Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ «теневого» импорта и методик их статистической оценки.
Задачи курсовой работы:
изучение теоретических основ статистики внешнеэкономической деятельности;
анализ методологии статистики «теневого» импорт;
анализ причин и возможностей сокращения «теневого» импорта.
Введение 3
1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика. Специальная таможенная статистика 6
1.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению 11
2. Методология статистики «теневого» импорта 14
2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики 14
2.2. Зеркальные сопоставления импорта в статистике внешней торговли 18
3. Причины и возможности сокращения «теневого» импорта 25
3.1. Анализ причин «теневого» импорта 25
3.2. Основные направления снижения «теневого» импорта 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Негативные последствия такого положения сказываются не только в том, что федеральный бюджет теряет доходы. Не менее важно и то, что нарушаются условия равноправной конкуренции внутри страны, создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства. «Теневой» импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет эффективность тарифной политики государства.
Факты «теневого» импорта многочисленны. 04 апреля 2006 года сотрудниками оперативных подразделений Шереметьевской таможни был выявлен факт перемещения товаров через таможенную границу РФ с нарушениями действующего законодательства. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено следующее: в Шереметьевскую таможню были поданы документы на груз, согласно которым некая фирма-импортер перемещала через таможенную границу РФ мягкие контактные линзы для коррекции зрения в количестве 19 мест общим весом 153 кг. Однако в ходе таможенного досмотра груза было установлено, что количество контактных линз во флаконах превышает заявленное на 3700 шт., а количество линз в индивидуальных пластиковых упаковках — на 24858 шт.
Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России (ГУБК ФТС России) подвело итоги спецоперации «Гиацинт», проведенной в феврале — марте 2006г. по всей стране и направленной на выявление нарушений при перемещении через таможенную границу цветочной продукции. Данный сегмент рынка является привлекательным для недобросовестных предпринимателей и позволяет незаконно получать значительный доход, используя лазейки в таможенном законодательстве, в том числе заявление таможенному органу недостоверных сведений при оформлении ввозимой продукции, что выражается в занижении стоимости перемещаемой партии цветов или выдача по документам одного вида товара за другой с более низкой ставкой импортной пошлины. В ходе операции сотрудниками таможни выявлены новые схемы и каналы незаконного ввоза цветочной продукции в Россию, а в отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности возбуждено 2 уголовных дела по ст. 188 УК РФ (контрабанда) и более 50 дел об административных правонарушениях. В результате проведённых мероприятий объём цветочной продукции, прошедшей таможенное оформление, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 34%, стоимость — на 50%, сумма взысканных таможенных платежей возросла на 41%, в федеральный бюджет перечислено около 17 млн. долл. США.
Одна московская фирма использовала достаточно банальную схему уклонения от уплаты таможенных платежей, заключающуюся в занижении количества перемещаемых товаров. Таможенникам удалось установить маршрут следования контрабандного груза, в результате чего на таможенном посту «Хыркасы» Чувашской таможни (в зоне деятельности Приволжского таможенного управления) было задержано две большегрузных фуры, следующих из Китая в Москву по процедуре международных дорожных перевозок. По предварительным подсчётам 17,5 тыс. пар обуви не было задекларировано, причём часть товара была сокрыта в тайнике, оборудованном в одном из грузовиков. Стоимость задержанного товара составляет более 2,5млн. руб. Товар следовал в адрес московской фирмы, осуществляющей оптовую торговлю товарами народного потребления.
Другое задержание произведено на подступах к столице — в Сергиевом Посаде, где при проверке четырех контейнеров оказалось, что вес каждого из них был занижен на несколько тонн, а общая стоимость незадекларированного товара превысила 3 млн. долларов США.
Значительный
ущерб федеральным доходам
В марте 2007 года Управлением собственной безопасности при содействии правоохранительных органов Финляндии и Великобритании пресечена деятельность преступной группировки (с участием таможенников), которая организовала незаконный ввоз в Россию дорогостоящих моторных яхт. Деятельностью преступной группы государству нанесен ущерб в размере 1 млн. долларов США. В отношении участников данной преступной группы возбуждены уголовные дела.
В январе 2008 года от руководителей одной из коммерческих фирм, занимающихся реализацией парфюмерии, получена информация о вымогательстве со стороны сотрудников Центральной оперативной таможни 200тыс. долларов США за прекращение проверки в отношении указанной фирмы. При получении взятки в размере 30 тысяч долларов США данные сотрудники были задержаны с поличным.
Приведенные данные говорят о размахе «теневого» импорта и необходимости мер по его снижению.
Таким образом, причинами «теневого» импорта являются:
Проблема экономической безопасности бизнеса на сегодняшний день актуальна, «теневой» импорт переполняет страну. Это общегосударственная проблема, она касается реформирования законодательства, решения проблем правоприменительной практики, усовершенствования Таможенного кодекса, борьбы с коррупцией и прочее. По оценкам Центрального банка РФ, объем «теневого» импорта в России составляет 12,5 млрд долларов в год, это продукция из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Турции. Неучтенный импорт по отдельным видам продукции в 2-2,5 раза превышает отечественное производство. При этом предприятия легкой и текстильной промышленности – одни из тех, кто наиболее страдает от проникновения на российский рынок контрафактной продукции. В России продолжается процесс вытеснения отечественных товаров с российского рынка, сегодня их объем на этом рынке составляет менее 20%. Этот процесс происходит на фоне роста емкости российского рынка.
В связи с этим, на сегодняшний день главной задачей является формирование прозрачного внутреннего рынка продукции отечественной промышленности, на который основная масса товаров поступала бы по контрактам и договорам. Для создания такого рынка нужно использовать механизмы таможенного регулирования, «регулирования импорта и торговли по масштабам и структуре». Целесообразно также подготовить решение Правительства РФ по квотированию на несколько лет импорта на территорию России из Китая, Турции, Кореи.
Необходимо внести изменения в ст. 282 ТК РФ, предусматривающих снижение стоимостного предела для ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами для личного пользования. Также непросто обеспечить исполнение действующих законодательных норм по защите рынка товаров от «серого» импорта и производства, что ставит в неравные конкурентные условия отечественных производителей.
Торговая политика Российской Федерации как один из компонентов благоприятного инвестиционного климата должна быть нацелена на то, чтобы дать отечественным производителям возможность стабильного сбыта товаров на внутреннем рынке. Необходима также радикальная перестройка всей системы работы по проведению стандартизации, экспертизы и сертификации выпускаемой продукции.
Одна из острейших проблем российской промышленности – неравные с импортерами конкурентные условия для отечественных производителей, которые сложились на нашем рынке. В первую очередь речь идет об импортерах – нарушителях законодательства о внешнеторговой деятельности, которые ввозят товары по «серым» и «черным» схемам и не платят пошлин и налогов, что позволяет им реализовывать товар по демпинговым ценам. Пока российский рынок заполнен импортным демпинговым товаром, говорить о развитии отечественной промышленности сложно.
Российский товарный рынок очень емкий, но «сегодня Россия стала мировой барахолкой, на которую везут весь бросовый товар, не допущенный на рынки ведущих мировых стран». При сворачивании производств страна теряет рабочие места, что осложняет социальную обстановку во многих небольших городах, кроме того, бюджет недополучает огромные средства от налогов и пошлин. Эти потери оцениваются более чем в 5 млрд долларов в год.
Для решения проблем российской промышленности, использования имеющихся производственных мощностей и сырьевых возможностей не менее половины российского рынка должно заполняться продукцией отечественного производства. Кроме того, необходимо постоянно вести работу по пресечению нарушений на таможне и в торговле, по урегулированию уплаты торговцами и экспортерами налогов и пошлин. Необходимо привести требования по безналоговому ввозу товаров физическими лицами в соответствие с мировой практикой, когда без уплаты налогов разрешен ввоз товаров на сумму в 500 долларов. При этом нужно ограничить число таких ввозов до 1-2 в квартал. Также необходимо совершенствовать систему предотвращения продаж нелегального товара, разработать меры по уничтожению контрабанды и контрафакта, усилить контроль качества товаров на границе на основе соблюдения обязательных требований и стандартов. На основе мониторинговой оценки состояния рынка следует проводить таможенную политику, стимулирующую экспорт отечественных товаров.
В целях совершенствования законодательства в сфере российской промышленности необходимо разработать специальный закон о потребительском рынке, а также торговый кодекс РФ. Так считают многие российские экономисты и практики7. В связи с этим надо привлекать инвесторов вкладывать средства в развитие отечественной промышленности, «пускать в страну не товар, а деньги».
Помимо регулирования таможенно-тарифной политики необходимо добиваться того, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной.
Таким
образом, к мерам по снижению «теневого»
импорта можно отнести
Перед исследователем в данной курсовой работе была поставлена цель проведения анализа «теневого» импорта и методик их статистической оценки.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
В
России в соответствии с действующим
законодательством ведение
Важность учета «теневого» импорта обуславливается его огромными потоками и влиянием на экономику России.
Причинами «теневого» импорта в России являются:
К мерам по снижению «теневого» импорта относятся следующие:
Информация о работе Причины и возможности сокращения «теневого» импорта