются Основные правила интерпретации и таковых правил шесть. В соответствии с пятью первыми правилами определяют товарную позицию (4 первые знака). По шестому правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (остальные знаки кода).

      К компетенции таможенных органов  среди прочего отнесена и функция ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Это -достигается путем:

  • обеспечения отслеживания всех изменений и дополнений международной основы ТН ВЭД, международных пояснений и иных решений по толкованию этой основы;
  • приведения ТН ВЭД РФ в соответствие с ее международной основой;
  • обеспечением опубликования ТН ВЭД и вносимых в нее изменений;
  • разработкой и утверждением пояснений по толкованию ТН ВЭД и обеспечением их опубликования;
  • осуществлением ряда иных функций по ведению ТН ВЭД.

      Кроме того, таможенные органы представляют российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части, разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД; участвуют в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ.

      Решения о классификации товаров, принятые, таможенными органами являются обязательными. Решения же других органов и учреждений по классификации товаров в таможенных целях не используются2.

 

2. Методология статистики «теневого» импорта

2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики

      Макроэкономические  показатели стали объектом пристального внимания в России в начале 90-х годов XX века, что стимулировалось внедрением в практику государственной статистики международной методологии учета и анализа. В этот период Правительство РФ утвердило «Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».

      В середине 90-х годов XX века в экономической теории и практике особенно актуальным стал вопрос о теневой составляющей макроэкономических показателей. Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» была предусмотрена разработка методологии получения информации о теневой экономике, поставлена задача создания системы мониторингов и обеспечения взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях.

      В странах Западной Европы и в Америке к этому времени уже сложился определенный опыт работ в этой области, тогда как в России имелись только разрозненные исследования, относящиеся к отдельным видам деятельности.

      Среди наиболее известных работ перечислим труды В. Танзи (V. Tanzi), Э. Фейга (E.L. Feige),. Ф. Шнейдера (F. Schneider), Ж. Виллара (J.-C. Willard), Д. Блэйдса (D. Blades), П. Пестьо (P. Pestieau), Ф. Бартелеми (Ph. Barthelemy), M. Кальзарони (М. Calsaroni), Ж. IlIapMca(J. Charmes), Б. Даллаго (В. Dalla-go), Б. Фрея (B.S. Frey) и др. Ими рассмотрены разные аспекты измерения теневой экономической деятельности (ТЭД) в целом или некоторых ее составляющих (в первую очередь скрытой и неформальной деятельности). Вопросы изучения нелегальной экономической деятельности (НЭД), а уж тем более, вопросы нелегального импорта, затрагиваются лишь в небольшой степени; основное внимание авторы уделяют классификации теневой экономики и выделению такой ее компоненты, как «нелегальная деятельность».

      Практически все авторы оценивали долю ТЭД в процентах к ВВП (или ВНП), не соотнося свои результаты с концепцией Системы национальных счетов. Внедрение результатов измерения ТЭД в СНС либо полностью отсутствовало, либо осуществлялось экспериментально, либо сопровождалось серьезными допущениями3.

      В зарубежной практике в качестве основного  метода учета ненаблюдаемых статистических явлений принят монетарный метод. Монетарный метод основан на предположении, что в нормальных экономических условиях при низкой инфляции и неизменной скорости обращения денег динамика производства ВВП должна совпадать с динамикой прироста денежной массы. Если же деньги выпускаются в оборот, а официальный показатель ВВП не растет, то можно предположить, что существует теневой ВВП, который и связывает лишние деньги. Разновидностью этого метода является анализ соотношения наличного и безналичного денежного обращения. При этом делается предположение, что неофициальные операции и сделки совершаются в основном при помощи наличных денег. Тогда увеличение показателя, характеризующего долю наличных денег в общей денежной массе по сравнению с неким «нормальным» уровнем, может служить индикатором теневой экономики.

      По  данным Л.Братановой, среди стран  – участниц ЕЭК производятся оценки по следующим видам нелегальной деятельности: производство, импорт, продажа и потребление незаконных наркотических средств, проституция, торговля незаконно ввезенной и произведенной аудио- и видеопродукцией, хищения, контрабанда.

      Качество  полученных результатов в области  измерения теневой деятельности зависит от достоверности и надежности информационной базы расчетов, адекватных методов сбора и обработки информации, комплексного подхода к информационно-статистическому обеспечению процессов ее измерения. Опыт зарубежных экономистов и статистиков в этой области не должен оставаться без внимания.

      В условиях России монетарный метод не мог быть использован, так как  его результаты, зависят от выбранного базисного периода, в котором полностью отсутствовала бы теневая составляющая макроэкономических показателей, а такой период трудно выделить. Кроме того, монетарный метод предполагает, что все теневые операции производятся в наличной национальной валюте. Это требование в условиях современного экономического развития России не может быть выполнено.

      Учитывая  специфику России, была предложена концепция определения объема теневых  потоков на базе Системы национальных счетов - той модели, которая используется для анализа пропорций и результатов функционирования рыночной экономики в 150 странах мира. Система национальных счетов (СНС) нацелена на обеспечение информацией органов государственного управления, позволяет охарактеризовать процессы формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономической деятельности. Именно данная модель используется для прогнозирования экономической ситуации страны. СНС предусматривает взаимосвязь всех макроагрегатов, что обеспечивает их комплексный анализ; а также взаимодействие трех стадий движения стоимости товаров и услуг, что позволяет проследить процесс возникновения теневых составляющих на каждой стадии. К тому же СНС может строиться как на региональном, так и на федеральном уровнях.

      Государственная статистика России использует понятие «ненаблюдаемая экономика», которое включает следующие элементы:

  1. скрытая экономическая деятельность - законная деятельность, преуменьшаемая с целью уклонения от уплаты налогов;
  2. неформальная деятельность, то есть деятельность индивидуальных производителей, домашних хозяйств, которая не охватывается официальной отчетностью;
  3. нелегальная экономическая деятельность, охватывающая производство товаров и услуг, запрещенное существующим законодательством4.

      Последний элемент фактически не учитывается  ни одной страной, нет четких указаний и по учету скрытой экономической деятельности. В силу этого в ненаблюдаемую экономику включаются только элементы, входящие в официальный процесс производства, но по тем или иным причинам не охваченные учетом. Эти составляющие отражаются в счете производства, а теневые потоки, формирующиеся на всех других стадиях движения стоимости, оказываются неучтенными.

      Переход от термина «теневая экономика» к  термину «ненаблюдаемая экономика» также представляет собой результат  длительных теоретических дискуссий  и принятых соглашений.

      Под теневой экономикой понимается совокупность операций, противоречащих требованиям учета, налогообложения и действующего законодательства и приводящих к появлению материальных и финансовых потоков, не выявляемых открытыми проверочными методами. На каждой стадии формируются свои теневые потоки, их объем вырастает по мере перехода от одной стадии к другой. На первой стадии создается только теневой продукт и услуги; на второй - теневая прибыль и скрытая оплата труда; на третьей - к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов.

      Выявление теневых потоков на каждой стадии движения стоимости требует некоторого изменения структуры счетов: добавление к каждой «официальной» статье ее теневой составляющей.

      В России одним из основных методов оценки качества данных об импорте являются так называемые «зеркальные» сопоставления импорта. Данный метод позволяет составлять показатели неучтенного ввоза, используя при этом наиболее актуальную и доступную на момент проведения расчетов информацию по группам товаров и корректировать макроэкономические показатели с учетом «теневого» импорта.

2.2. Зеркальные сопоставления  импорта в статистике  внешней торговли

      В России в соответствии с действующим законодательством ведение статистики внешней торговли осуществляется Федеральной таможенной службой. Генерируемые ею данные об импорте товаров важны и для организации бюджетного цикла, и для формирования макроэкономической статистики — платежного баланса, системы национальных счетов. Именно поэтому корректность сведений о ввозе товаров из-за рубежа с точки зрения их полноты, достоверности и методологической состоятельности представляет особую важность.

Информация о работе Причины и возможности сокращения «теневого» импорта